Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"
методическая разработка по музыке по теме

Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней  показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sayt.zip27.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад №17 с .Пушкарное Белгородского района,

Белгородской области»

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности

образовательная область «Музыка»

«Музыкальное путешествие»

                                              Головина Екатерина Викторовна

                                              Музыкальный руководитель

                                              МДОУ «Детский сад№17 с. Пушкарное

                                              Белгородского района, Белгородской области

с.Пушкарное

2013

Головина Екатерина Викторовна

                                          Содержание:

Раздел 1 Аннотация……………………………………………….2

Раздел 2  Введение………………………………………………   5

Раздел 3 Методические рекомендации…………………………  6

Раздел 4 Конспект НОД «Музыкальное путешествие»………    9

Библиографический список……………………………………..13

Приложения к НОД……………………………………………    14  

2

                                Головина Екатерина Викторовна

                                     Аннотация

Слушание музыки детьми дошкольного возраста наиболее доступный вид музыкальной деятельности. Музыка звучит на музыкальных занятиях, на вечерах досуга и праздниках. К слушанию обращаются воспитатели и родители воспитанников, обогащая, таким образом,  индивидуальный музыкальный опыт ребёнка. И от того какая музыка его окружает, зависит становление музыкального вкуса, расширение кругозора и выбора музыки в качестве «спутника жизни».

Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и  посвящена проблеме  организации слушания музыки.  В ней  показаны различные  методы и приёмы, помогающие сделать  процесс музыкального восприятия  интересным и доступным  для воспитанников.  Предоставленный материал может быть использован целиком при проведении музыкальных вечеров, гостиных, а так же частями, слушая только одну пьесу, во время  проведения непосредственной образовательной деятельности.

                                                           3

Головина Екатерина Викторовна

Введение

        Данная методическая разработка посвящена проблеме слушания в образовательной области «Музыка» в дошкольных образовательных учреждениях. Частое обращение к этой теме в методической литературе, в периодической печати, на страницах образовательных сайтов в интернете  говорит о том, что она актуальна и на сегодняшний день.

Современное общество обрушило на ребёнка музыкальный информационный поток, при этом границы его положительного и негативного воздействия не всегда определены. Задача музыкального руководителя определить и отобрать музыкальную информацию, имеющую положительное воздействие на детей. А учитывая современные требования образования,  научить ориентироваться воспитанников в современном динамичном мире и  формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что слышат,  развить образную речь, ассоциативное мышление.

Слушанию  в методической литературе посвящено много работ,  одни носят  общий характер, другие рассматривают более узкие вопросы проблемы,  однако требуется учёт современных условий при исследовании обозначенной темы.

Раздел «Слушание»  в образовательной области «Музыка» имеет конкретные задачи, которые обозначены в «Методике музыкального воспитания в детском саду» под редакцией  Н.Ветлугиной:

*знакомить детей с художественными образцами современной, классической и народной музыки

*развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

*дать первоначальные сведения о музыке, средствах выразительности, формировать оценочное отношение.

        На  занятиях  дети получают музыкальный опыт в виде знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности. Но  современные   требования направлены в большей степени на развитие самостоятельной деятельности детей,  способности  образно и  эмоционально высказываться о характере музыки, обосновывать свои предпочтения, быть творчески активными.        

4

        Настоящая методическая разработка – это конспект непосредственной образовательной деятельности, целью которой было на  примере слушания пьес из «Детского альбома» П.Чайковского использовать  различные методы и приёмы работы, допускающие одновременное воздействие на зрительные,

слуховые, тактильные органы восприятия, активизацию мышления, воображения, эмоций. В целом это обеспечивает более глубокое погружение ребёнка в мир музыкальных звуков, цвета, слова и позволяет ему плавно переходить от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

                В рамках достижения данной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

*изучить методическую литературу по  теме: «Слушание в дошкольных образовательных учреждениях»;

*изложить возможные решения поставленной цели;

*обозначить тенденции расширения возможных методов и приёмов работы по данной проблеме;  

Источником информации для написания методической разработки по теме: «Музыкальное путешествие» послужили базовая методическая литература, статьи и обзоры в специализированных периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Работа включает в себя аннотацию, введение, методические рекомендации и конспект непосредственной образовательной деятельности.

