Сценарий организованной образовательной деятельности "Волшебница вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Труфанова Валентина Васильевна

Сценарий организованной образовательной деятельности "Волшебница вода" . Исследовательская деятельность в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий организованной образовательной деятельности  
"Волшебница вода"

Подготовительная группа

Программное содержание:

1.Образовательные:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды: текучесть, пар тоже вода, вода может растворять предметы;
-подвести детей к выводу, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
- закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
- закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
2.Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

-развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

-развивать навыки проведения лабораторных опытов;
-продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

- развивать слуховое внимание, учить различать неречевые звуки - звуки природы

3.Воспитательные:

развивать        социальные навыки: умение        работать в группе, учитывать мнение        партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..
5.Чтение художественной литературы.

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
Прозрачные, стеклянные стаканчики, колбы с водой, воронки.
Фильтровальная бумага, чайник.
Вещества: растительное масло.

Деревянные и железные предметы

Ноутбук, экран, проектор.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая, парами.

Форма проведения занятия: организация опытно – исследовательской деятельности.

Ход занятия

Звучит фрагмент песни из мультфильма по произведению А.Волкова  «Волшебник  Изумрудного города»

Воспитатель: Дети, вы узнали из какого произведения эта мелодия?

Назовите главных героев этой сказочной повести.

А теперь давайте вспомним, в какое стихийное бедствие попали герои по дороге в Изумрудный город?

Дети: Элли и её друзья попали в наводнение.

Вос-ль: А что происходит с водой в реке во время наводнения и почему?

Дети выдвигают гипотезу- воды в реке становится очень много  и она разливается во все стороны, затопляет всё вокруг.

Вос-ль: Давайте проверим ваше предположение. Перед нами большой поднос, на котором ёмкость с водой-это река. А мы с вами возьмём сосуды с водой и будем наполнять нашу речку, как будто  маленькие ручейки стекаются в большую реку.

Самостоятельная работа детей.

Дети делают вывод. Когда в реку поступает очень много воды , она не успевает протекать и разливается на берега, затопляя их.

Вос-ль: Ребята, а какая у героев возникла проблема, когда они подошли к реке?

Дети: Элли и её друзьям нужно как-то перебраться через реку.

Вос-ль: Ребята, а как бы вы могли помочь отважным путешественникам в трудной ситуации.

Дети: Мы можем посоветовать героям построить лодку.

Вос-ль: А из чего? Какой материал для этого подойдёт.

Дети выдвигают гипотезы.

Вос-ль: Давайте опытным путём выясним, из чего лучше построить лодку, чтобы она не утонула и выдержала героев.

Давайте всё подготовим для нашего экспериментирования.

Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос - ль: Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг о друга, можно разбить.
Дети отбирают лабораторный материал и располагают на своих столах.

Вос-ль: Что мы с вами будем проверять на опыте?

Дети: Какой материал утонет, а какой нет.

 Самостоятельная работа детей. Формулировка вывода.

Вос-ль: Ребята, вы сделали правильный вывод и давайте зафиксируем результат нашего эксперимента в дневнике наблюдений.

Вос - ль: Ребята, а сейчас из своего опыта вспомните, что происходит с такими веществами как соль и сахар, когда мы их помещаем в воду?

Дети:  они в ней исчезают.  
Вос - ль: А теперь давайте вспомним тот случай, когда Железный Дровосек потерял в реке свою маслёнку. Как вы думаете, что произошло с маслом.

Высказывания детей.

Вос-ль: А как можно проверить нашу гипотезу?

Идет самостоятельная работа детей.  Дети растворяют в воде растительное масло.

Дети делают выводы, заносят их в дневник.

Вос-ль: А как вы думаете, можем ли мы помочь Железному Дровосеку  очистить воду от масла?
Дети выдвигают гипотезы. Воспитатель предлагает их проверить.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из фильтровальной бумаги. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.

Вос - ль: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос - ль: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.

Вывод: опыт прошёл успешно-помогли решить Дровосеку его проблему.

Вос - ль: Ребята, а теперь такой вопрос: как ведёт себя вода в реке во время наводнения?  

Дети: она бурлит.

Во-ль: А может вода бурлить в комнате в каком-либо сосуде?
Дети: может, когда её кипятят.
Во-ль: Давайте с помощью чайника вскипятим  воду.
Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вос - ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Вос - ль: А какая кипящая вода?
Дети:  она очень горячая

Вос - ль: Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.

Вос - ль: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
А как это можно проверить?

Дети высказывают гипотезы. Воспитатель предлагает их проверить.

Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".

Дети заносят результат опыта в дневник.

Вос-ль: а когда мы встречаемся с таким явлением в природе?

Вос-ль: Ребята, мы с вами уже знакомы с круговоротом воды в природе.

А теперь я предлагаю его смоделировать. (один ребёнок выкладывает схему круговорота воды на мольберте, а другой поясняет).

Вос-ль: А теперь расскажите, где в природе встречается вода?

Дети: ручей, река, море, водопад и т.д.

Вос-ль: Ребята во всех этих источниках вода при течении издаёт разные звуки, и я приглашаю вас поиграть в интерактивную игру «Звуки воды»

Дети на слух по звучанию воды угадывают источник.

 Вос-ль: Давайте подведём итоги.

 Кому помогли в решении проблемы?

Какие выводы мы сегодня сделали?

Зачем нужна эта информация?

Людям каких профессий  могут понадобиться данные сведения?

 Что может произойти, если этого не знать?

Что было самым сложным? Что вы узнали нового?

А теперь давайте оценим свою работу на занятии и работу товарищей.

Вручаются медали.

Вос-ль: лабораторное оборудование и игра остаются в нашей группе, при желании вы можете поэкспериментировать и поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект – сценарий Совместной непосредственно – образовательной деятельности «Волшебница вода» Образовательная область «познание» Подготовительная группа

знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнять представления детей о том, что вода ва...

Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебница вода" (экспериментирование с детьми 4-6 лет)

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи:1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, ...

Конспект образовательной деятельности "Волшебница вода"

Данный материал поможет педагогам познакомить детей со свойствами воды, используя экспериментирование и проблемные ситуации...

Конспект образовательной деятельности "Волшебница вода"

Конспект образовательной деятельности "Волшебная вода"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА».

Цель: формирование ценностного отношения к воде как к источнику жизни на земле....

Организованная образовательная деятельность "Волшебница вода" во второй младшей группе

Цель: познакомить детей со свойствами воды. Задачи:Развивающая: Развивать социальные навыки, познавательный интерес; умение работать в группе дружно, согласованно;  развивать внимание, мышле...

Сценарий организованно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с воспитанниками 6-7 лет «Вода – волшебница»

Сценарийорганизованно-образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»с воспитанниками 6-7 лет«Вода – волшебница»...