Презентация на тему: "Писатели - природоведы- детям".
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Васюкова Татьяна Викторовна

Рассказ о жизни и творчестве Е.И.Чарушина

 

P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charushin._prezentatsiya_vasyukova_t.v.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Писатели – природоведы – детям»

Слайд 2

Презентацию подготовила и провела Васюкова Т.В. Воспитатель детского сада общеразвивающего вида № 1244

Слайд 3

Цель и задачи: Познакомить детей с писателем ЧарушиномЕ.И . И привить любовь к Родине, к родной природе.

Слайд 4

Евгений Иванович Чарушин

Слайд 5

Чарушин Е. И. (1901 - 1965) -- один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. . Искусство Евгения Чарушина , доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Слайд 6

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина , одного из видных архитекторов Урала. . Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях ». Живой натуры для юного художника вполне хватало. . Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками .

Слайд 7

После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию.После службы поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет, с1922 по 1927 год , По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника в его исканиях и творчестве. Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки « Мурзук ». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

Слайд 8

В 1930 году, «преисполненный до краёв наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями я стал, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака , писать сам». Чарушин Е. попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным -писателем и Чарушиным -художником.

Слайд 9

До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», « Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов -- С.Я.Маршака , М.М.Пришвина , В.В.Бианки .

Слайд 10

Особенности творчества Творчество Е.И.Чарушина во многом созвучно тематике и писательской манере Бориса Житкова и Виталия Бианки.Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской.

Слайд 11

. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких . Именно поэтому, как и в фольклоре, «между строк» и в подтексте читается больше, чем в самом произведении. Не случайно исследователи-лингвисты считают, что Чарушин широко пользуется сказовой манерой повествования. Как и в фольклоре, так и в произведениях мастера каждый открывает для себя столько, сколько может пропустить через свое сердце, разум и чувство. Сказанное позволяет заметить: при видимой простоте изложения произведения Чарушина требуют особой педагогической культуры преподнесения их детям . Гуманизм его произведений, написанных полвека назад, прекрасно «проецируется» на принципы современной психологии и педагогики; они как бы предвосхищены автором еще много лет тому назад.

Слайд 13

Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей), в котором воедино сплавлена содержательная и изобразительная стороны. Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин , будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства:чуткость,желание заботиться о слабых,защищать беззащитных.

Слайд 14

Литературный анализ рассказа « волчишко » Рассказ « Волчишко » начинается подобно народным сказкам о животных: «Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту»2. Оказавшись без матери, лохматый, взъерошенный волчишка попадает в дом человека. Писатель показывает возмужание маленького зверя. Сначала волчишка «живет дрожит», потом «тихонечко живет», но постепенно становится все энергичнее и храбрее. В 1935 году Е. Чарушин писал в журнале «Детская литература», что больше всего ему нравится изображать маленьких зверей и птиц, трогательно беспомощных и в то же время интересных, потому что в них угадываются черты будущих взрослых животных.

Слайд 16

Характерные особенности творческой манеры Е. Чарушина воплотились в сборнике «Большие и маленькие» (М., 1973). Он состоит из коротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей с их детенышами. Утка учит плавать утят: «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте!» Дятел разговаривает с птенцами: «Вы лазайте, вы ползайте , когтями цепляйтесь , хвостами упирайтесь». Олениха кричит олененку: «Смотри на меня! Скачи как я!»

Слайд 17

Главы этой книги так и называются: «Дятлы с птенцами», «Утка с утятами», « Олениха с олененком». Последняя глава книги — это прямое обращение писателя к ребенку-читателю: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно». Воспитание гуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем живом на земле составляет основу творческой практики Е. Чарушина . Книги его переведены более чем на сорок языков народов РОССИИ и многие европейские языки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Писатели-природоведы детям

"Живая природа и чудесная сказка слились в моей душе воедино"Георгий Алексеевич Скребицкий...

Презентация на тему "Писатели и поэты республики Бурятия"

Презентация на тему "Писатели и поэты республики Бурятия"...

Проект на тему "Писатели детям"

Данный проект содержит цели, задачи, актуальность. проблемы и заключение. Здесь раскрывается суть использования театрального прочтения книги. Книга - важный источник знаний....

Проект на тему «Писатели, любимые с детства» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»

Проект на тему«Писатели, любимые с детства»в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»...