Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в космос»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Давыдова Лариса Юрьевна

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие в космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konspekt_kosmos.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическое объединение «Интегративный  и деятельностный подход к организации образовательной деятельности с детьми по освоению образовательной области «Познание»  на основе мониторинга в 2012-2013у.г.»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в космос»

Авторы конспекта: воспитатели Трифонова Вера Николаевна и Савенкова Елена Владимировна, учитель-логопед Давыдова Лариса Юрьевна

Город, район, № ДОУ, представивший конспект: Санкт-Петербург, Колпинский район, ГБДОУ №60

Участники: дети старшей группы

Количество детей:   6   человек

Длительность:   25  минут

Педагогический замысел:

  • Задачи мониторинга освоения детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

      Образовательная область Познание

  1. Определить уровень сформированности целостной картины мира (знает название своей страны  и ее символику – флаг, гимн, праздники ).
  2. Систематизировать представления  о некоторых характерных особенностях знакомых геометрических фигур (по цвету, форме, размеру находить определенную фигуру).
  3. Закрепить у детей знания  некоторых представителей животного мира (морских обитателей).
  4. Выявить умения  ориентироваться в пространстве, на плоскости и умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, правильно пользоваться порядковыми числительными.
  5. Закрепить знания детей о празднике «День космонавтики» и о первом космонавте   Юрии Гагарине.
  6.  Выявить уровень сформированности зрительного восприятия, анализа и синтеза.

                  Образовательная область «Коммуникация»

  1. Проанализировать умения детей рассказывать, используя схемы, делать выводы.
  2. Совершенствовать речь детей, умение слушать и слышать рассказ другого ребёнка, расширять кругозор.
  3. Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
  4. Проанализировать умение детей строить высказывания.

                   

Образовательная область «Социализация» 

  1. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  2. Выявить способность проявлять терпение и доброжелательность во взаимодействии с партнерами, выполнять творческую работу в подгруппе.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  4. Выявления уровня сформированности навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Образовательная область «Музыка»

                 1. Выявить умения различать жанры музыкальных произведений.

                 2. Выявить умение ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки(марш, вальс).

                 3.Выявить умение различать на слух звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

                 

  • Задачи мониторинга интегративных качеств

       Определить уровень развития интегративных качеств:

  1. «Любознательный, активный» - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, проявляет интерес к конструированию, изобразительной деятельности.
  2. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» - адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, проявляет умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом другого ребенка.
  3. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» - может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности, способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения анализируемым объяснениям, ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений( впереди – сзади, слева – справа, между, рядом с, около).  Способен использовать простые схематические изображения для конструирования.
  4. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» - умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции, имеет навыки организованного поведения, способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.
  5. «Способный управлять своим поведением  планировать свои  действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» - проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.
  6. « Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» - знает, что мы живем в России. Имеет представления о флаге, мелодии гимна.

Предварительная работа

Материал:

1.Полифункциональный конструктор.

2.Рисунок  ракеты.

3.Флаги трех стран: России, Англии, Турция.

4.Планеты с карточками (изображение половинок предметов, зеркальные буквы, недописанные буквы, морские обитатели).

5.Карточки с кодами и зашифрованными геометрическими фигурами.

6.Музыкальные инструменты: музыкальный треугольник, маракасы, металлофон, бубен, колокольчик.

7. Аудиозаписи.

8.Атрибуты к оформлению предметно-развивающей пространственной среды: зеркальный шар, колба с водой, звуковой квадрат, психологический коврик, пуфики, звездный дождь.

Интегративное качество

Критерии мониторинга

Ход совместной деятельности

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • Признает равенство прав

участников общения, проявляет умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом другого ребенка, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения – 3 балла

  • Может поддержать беседу,

может высказать свою точку зрения, не признает равенство прав всех участников беседы – 2балла

  • Участвует в беседе, выражает

согласие с ответом других детей, формулирует свою точку зрения с помощью взрослого – 1балл

  • Способен удерживать в памяти при выполнении действий несложные условия, принимать установку на запоминание,  сосредоточено действовать в течение определенного отрезка времени – 3 балла
  • Частично удерживает в памяти несложные условия при выполнении действий, сосредоточенно действуеи в течение определённого времени – 2 балла
  • Частично удерживает в памяти несложные условия при выполнении действий, не принимает установку на запоминание, не может сосредоточено действовать в течение определенного отрезка времени – 1 балл

    Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель начинает  беседу.

- Ребята, какое сейчас время года?                                        

 - Какие праздники в России отмечаются весной?                      

 -  Почему 12 апреля мы отмечаем этот праздник?

 -  Как называются ученые, которые наблюдают за звездами?                                                                                                  А Вероника знает замечательное стихотворение об астрономах.

Сюрпризный момент.  Звучит звонок телефона. С обсерватории поступил сигнал SOS.

Жители планет другой Галактики попали в беду и просят прислать команду спасателей.

Ситуативный разговор с детьми на тему  «Какими качествами должны обладать спасатели?».

Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу и выполнить определенные задания.                          

«Отряд, постройся в одну шеренгу!»

 - Рассчитайтесь по порядку.

Первый, кто стоит слева от тебя?

Четвертый, кто стоит справа от тебя?…                                           «Отряд, направо!» (Перестроение в колонну)

-Кирилл, стань первым в колонне.

Полина, встань между Вероникой и Колей.

Коля, кто перед тобой?

