Опыт работы "Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гайфуллина Светлана Васильевна

Обобщенный опыт работы воспитателя  по экологии. Проблема экологического образования сегодня волнует всех -  ученых , педагогов , общественность. Чему и как учить детей , чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире,об особенностях взаимоотношений в этом мире? Ответы на эти вопросы можно найти изучив опыт работы педагога .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupitelnoe_slovo.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

         детский сад №42 комбинированного вида г.Сатка

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ ОБ ЭКОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

     

Обобщенный опыт работы воспитателя Гайфуллиной С.В

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

  1. Введение

  1. Задачи по формированию системы знаний о природе .

  1. Особенности формирования системы знаний о природе  у  детей  дошкольного  возраста

  1. Заключение

Список используемой литературы

1.Введение.

Экология  (от  греческого  слова  ойкос – дом,  жилище,  дом,  хозяйство),  наука  об  отношениях  организмов  и  образуемых  ими  сообществ  между  собой  и  окружающей  средой.

   В дошкольном  возрасте  идёт  бурное  развитие  мышления  в  единстве  его  основных  форм – наглядно – действенной,  наглядно – образной,  логической.

В  процессе  целенаправленного  обучения, при  соответствующей  его  организации,  дети  успешно  овладевают  элементами  логического  мышления:  устанавливают  причинно – следственные  связи,  обучаются  рассуждать  и  делать  выводы,  выделять  существенное  и  второстепенное.  

Именно  в  дошкольном  возрасте  важно  создавать  условия  для  развития  у  детей  понимания  того,  что  все  в  природе  взаимосвязано.  Земля - наш  общий  дом,  и  человек – часть  живого  мира  природы.  Как  раз  в  дошкольном  возрасте,  когда  ребёнок  впервые  приобщается  к  миру  природы,  богатству  и  разнообразию  её  красок  и  форм,  необходимо  формировать  первые  представления  об  экологии,  воспитывать  бережное  отношение  и  любовь  к  животному  миру  вокруг  нас,  частицей  которого  мы  являемся.  Дошкольное  детство – это  период  развития  ребёнка,  в  который  начинает  складываться  его  эмоциональная  сфера.  Ребёнок  этого  возраста  чуток  и  отзывчив.  Осознанно – правильное  отношение  вырабатывается  при  условии  тесного  контакта  и  различных  форм  взаимодействия  ребенка  с  растениями и  животными,  имеющимися  в  помещении,  на  участке  детского  сада.  Он  узнает,  что  у  всего  живого,  в  том  числе  и  у  человека,  есть  определенные  потребности,  удовлетворить  которые  можно  лишь  при  наличии  внешних  условий – среды  обитания,  пригодной  для  того  или  иного  организма.  Иначе  говоря,  каждое  существо  должно  иметь  свой  дом  со  всем  необходимым  для  его  жизни.

Такое  отношение  вполне  может  быть  сформировано  у  маленького  ребенка,  если  систематически  на   протяжении  нескольких  лет  ребенка  знакомят  с  разнообразием  растений  и  животных,  которые  его  окружают,  демонстрируют  их  связь  со  средой  обитания  и  морфофункциональную  приспособленность  к  ней.  Вовлекают  в  практическую  деятельность  по  поддержанию  условий  для  жизни  растений  и  животных,  предоставляя  возможность  наблюдения  за  их  ростом,  развитием,  различными  проявлениями  в  благоприятных  условиях.  

Проблема  экологического  образования  сегодня  волнует  всех – учёных,  педагогов,  общественность.Чему  и  как  учить  детей,  чтобы  сформировать  у  них  на  доступном  им  уровне  современную  научную  картину  мира,  представление  о  месте  человека в  этом  мире,  об  особенностях  взаимоотношений  в  этом  мире?

