Ознакомление детей с природоведческой литературой
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования и воспитания дошкольников, так как она:

·        Воспитывает у детей гуманное отношение к природе;

·        Формирует начальные экологические знания о природе и ее законах;

·        Учит детей видеть и чувствовать красоту природы;

·        Воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу;

·        Дает детям знания по уходу за растениями и защите природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_prirodovedcheskoy_literaturoy.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с природоведческой литературой

    Главная задача экологического образования в детском саду - научить детей любить и беречь природу, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Экологическая культура дошкольников - это осознанное правильное отношение к явлениям, объектам живой  и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан с чтением художественной литературы и включает в себя: чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснение воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, мы используем детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.

    Одним из первых писателей-природоведов для детей был В.В. Бианки. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме дает детям научные знания о природе. Содержание книг В.В.Бианки научно достоверно. Оно помогает детям познавать природу во всем ее многообразии. Виталий Бианки - писатель, который писал научно-художественные книги для малышей. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Его книги «Лесная газета», «Страна зверей» и другие прославили его имя, сделав классиком жанра. Сказки Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?» интересны для детей и помогают понять ребенку особенности строения того или иного животного. Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного».

    Ещё один автор познавательных книг для детей – М. М. Пришвин. Главный герой произведений Михаила Пришвина - умный и любознательный человек, относящийся к природе любовно и бережно. Произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» -  нравственная суть  взаимоотношений Насти и Митраши.

    Писатель-природовед Е.Чарушин любит наблюдать за животными. Рассказы Евгения Чарушина производят более сильное впечатление еще и тем, что он сам их иллюстрирует. Евгений Чарушин стремился «понимать животное — понимать его    движения и мимику». И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла.            

Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.

    Тема произведений Н. Сладкова - жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа. Как видит рыба? Кто чем дышит? Что ест щурёнок? Сколько на земле воды? На эти и многие другие вопросы отвечает   Н. Сладков в книге «Подводная газета». Свои впечатления от путешествий он описывает в многочисленных книгах. Произведения Н. Сладкова – книги встреч, знакомств открытий.
Только надо быть внимательным и постараться не пропустить их.

    Детская природоведческая книга способствует обогащению, расширению диапазона имеющихся у дошкольников знаний о природе, формированию у детей материалистического миропонимания, основы представления о мире природы. Чтение природоведческой литературы делает понятным, доступным, ясным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы, и знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно.

    С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, о необычных эпизодах взаимодействия человека и природы, уточнить и конкретизировать представления о предметах, явлениях. Чтение художественного произведения развивает у детей познавательный интерес, наблюдательность, помогает осознать общую экологическую картину мира.    В доступной увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.

    Природоведческая книга помогает воспитателю объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность дошкольникам осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем.

    Природоведческая литература, как и любая художественная литература, рекомендованная для чтения детям, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Слушая и воспринимая книгу, ребенок учиться думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У него развивается память, мышление, внимание, воображение.

    В занимательной высокохудожественной форме авторы книг о природе дают маленькому слушателю не только знания о природе, но и воспитывают в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла. Они учатся переживать, радоваться, сострадать, постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей одновременно является художественным произведением, в этом её особенность.

    Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми разных возрастных групп, но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книгу используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки, может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Природоведческую книжку воспитатель читает и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

    Таким образом, детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования и воспитания дошкольников, так как она:

  • Воспитывает у детей гуманное отношение к природе;
  • Формирует начальные экологические знания о природе и ее законах;
  • Учит детей видеть и чувствовать красоту природы;
  • Воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу;
  • Дает детям знания по уходу за растениями и защите природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...