5

Головина Екатерина Викторовна

Методические рекомендации

        Представленная методическая разработка посвящена слушанию пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. С её помощью автор попытался объединить различные методы и приёмы работы при слушании музыкальных произведений. Дети по разному,  воспринимают музыку, одни слушая её проявляют яркую эмоциональную отзывчивость, другие могут словесно описать своё отношение к услышанному,  третьи могут остаться равнодушными. Задача педагога найти подход к каждому ребёнку, помочь эмоционально  и творчески раскрыться.  Те формы работы, которые предложены автором, помогут  в реализации этих задач.

«Музыкальное путешествие – это конспект НОД, в котором представлены  три  пьесы П.И. Чайковского, три музыкальные зарисовки, отправляющие детей в путешествие по  разным странам. Конспект может быть использован на итоговом занятии, если   тематическим  планированием в детском саду обозначена тема «Путешествия» или т.п. В то же время не исключена возможность прослушивания пьес по одной на каждом занятии. В этом случае следует расширить круг вопросов и заданий для каждого произведения. Автор предлагает  использовать тему «Детского альбома» П.Чайковского для проведения музыкальных гостиных,  в которых слушателями будут  и  воспитанники,  и их родители.

Остановимся на отдельных  пьесах.

«Камаринская».

Дети старших групп хорошо справляются с простейшими ритмическими последовательностями.  Автор выкладывает их на фланелеграфе с помощью маленьких и больших кружочков. Воспитанники проговаривают их на слоги «ти» (маленькие – короткий звук – восьмая длительность)  и «та» ( большие – долгий звук – четвертная длительность).  Поэтому при повторном прослушивании пьесы можно задать остинатный ритм, например: ти-ти-та, который дети, сначала, прохлопают в ладоши, а затем сыграют на ложках.  Можно  усложнить задание, разделив на две группы и задать  для каждой свой ритмический рисунок, например: 1группа -  та-та,  2группа  - ти-ти-та. В волшебной  шкатулке дети могут найти  другие народные музыкальные инструменты (свистульки, трещётки и т.д.). Предложите ребятам на фоне остинатного ритма поимпровизировать. Вот и получится оркестр народных музыкальных инструментов.

6

Несколько слов о волшебной шкатулочке. Она построена по принципу матрёшки. Такое строение помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Ребятам   всегда ждут появления гостьи.   Добавьте глазки и ротик, меняйте их выражение в зависимости от настроения волшебной  шкатулки.

«Неаполитанская песенка»

Если эта пьеса выбрана для слушания на занятиях, то обратите внимание на её двухчастное строение, на  переход от песенной темы к искромётной танцевальной.  Послушайте в фортепианном и  оркестровом исполнении. Следует напомнить, что эту  пьесу композитор использовал ещё и в балете «Лебединое озеро». Сравнивая инструментальное и оркестровое исполнение, проведите  аналогию с цветным и чёрно-белым рисунком, возьмите раскраску в двух экземплярах и одну предложите разукрасить цветными карандашами. Выводы должны сделать сами дети. Даём  понятие – тембр.

«Старинная французская песенка»

Идея «трогать музыку» заимствована у Викторовой И.В.. Это задание предлагалось для незрячих детей. Но с каким удовольствием выполняли задание  ребята без нарушения зрения. Сначала дети трогали все предметы в зале не закрывая глаз, описывали свои ощущения, сравнивая с облаком, льдом и .т.д.. Затем  предложила  пластины из картона, на которые наклеила  материал различный на ощупь – фланель,  наждачная бумага, мех, атлас  и т.д. Дети  описывали  ощущения прилагательными: гладкая, колючая, холодная, нежная и сравнивали  с прослушанными музыкальными пьесами.  Это задание хорошо тем, что задействованы органы   слуха  и осязания. Детям приходится анализировать,  проводить параллели между ощущениями, таким образом происходит развитие  воображения, расширение словаря.

«Немецкая песенка»

Если музыка дана в записи, то  во  время прогулки  добавьте описание природы: «Как хорошо  гулять всем вместе, светит солнышко, щебечут птицы, посмотрите, справа бежит ручей, а слева расцвели голубенькие цветочки» и т.д.). Происходит развитие детского  воображения, фантазии. Для  обогащения словарного запаса воспитанников автор старается каждое занятие добавлять новые прилагательные, описывающие настроение и характер музыкальных пьес.