Процесс  формирования  системы  первоначальных знаний  о  живой  природе  довольно  длительный.  Вводить,  «погружать»  ребёнка  в  жизнь  природы  надо  постепенно,  последовательно  и  целенаправленно.  Это  возможно  лишь  при  особом  планировании  работы  детского  сада  и  семьи  по  формированию  системы  знаний  о  живой  природе  у  детей      дошкольного  возраста,  с  помощью  последовательных  заданий,  вовлекающих  ребёнка  в  многообразную  деятельность:  познавательную,   оценочную,  творческую,  практическую,  оздоровительную.  

«Важно  к  концу  дошкольного  возраста  заложить  у  ребёнка  основы  экологической  культуры – подвести  его  к  пониманию  связи  человека  с  природной средой,  познакомить  с  этически  ценными  нормами  и  правилами  поведения  в  природе».  

2. Задачи по формированию системы знаний о природе .

Планируя   работу  по  формированию  системы  знаний о  природе    у  детей    дошкольного  возраста,  я   предполагала  решить  следующие  задачи:

  • Формировать  знания  о   природе;
  • Воспитывать  у  детей  любовь  к  природе  через  непосредственное  общение  с  ней,  восприятие  её  красоты  и  многообразия;
  • Формировать  практические  навыки  и  умения  по  уходу  за  живыми  существами  и  некоторые  способы  охраны  природы.

При  формировании  системы  знаний о  природе  определила  направления,  по  которым  будет  проходить  процесс  формирования  системы  знаний.

Первое  направление – система  знаний  о  живом  организме  как  носителе  жизни,  его  существенных  характеристиках:  целостности,  системе  потребностей.

Второе  направление – система  знаний  о  среде  обитания  живых  существ,  их  приспособленности  к  определённой  среде  обитания,  в  том  числе  к  сезонным  изменениям.

Третье  направление – система  знаний  о  размножении  живых  существ,  их  росте  и  развитии.

Четвёртое  направление – система  знаний  о  взаимодействии  живых  существ в  экосистемах  (луг,  лес, водоём).

Освоение  системы  знаний  о  природе   связано  с  развитием  познавательных  умений,  среди  которых  выделила  следующие:

  • Умение  видеть живой  объект  в  разнообразии  его  свойств,  жизненных  проявлений.
  • Умение  оценивать  состояние  природных  объектов,  как  живых  организмов,  так  и  среды  обитания.
  • Умение  включать  объект  в  различные  системы,  рассматривать  его  с  различных  точек зрения.
  • Умение  прогнозировать  развитие  ситуации,  предвидеть  последствия  воздействия  на  объект.
  • Умение  устанавливать  различные  по  степени  сложности  по  содержанию  связи,  существующие  в  природе.

3. Особенности формирования системы знаний о природе  у  детей  дошкольного  возраста

При формировании  системы  знаний  использовала    в  работе  с  детьми  разные  формы  ознакомления  с  живой  природой.

Непосредственно – образовательная деятельность по экологии являются  ведущей  формой  организации  работы  по  ознакомлению  с  природой. Формировалась  систему  элементарных  знаний,  осуществляла  развитие  основных  познавательных  процессов  и  способностей.  

НОД  давали  возможность  уточнить  и  систематизировать  личный  опыт  детей,  который  накапливался  у  них  во  время  наблюдений,  игр  и  труда  в  повседневной  жизни.

При  подборе  НОД  основное  внимание  уделяла   их  систематичности  и  последовательности,  с  тем,  чтобы  обеспечить  формирование  элементарной  системы  знаний,  умений  и  навыков.  Предусмотрела  занятия,  на  которых  будут  сообщаться  первоначальные  знания.  Далее  шли   занятия,  цель  которых – пополнение  первоначальных  представлений,  обобщение  и  применение  полученных  знаний,  умений  и  навыков.

  Дети имеют   стремление  к  игровой  деятельности,  разнообразие  познавательных  интересов.  Поэтому,  для  того,  чтобы  поддержать       в течение  занятия  внимание  детей  проводила  занятия – путешествия; занятие – сказки;  занятия – игры,  КВНы, различные викторины.

