Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие с Лунтиком»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лучина Татьяна Игорьевна

Занятие по позновательному и речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luntik_konechnyy.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая записка

Автор разработки

Лучина Татьяна Игорьевна

Должность

Воспитатель

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 24» города Орла

Название материала

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие с Лунтиком»»

Образовательная область

Речевое развитие, познавательное развитие

Целевая группа

Воспитанники старшей группы

Вид ресурса

Текстовый документ

Целесообразность и оригинальность разработки

  1. Использование камешков Марблсв процессе работы с детьми способствует развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;тактильных ощущений; способствует закреплению понятий величины, формы, цвета, количества; развивает умение сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; развивает чувство ритма, цвета, композиции; способствует развитию воображения и творчества.

И самое главное для нас – способствует развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

  1. Организационная форма НОД – речевое развитие – соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста, способствует активации познавательной деятельности, стимулированию творческой деятельности, формированию навыков взаимодействия в группе.

Новое качество образовательного процесса, которое может быть обеспечено данной разработкой

- Ориентирована на создание условий для активного вовлечения детей в образовательную деятельность, применение проблемно-диалоговых форм проведения НОД, включение здоровьесберегающих образовательных технологий (смена поз, видов деятельности, включение двигательной минутки).

- Нацелена на формирование социальной и коммуникативной компетенции старшего дошкольника.

- Предоставляет воспитанникам возможность включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослым, посредством которой осуществляется достижение педагогических задач.

Реализация здоровьесберегающей направленности НОД

Основной здоровьесберегающей направленностью НОД является учет психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Ожидаемые результаты

в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДОО

формирование предпосылок к учебной деятельности (универсальных учебных действий – УУД)

  1. Овладение умением в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием камушков Марблс.
  2. 2.Эмоциональное и деятельностное включение детей в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия .

Демонстрация определенных умений опираться на свои знания и умения принимать определенные решения в конкретной деятельности.

Социально-коммуникативных - развитие эмоциональной отзывчивости, формирование к готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Коммуникативных – развитие связной, грамматически правильной монологической речи;

Регулятивных – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Список используемой литературы

  1. Жукова Н.С. Развитие речи: Мир вокруг тебя/ Н.С. Жукова.- М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
  2. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчество дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш.- М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
  3. Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Цель

Закреплять умение рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием камушков Марблс.

Виды детской деятельности

Коммуникативная, продуктивная.

Задачи, направленные на достижение целевых ориентиров дошкольного образования:

Обучающие

Закреплять:

- умение составлять рассказ по картине, созданной детьми при помощи камушков Марблс.

-  ориентироваться в пространстве (листе бумаге).

Учить:

- передавать эмоциональное состояние - радость.

Развивающие

1.Развивать память, внимание, логическое мышление, творческое воображение.

2.Развивать социальные навыки умения работать в группе, находить решение и делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность,чувства взаимовыручки желание прийти на помощь.

Здоровьесберегающие

1.Содействовать сохранению здоровья через его опосредованную связь с оптимальным психофизиологическим состоянием ребенка на занятии.

2. Профилактика умственного утомления детей.

Оборудование

Мультимидийное оборудование, презентация.

4 стола, 4 коврика из фетра (белый, зеленый, красный, желтый); бейджи по цветам 8 шт. (2 белых, 2 зеленых, 2 красных, 2 желтых); круглые камешки Марблс, объемные камешки Марблс, большие камешки Марблс; карта формата А3, корзиночки.

Ход НОД

1.Ритуал приветствия.

В:-Здравствуйте, ребята, как я рада вас видеть сегодня. Какой у нас чудесный сегодня день.

2. Введение в образовательную ситуацию.

(Раздается звуковойсигнал)

В:- Что за звук такой давайте посмотрим. Ой, малыш, ты кто такой?

Лунтик:«Здравствуйте, меня зовут Лунтик, я живу на Луне. И каждый день я наблюдаю за вашей планетой. Она такая красивая! И всегда она выглядит по-разному. То всяприрода выглядит яркой и зеленой, то вдруг все становится желтым и красным, а сейчас и вовсе почти всё выглядит серым или белым. У нас на луне такого не бывает, у нас всегда холодно, темнои от этого мне очень грустно. Вы поможете мне больше узнать о вашей планете? Что же у вас такое происходит?»

В:- Ну что, ребята, хотите помочь Лунтику?

В:- Сможете?

3.Актуализация знаний.

В:- Ребята, а как же мы можем помочь Лунтику?  Есть у вас, какие либо предположения? (рассказать, прочитать в энциклопедии, показать фотографии, а можем отправиться в путешествиевокругнашей планеты).

В:- Молодцы! Как много вариантов вы предложили. Все они ценные,  я думаю вариант, предложенный Сашей, в нашей ситуации наиболее приемлем.        

В:- На чем лучше отправиться в путешествие вокруг нашей планеты?

(Дети с воспитателем выбирают самолет, присаживаются на стулья, воспитатель беседует с детьми).

В:- Ребята, а как называется наша планета?

В:- На что похожа Земля и что вы можете о ней сказать?(Земля - это огромный шар. Земля круглая, она вертится вокруг солнца, вращается вокруг своей оси.На нашей планете много растений животных, есть вода, воздух, тепло).

В:- Смотрите, как быстро летит наш самолет. А как можно сказать по-другому? (Мчится, несётся,летит стрелой, стремительно, во весь дух …)

В:- Что еще может передвигаться быстро? (машина, леопард, вода в реке, облака..)

В:- Посмотрите, мы летим рядом с облаками.

Лунтик: «А какие они  облака?»(Игривые, шаловливые, прозрачные, белые, мягкие, пушистые…)

Лунтик:«Ребята, а что еще может быть белым, мягким и пушистым?»(Снег, вата, подушка, шуба …)

В:- Нам в лицо дует ветер. Какой он? (Прохладный, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный и т.д.)