7

Творческий подход педагога  всегда может сделать занятия увлекательными, запоминающимися для воспитанников. Поможет детям понять мир музыки, сделать неотъемлемой частью их жизни.

8

Головина Екатерина Викторовна

Конспект НОД по теме: «Музыкальные путешественники»

Цель:  создание педагогических условий в системе музыкальных занятий посредством слушания музыки, обеспечивающих развитие творческого воображения и эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

* посредством  слушания  музыки П.И. Чайковского из «Детского альбома» дать представление о зарубежных странах

*развитие интереса к музыкальному искусству различных народов

*активизация детского воображения и высказываний детей по поводу прослушанной музыки.

* учить соотносить тактильные ощущения  и зрительный образ с музыкальным произведением

*развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.

Этапы работы:

1. Знакомство детей с новыми музыкальными произведениями.

2. Беседа с детьми, направленная на понимание услышанной музыки: её эмоционального содержания, характера, настроения, средств музыкальной выразительности.

3. Творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои эмоциональные переживания.  

Ход занятия

М.Р.: Добрый день ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие, но оно будет необычным. Путешествие будет музыкальным. Поможет нам в этом композитор, сочинивший музыкальные пьесы, названия которых я сейчас произнесу. И так слушайте внимательно: «Марш деревянных солдатиков»,

9

   «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла». (С этими пьесами по программе «Ладушки» Т.Каплуновой, И.Новоскольцевой дети знакомились в старшей группе).

Дети: П.И.Чайковский.  

М.Р.: Правильно. А  как называется альбом Пётра Ильича, в который собраны все эти произведения?

Дети: «Детский альбом».

М.Р.: Этот альбом П.И.Чайковский посвятил своему племяннику Володе. Находясь в Италии, он пишет его папе: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».  Петру Ильичу хотелось, чтобы занятия музыкой стали для мальчика   увлекательными, интересными и понятными. Поэтому в небольших пьесах, с помощью музыкальных красок композитор рисуется пробуждение ребёнка («Утренняя молитва», «Зимнее утро»), его игры и забавы («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»),  а в дальнейшем отправляет в увлекательное музыкальное путешествие.        

А любите ли вы путешествовать? (Ответы детей).  Где вы успели уже побывать? (Ответы детей). А зачем человек путешествует? (Ответы детей). Всё правильно мы знакомимся с природой разных стран, людьми, их обычаями, культурой и конечно же  музыкой.  Пётру Ильичу не раз приходилось путешествовать по  разным странам.  Своими впечатлениями он решил поделиться с маленьким Володей и такими ребятам как вы. И так открываем наш альбом (На занятиях автор  использует замечательное издание «Детского альбома» П.И.Чаковского, в котором ноты дополнены художественными иллюстрациями и стихами к каждой пьесе). Первая страна, в которую мы попадаем -  это  солнечная Италия. (На фоне короткого рассказа можно продемонстрировать слайды или показать репродукции картин различных художников с изображением  природы  Италии, т.к в этом возрасте у ребят нет чёткого представления об особенностях этого края). Страна, где много солнца, ласковое и тёплое море, страна карнавалов и веселья. Я сейчас описала этот уголок планеты Земля словами, а какой должна быть музыка, изображающая эту страну? ( Если дети затрудняются ответить, задать наводящие вопросы: быстрая или медленная, громкая или тихая  и т.д.. Попросить объяснить свой выбор, постараться  обобщить ответы детей). Пётр Ильич Чайковский посвятил Италии две пьесы – одна называется «Итальянская песенка», а другую с названием «Неаполитанская

10

песенка» мы с вами послушаем. Неаполь - это город на берегу моря, в котором не один раз бывал композитор. А теперь… ТИ-ШИ-НА – мы превращаемся в слушателей. Звучит «Неаполитанская песенка» П.Чайковского.(После того как отзвучит пьеса должна «повиснуть» небольшая пауза,  она даёт детям время на осмысление услышанной музыки).  А теперь скажите мне, сошлись  наши музыкальные представления об Италии с музыкой П.Чайковского. (Следует выслушать ответы детей, обобщить и сравнить с их первоначальными представлениями о том, какой должна быть музыка об Италии. Похвалить детей за умение «сочинять» музыку).