Говорили  на  занятиях  и  о  правилах  поведения  в  лесу:  «В  лесу  нельзя  шуметь,  чтобы  не  напугать  лесных  жителей»,  «Ходить  в  лесу  можно  только  по  тропинкам»,  «Нельзя  брать  с  собой  в  лес  собаку,  чтобы  она  не  разорила  птичьи  гнёзда»  и  т.д.

Занятия  проводятся   как  в  группе,  так  и  на    участке  детского  сада.

На  занятиях   использую  проблемные  ситуации  или  проведение  опытов  (позволяющих  открыть  новые  знания);  практическую  работу,  игровые  приемы,  загадывание  загадок.

Все  это  помогает  поддерживать  в  течение  занятия  внимание  детей.  

Конечно,  одних  занятий  недостаточно  для  формирования системы  знаний  о  живой  природе.    Большую  роль  в  этом имеют  экскурсии,  прогулки  за пределы  детского  сада,  походы  и  т.д.  Именно  здесь  ребенок  открывает  для  себя  всю  красоту  окружающего  мира.

Чтобы  экологическое  развитие  детей  было  полноценным,  система  работы  в  детском  саду   сочетается  с  работой  семьи  в  данном  направлении,  так  как  именно  семья  дает  детям  первый  опыт  взаимодействия  с  природой,  приобщает  к  активной  деятельности  в природе,  показывает  пример  отношения  к  объектам  растительного  и  животного  мира.

С  родителями  проводятся  групповые  собрания  на  данную  тему,  консультации,  беседы;  проводится  анкетирование  родителей.  Папы    изготовляют   кормушки   и  скворечники.  Родители  участвуют   в  выставках    поделок  из  природного  материала.

При  формировании   знаний о  природе  использую   не  только  разные  формы  работы,  но  методы:  наглядные,  практические,  словесные, опыты, исследования, эксперименты.  С  их  помощью  у  детей  формирую  представления о  динамике  явлений  природы – росте  и  развитии  растений  и  животных,  труде  взрослых,  показывая  явления,  которые  протекают  в  природе  длительное  время.

Как  мы  знаем,  основным  методом  в  экологическом  развитии  детей  дошкольного  возраста  являются  наблюдения.  И  поэтому  именно  на  экскурсиях,  прогулках   дети  имеют  возможность  видеть  растения  и  животных  в  среде  их  обитания.  У  детей  формируется  первичные  мировоззренческие  представления    о  взаимосвязях,  существующих  в  природе,  развивается  наблюдательность,  интерес  к  изучению  природы.  

Приучаю  детей  всматриваться  в  предмет  и  подмечать  его  характерные  особенности.  Красота  природы  вызывает  у  детей  глубокие  переживания,  неизгладимые  впечатления,  способствует  развитию  эстетических  чувств.  Поэтому  помогаю  детям  открывать  чудеса  и  тайны  природы,  учу  сознательно  воспринимать  впечатление  от  предметов  и  явлений  окружающей  природы  или,  другими  словами,    учу  детей видеть,  слышать  и  понимать  природу.  

Кроме  того,  наблюдение  важно  ещё  и  тем,  что  оно  лежит  в  основе  разных  видов  деятельности,   направленных  на  познание  или  практическое  преобразование  природы  (уход  за  растениями  и  животными,  изодеятельность  и  рассказы  детей  на  основе  наблюдений  и  т. д.).

Наблюдения  за  живой  природой проводим  на участке  каждый  день.   Начинаются  они  с  приветствия  всем   жителям  участка,  с  вопросов  об  их  настроении,  самочувствии,  об  их  радостях,  печалях  и  заботах.

Доношу  до  детей  мысль  о  том,  что  все  представители  живой  природы – растения  и  животные – разговаривают  с  нами,  с  людьми,  всегда  рассказывают  нам  о  своей жизни.  Только  говорят  они  не  при  помощи  слов  (как  люди),  а  совсем  по-другому.  И  поэтому  люди  очень  часто  их  не  слышат  и  не  понимают.