Саша, кто за тобой?

- Молодцы, вы очень организованная команда.

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

« Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

  • Умеет работать по правилу и по

образцу, использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, слушать взрослого, выполнять его инструкции, имеет навыки организованного поведения – 3балла

  • Умеет работать по образцу,

выполнять не сложные инструкции взрослого,  использует простые схематичные изображения для решения несложных задач  с частичной помощью взрослого, не имеет навыков организованного поведения – 2 балла

  • Слушает взрослого при

обращении внимания, не может работать по образцу, использует простые схематичные изображения для решения несложных задач только с помощью взрослого, , не имеет навыков организованного поведения – 1 балл

Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ – 3 балла

Имеет частичные представления о флаге, гербе, мелодии гимна РФ – 2 балла

Не имеет представления о флаге, гербе, мелодии гимна РФ – 1 балл

  • Проявляет активность,

самостоятельность, может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, способен рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и давать адекватные объяснения - 3 балла

  • Может применять

самостоятельно усвоенные

знания и способы деятельности, но активности не проявляет – 2 балла

  • Может применять

знания и способы деятельности с помощью взрослого, может давать объяснения анализируемым объектам, но требуются дополнительные вопросы – 1 балл 

 

 Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие:

1. Определить,  на чем можно полететь.

 2. Детям предлагается рисунок  ракеты.      

 



Воспитатель задаёт детям вопросы:

-  Как называется наша страна?

- Значит мы с вами …. россияне!

Воспитатель обращает внимание детей на изображения  флагов: турецкий, российский, английский.

Детям предлагается выбрать флаг своей страны и под звуки гимна водрузить его на ракету.

Воспитатель предлагает детям занять свои места в ракете.

Для этого детям предлагается взять билет, находящийся в определённом месте листа (ориентировка на плоскости листа)

С детьми  проводится дидактическое упражнение с использованием  блоков Дьенеша.

Задание:

Определить и найти по карточке (билету) геометрическую фигуру.

Воспитатель проводит фонепидическое упражнение:

 – Проверяем топливо: глубокий вздох через нос и длительный шумный выдох через рот.

 - Открываем и закрываем люки:  пропевание гласного звука с изменением силы голоса.                                                                      

 - Проверяем радио: короткие звуки                                                

  -Включаем двигатель                                                                          

 -Закрываем глаза, руки в стороны и полетели! (музыка)

«Любознательный, активный»

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

«Способный управлять своим поведением  планировать свои  действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

  • Проявляет активность,

интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, проявляет любознательность, интерес, способен самостоятельно действовать –  3 балла

  • Проявляет активность, любознательность, но выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого – 2 балла
  • Проявляет интерес и любознательность, но не способен действовать самостоятельно, требуется помощь – 1 балл

  • Проявляет ответственность в выполнении задания, стремится к положительному результату, способен довести дело до конца – 3 балла 
  • Проявляет ответственность в выполнении задания, стремится к положительному результату, не способен довести дело до конца – 2 балла 
  • Выполняет задание только с помощью взрослого, не способен сосредоточенно действовать в течение определённого времени – 1 балл 

  • Умеет договариваться  со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, объясняет, доказывает. Самостоятельно использует в общении вежливые слова – 3 балла
  • Умеет договариваться  со сверстниками в коллективной работе, но не занимает лидерской позиции. Выходит из конфликтной ситуации с частичной помощью взрослого  - 2 балла
  • Не умеет договариваться со сверстниками, не принимает участия в коллективной работе.

Выходит из конфликтной ситуации только с  помощью взрослого  - 1балл

С детьми проводится дидактическая игра: «Кто живет на морской планете»

Детям даётся задание на ориентировку на круглой поверхности и на употребление предлогов: над, под, на, в, за.    

   

Воспитатель предлагает упражнение на зрительное внимание, ориентировку на листе бумагизадание на  развитие глазомера и мелкой моторики «Дорисуй предмет».

Детям предлагается музыкальная дидактическая игра: «Узнай, какой музыкальный инструмент звучит, и сосчитай звуки».

В игре используется  металлофон, бубен, музыкальный треугольник, маракас.

Дидактическое упражнение «Испорченные буквы» на развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.

С детьми проводится  музыкальная дидактическая игра: «Расшифровщик».

Дети отстукивают ритм на музыкальных инструментах (металлофон, маракас, деревянные ложки, бубен, музыкальный треугольник)  по образцу на карточках.

           

Если задание выполнено правильно, звучит музыка.

Дети определяют инструмент и ритмично двигаются в соответствии с характером и динамикой музыки.

Воспитатель говорит детям о том, что планеты спасены и пора возвращаться на землю.

Дети читают стихи о космосе.

Планируемый результат:

Дети имеют представления и  знают название своей страны  и ее символику – флаг, гимн, праздники.  

Умеют находить геометрические фигуры  по цвету, форме, размеру.

Знают некоторых  представителей животного мира (морских обитателей).

Умеют называть правильно пользоваться порядковыми числительными .

Владеют навыками определять на слух звучание того или иного музыкального инструмента, отсчитывать количество звуков на музыкальном треугольнике.

Дальнейшая работа:

Продолжать развивать познавательную активность, творчество, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Спланировать  экскурсию в планетарий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"

Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней  показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколни...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"

Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней  показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколни...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая разработка. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по сказкам»

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказкам».Образовательная область: Познавательное развитиеЦель: Формиро...