Консультации для воспитателей дошкольных учреждений по теме: "Осенняя пора".
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зацепина Людмила Анатольевна
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Её продолжительность составляет 4-4,5 часа. В первой половине дня, до обеда 2-2,5 часа и во второй после дневного сна 1-1,5 часа. Выходя на прогулку, дети должны быть, одеты по сезону, не допуская при этом перегревания или переохлаждения детского организма. Прогулка включает в себя: наблюдения происходящие в природе, трудовое воспитание, самостоятельную деятельность, подвижные игры и физические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_pora.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения в природе

Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание детей на признаки наступления этого сезона. Систематически из окна группы, на прогулках с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой. Выходя, на прогулку с детьми следует, фиксировать внимание детей на такие явления как: тепло, холодно, пасмурно, солнечно, дождливо, дует ветер. Поздней осенью воспитатель фиксирует внимание детей на том, что, когда они просыпаются утром, за окном темно и уходят из детского сада они тоже в тёмное время суток, связывает это обстоятельство с тем, что скоро наступит зима. Наблюдая с воспитателем за погодой, дети отличают и похолодания. В начале осени бывают тёплые дни, а утром и вечером становится заметно холоднее. В середине и конце осени холода усиливаются, лужи замерзают, крыши покрываются инеем. С помощью воспитателя дети наблюдают и за небом. В начале осени небо ясное, с небольшими облачками, воздух прозрачен, видно далеко-далеко. В конце осени оно серое, часто в тучах. Понятие «погода» включает и характеристику ветра: слабый, сильный, холодный. Воспитатель обращает их внимание на осадки, знакомит с характером осадков: мелкий, моросящий, затяжной дождь. Наблюдения ведутся до и после дождя, чтобы закрепить у детей представление, что он идёт из туч. Первые приметы близкой осени, золотые листочки у берёзы появляются ещё в августе. Воспитатель вместе с детьми ежедневно наблюдает за изменениями в окраске листьев и листопад. Для закрепления усвоенного наблюдения за изменением окраски листьев он проводит дидактические игры типа «Найди свой дом» по предъявленному ему месту ребёнок должен определить дерево, подойти к нему или дать словесное описание. Дети шестого года жизни способны различать по плодам и листьям 5-6 видов деревьев. Учат классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Воспитатель может организовать наблюдение за сбором грачей в стаи и отлётом. Сведения о приспособлении птиц к сезонным условиям преподносятся детям в системе, раскрывающей связь явлений живой и не живой природы: похолодании, увядание растений, исчезновение насекомых, отлёт птиц. Продолжительность наблюдений составляет от 10 до 15 минут.

Трудовое воспитание.

Хозяйственно- бытовой труд можно организовывать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая детей поддерживать порядок, как в групповой комнате, так и на участке. При этом нужно напоминать ребёнку, выполненная им работа нужна не только ему, но и сверстникам, малышам, взрослым. Это даст возможность ещё раз подчеркнуть общественную значимость труда. Любой новый трудовой приём воспитатель должен объяснить и показать сам. Постоянное применение одних и тех же приёмов ведёт к образованию трудового навыка. К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой. Труд детей должен быть посильным, а инвентарь настоящим и соответствовать возрасту ребёнка. На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для цветочных клумб, посадить луковичные весенние цветы: тюльпаны, нарциссы. Накрыть их опавшей листвой и ветками, собрать урожай на грядках. Также убрать ветки и сухие листья, сажать кустарники под зиму. Продолжительность трудовой деятельности составляет 10-15 минут. Важно помнить, что ребёнок-это личность, требующая к себе уважения.

Самостоятельная деятельность.

Продолжать учить самостоятельно, организовывать знакомые игры, доводить их до конца. Формировать навыки сотрудничества. Побуждать детей к самостоятельной деятельности вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровые действия и материал. В играх соревновательного характера воспитывать культуру честного соперничества. Продолжительность самостоятельной деятельности около 1часа.

Физические упражнения и подвижные игры.

Во время прогулки проводятся игры и физические упражнения. После беседы можно провести физические упражнения. Сначала проводятся игры, не требующие большой физической нагрузки, потом более интенсивные. Подвижные игры лучше

чередовать со спокойными и лучше проводить в конце прогулки, перед

возвращением детей в помещение детского сада. Физические занятия проводятся

осенью при температуре до -10-12 градусов, в конце прогулки при хорошей погоде,

дети соответствующим образом одеты. По окончании прогулки с играми, дети сразу

идут в тёплое помещение и переодеваются. На подвижные игры отводится 12-15 минут. Игровые упражнения проводятся в течении прогулки, также 12-15 минут. Ход игры и её правила объясняются перед её началом. При необходимости воспитатель может показать отдельные движения и предложить вспомнить основные правила игры. После игры необходимо дать объективный анализ поведения детей, выполнения ими правил. Это способствует формированию дружеских взаимоотношений и сознательного отношения каждого ребёнка к своему поведению. В содержание физкультурных упражнений необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия. У детей следует развивать умение анализировать свои движения, оценивать качество их выполнения, замечать ошибки и исправлять их. Играть и упражняясь на улице, дети получают возможность проявить ловкость, самостоятельность.

Подвижные игры

«Возьми платочек»

«Хитрая лиса»

«По местам»

«Собери мячи»

«Мышеловка»

«Мяч капитану»

Малоподвижные игры.

«Найди своё место»

«Угадай по голосу»

«Пустое место»

«Змея»

«Парк аттракционов»

«Улитка»

На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, они узнают, что вода бывает холодной и тёплой, в ней тонут камни, плавают щепки и лёгкие игрушки. Пребывание на свежем воздухе широко используют для всестороннего развития детей. Главной особенностью дошкольника является его подвижность. Ребёнок бегает, играет, занимается трудовой деятельностью, однако он не должен быть предоставлен сам себе. Надо привлекать всех детей к играм, движениям, соревнованиям для того, чтобы детям было интересно, чтобы они не скучали и не уставали от беспрерывного беганья, без дела. Причём правильно организованная прогулка предоставляет большие возможности не только для воздействия на всю группу. Но и для индивидуального подхода. Осеняя прогулка носит оздоровительный и воспитательный характер, и имеет важное значение в жизни ребёнка. Чистый воздух и движение благотворно влияют на детский организм, повышают его сопротивляемость к болезням.

Список используемой литературы

1  «Программа. Воспитание и обучение в детском саду» М. Н.Васильевой.

2 «Занятия на прогулках» С. Н. Теплюк

3 «Воспитание детей в старшей группе детского сада» В. В. Гербова. Р. А. Иванкова.   Р. Г. Казакова.

4 «Игры и развлечения на воздухе» Т. И. Осокина.

5 «Игры, забавы, развлечения» Е. П. Гайдаренко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения."

В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультации для воспитателей дошкольных учреждений по теме: "Весенняя прогулка".

Весна- период пробуждения природы. Приближение её чувствуется ещё в конце февраля, заметно прибавляется день, ярче светит солнце. Систематические наблюдения на участке детского сада за состоянием пого...

консультация для воспитателей дошкольных учреждений "Оздоровительная работа с детьми в летний период"

В данной разработке представлены формы оздоровительной работы с дошкольниками в летний период...

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений «Речевые игры для коррекции звукопроизношения»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...

Консультация для воспитателей и родителей на тему «Осень»

Консультация для воспитателей и родителей на тему «Осень»Консультация для воспитателейПодготовила воспитатель Шапошникова НА СЕНТЯБРЬСперва незаметно, украдкой, а потом все громче о с...