Следующая пьеса не только перенесёт нас в другую страну под названием Франция, но и переместит во времени. Галантные кавалеры и нарядные дамы вот герои «Старинной французской песенки». Темой  для этой пьесы послужила подлинная французская мелодия. Её услышал П.Чайковский в время одной из своих поездок.

        Вновь превращаемся в слушателей. Звучит «Старинная французская песенка».

        Ребята, приходилось ли вам трогать музыку? Сейчас на кого-нибудь из вас я надену светонепроницаемую повязку и включу ещё раз запись «Старинной французской песенки».  Тот, кого я приглашу должен выбрать на ощупь  пластину, подходящую по ощущениям к данной музыке. И объяснить, почему он выбрал именно её        . Вы справились с заданием, молодцы!

        Пора  отправится на прогулку по   Германии. Слушаем «Немецкую песенку»

Вы заметили, что после каждой прослушанной  музыкальные пьесы, всегда получаете задания, с которыми пока  успешно справляетесь. И я не хочу отступать от этого правила. Но сначала предлагаю вспомнить «Песенку про эмоции» муз. Е.Проскурняк, сл. Н.Андреевой. А теперь задание: перед вами карты – настроения. Выберите ту, которая подходит под музыкальный образ «Немецкой песенки» П.Чайковского. (Одобрить выбор детей). А сейчас хочу увидеть эту эмоцию на ваших лицах!

Что-то вы засиделись, пора  прогуляться под «Немецкую песенку» по нашему залу и представить, что мы в Германии (звучит названная пьеса, дети произвольно двигаются). Устали. Присаживайтесь на нашей полянке . (Дети

11

садятся на ковёр) У нас гостья. (На занятиях в качестве сюрпризного момента пользуюсь волшебной шкатулкой, в которую прячу музыкальные инструменты, ноты, наглядный материал, атрибуты для игр). Вы, узнали? (Ответы детей).

Поприветствуем её песней. (Ребята исполняют любую песню по программе). Загляну  в неё, с каким подарком  пожаловала? Да тут музыкальный инструмент. (Постучать в шкатулке).  Что же это? ( Как правило, дети,   точно определяют по звуку инструменты находящиеся внутри).

Деревянные ложки

Постучи-ка немножко

Хочешь вальс играй

А хочешь суп хлебай!

        Всё это время вы были слушателями, а после того как я раздам вам музыкальные инструменты под названием ложки кем вы станете? (Исполнителями). Верно. Но вот ещё один вопрос: В какую страну мы с вами попали? Подсказка у меня в руках (Ложки). (Ответ детей – Россия). Верно. Именно в нашей стране ложка превратилась в музыкальный инструмент.

        Возвращаемся к «Детскому альбому». Сейчас мы будем слушать пьесу под названием «Камаринская», так называется задорный русский народный танец. (Звучит музыкальная запись).

        Всё слышно в этой музыке и переливы гармошки и соло балалайки, а вот ложек не хватает. Получите инструменты!  Исполнители за дело! (Дети вместе с музыкальным руководителем и воспитателем подыгрывают «Камаринской»).

        Замечательный получился оркестр!    

Пришло время возвращаться из необычного путешествия. Где же мы побывали и как называются музыкальные произведения, которые помогли познакомиться с новыми странами? (Ответы детей). Молодцы! Стойте!  Волшебная шкатулка приготовила ещё один сюрприз. В ней разноцветные солнышки, цветочки, деревья, а мне так хочется, чтоб о нашей встрече с «Детским альбомом» П.И.Чайковского осталось воспоминание…Пусть каждый из вас выберет один предмет, который подходит по цвету к прозвучавшей музыке, к нашему настроению и разместит на полотне – фланелеграфе. Получится картина на память. (Дети выкладывают предметы) Замечательно. А теперь могу сказать ДО СВИДАНИЯ! До новых музыкальных ПУТЕШЕСТВИЙ!

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"

Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней  показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколни...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в космос»

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие в космос"...

Методическая разработка непосредственно образовательная деятельность "Знакомство с родным городом", конспект "Путешествие по летнему саду"

Дети-экскурсоводы рассказывают о летнем саде, испльзуя мнемотаблицы, а остальные дети задают экскурсоводам вопросы по Летнему саду...

Методическая разработка. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по сказкам»

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказкам».Образовательная область: Познавательное развитиеЦель: Формиро...