В:- Но что это, смотрите, облака превратились в тучи и пошел дождь. Дождь идет, а как можно сказать по-другому? (Моросит, капает, стучит, льет, барабанит …).

Лунтик:«Наверное, дождь – это плохо. Ребята, а чем вам не нравится дождь? (Всё мокро, лужи, можно промокнуть, простудиться и заболеть, мало гуляем…).

Лунтик:«Неужели дождь – это всегда плохо? Может быть в дожде есть и что-то хорошее?»(Быстро растет трава, цветы, деревья, всё зеленеет вокруг, кажется, что всё умылось кругом, воздух чистый и свежий).

В:- Вот и закончился дождь и выглянуло солнце. Какое оно? (Яркое, лучистое, золотое, жаркое, оранжевое, …)

Лунтик: «А почему же вашу планету называют разноцветной?» (на нашей планете есть моря, горы, леса, пустыни…)

В:- Что на нашей планете голубого цвета? (моря, реки, океаны, озера); зеленого? (...),  коричневого? (...).

В:- Ну, вот наш полет завершается, мы снижаемся.

Лунтик: «Теперь я понял, почему вашу планету называют разноцветной!».

В:-Да, столько много красок на нашей планете, и к тому же, в разное время года она выглядит по-разному.

Лунтик:Времена года? А что это такое?

В:-Ребята, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)

4. Основная часть.

Лунтик:«А чем отличаются друг от друга лето и зима, весна и осень?».

В:- А обэтом мы тебе, Лунтик, расскажем и покажем.

В:- Ребята, предлагаю вам рассказать о каждом времени года по картине нарисованной вами. Но рисовать мы будем не красками, и не карандашами, а с помощью волшебных камешковМарблс.

В:- Прежде чем начать рисовать, давайте разделимся на команды по цвету вашихбейджиков.  Как вы думаете, команда белых бейджиков о каком времени года будет рассказывать? (о зиме). А команда зеленых? (о весне).

В:-Про лето какая команда будет рассказывать? (команда красных).

В:- А про осень расскажет команда…(желтых)

(На 4 столах стоят корзины с камешками, на каждом столе лежит коврик (4 цветав соответствии с временем года). Во время выкладывания звучит спокойная музыка).

В:-Предлагаю вам при помощи камешков выложить картину и рассказать Лунтику о вашем времени года. Приступаем.

(Во время выкладывания, воспитатель проходит и уточняет, что каждый из детей делает, уточняет детали).

Лунтик:«Какие волшебные у вас камешки!!!»

В:- Давайте расскажем о том, что вы изобразили на своих картинах.

(Рассказывают дети).

1к. Зима. Зимой много снега, в небе порхают снежинки. Дети лепят снеговиков, играют в снежки, строят снежные крепости. Зимой празднуют Новый год и наряжают елочку. В лесу многие животные спят под снегом. Зимой в лесу холодно.

2к. Весна. Весной снег тает. Начинают течь ручьи и дети пускают кораблики по ним. Появляется первая травка, первые листики на деревьях, прилетают птицы.

3 к. Лето. Летом очень тепло, ярко светит солнышко. Все кругом зеленое, много цветов и летает много насекомых – бабочек. Летом ходят в лес за ягодами и первыми грибами. Многие едут отдыхать на море – купаться и загорать.

4 к. Осень. Осенью становится холодно, идут дожи, на небе тучи. На деревьях желтеют листья, и начинается листопад. На деревьях созревают плоды, яблоки, груши. Собирают урожай.

В:-Молодцы, ребята! Давайте сфотографируем ваши картины, а Лунтик покажет их своим друзьям.

Лунтик:«Большое спасибо, Татьяна Игоревна, большое  спасибо, ребята! Вы мне так помогли. Теперь я много знаю о вашей планете и могу о ней рассказать своим друзьям. А ваши фотографии будут напоминать мне о вас и о вашей прекрасной планете Земля.

В:- Лунтик, прилетай к нам в гости, мы расскажем тебе ещё много интересного о том, как мы живем! Ребята, а чтобы Лунтик не заблудился, предлагаюпроложить для него маршрут на карте с помощью наших волшебных камешков. Согласны?

(Дидактическая игра «Противоположности»: на столе лежит лист с  изображением тропинки с пустыми кружками, которые нужно заполнить).

В:-Я буду задавать вопрос, а вы за каждый правильный ответ будете выкладывать по 1 камешку на тропинку.

- Заяц зимой белый, а летом….(серый)

- Весной снег тает, а зимой….(падает)

- Летом дети катаются на велосипеде, а зимой на …(санках)

- Весной листики на дереве растут, а осенью ….(осыпаются)

-Весной на дереве цветы, а осенью …(плоды)

-Летом с неба падает дождь, а зимой …(снег)

-Летом медведь бродит, а зимой …(спит)

В:-Ну, что ж, молодцы! Карта готова! Отправим её Лунтику.

Лунтик:«Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья!До новых встреч!»

5. Осмысление.

В:- Ребята, а за что нас  с вами благодарил Лунтик? В чем мы ему помогли?

В:- Я горжусь вами, ребята, вы настоящие друзья, настоящие земляне.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"

Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней  показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколни...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"

Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней  показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколни...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в космос»

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие в космос"...

Методическая разработка непосредственно образовательная деятельность "Знакомство с родным городом", конспект "Путешествие по летнему саду"

Дети-экскурсоводы рассказывают о летнем саде, испльзуя мнемотаблицы, а остальные дети задают экскурсоводам вопросы по Летнему саду...

Методическая разработка. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по сказкам»

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказкам».Образовательная область: Познавательное развитиеЦель: Формиро...