«Как  же  растения  и  животные    разговаривают  с  нами» - спрашивают  дети.  Рассказываю  детям,  что  цветы  говорят,  что  им  хорошо,  своим  обильным  и  красочным  цветением.  Если  растению  плохо,  то  меняется  окраска  листьев,  становятся  бледными  и  вялыми.  Точно  также  говорим  о  людях,  когда  им  нездоровится. Практическая  деятельность  детей  в  природе  имеет  ключевое  значение.  Индивидуальные  проявления  ребёнка  в  практической  деятельности – это  показатель  его  экологической  воспитанности  и  экологической  культуры. Именно  в  процессе  активной  деятельности  ребёнок  реализует  свои  потребности  пытливого  исследователя,  делает  выводы  и  обобщения,  т. е.  доминирующее  наглядно – образное  мышление  постепенно  заменяется  теоретическим,  т. е.  основой  экологического  мышления  человека.

Наблюдения,  опыты  и  практическая  деятельность  в  природе  способствует  накоплению  у  детей  запаса  достоверных  конкретно-образных  представлений  об  окружающей  действительности,  фактических  знаний,  которые  являются  материалом  для  последующего  их  осознания,  обобщения,  приведения  в  систему,  раскрытия  причин  и  взаимосвязей,  существующих  в  природе.

Именно  в  результате  наблюдений  и  практической  деятельности  в   природе дети  начинают  понимать,  что;

  • Объекты  и  явления  природы  взаимосвязаны  и  представляют  собой  единое  целое;
  • Окружающий  мир  не  является  чем–то  статичным,  он  постоянно  изменяется.

  Огромное  значение  в  работе  с  детьми   дошкольного  возраста  имеет  игра.  Наряду  с  наблюдениями  на  занятиях, экскурсиях, прогулках  в  самостоятельной  деятельности  использую  разнообразные  игры:  дидактические,  подвижные  и  творческие.  В  них  дети  накапливают  чувственный  опыт,  творчески  осваивают  приобретённые  знания.

Важным  методом  в  работе  с  детьми  считаю  слово,  его  правильное  использование  в  разных  формах  работы  с  детьми.  Причём  наибольшее  значение  имеет  беседа – чёткая  и  гибкая  последовательность  вопросов,  помогающих  детям  понять  причинно-следственные  связи,  сформулировать  выводы,  сделать  обобщения,  перенести  знания  в  новую  ситуацию.  Именно  беседа  выявляет  нравственную  позицию  ребёнка  в  его  отношениях  с  животными,  растениями,  людьми.

При  формировании  системы  знаний  о  природе,  как  уже  говорила  ранее,  использую  разные    методы  и  приёмы  в  различных  формах  работы  с  детьми.  Поэтому  познание  какого – либо  объекта  начинается  с  его  неоднократного  наблюдения  с  подключением  различных  анализаторов (потрогать,  понюхать,  послушать  и  т.д.).  Эти  наблюдения  дополняются  художественными  рассказами,  просмотром  иллюстраций,  картин,  прослушиванием  музыки,  образными  движениями  танца  и  др.  Затем  все  эти  впечатления  отражаются  и  закрепляются  в  рисовании,  лепке,  играх  с  природным  материалом.

Таким  образом,  разрабатывая  систему  работы  детского  сада  и  семьи,  стремлюсь  сформировать  у  детей  дошкольного  возраста  систему  знаний  об  объектах  природы  как  живых  организмах,  о  необходимости  сохранения  их  целостности,  их  потребностях,  способности  чувствовать  и  реагировать  на  благоприятные   (и  неблагоприятные)  условия  окружающей  среды.

4.Заключение

Таким  образом,    процесс  формирования  системы  знаний  у детей о  природе  довольно   длительный.  Вводить,  «погружать»  ребёнка  в  жизнь  природы  надо  постепенно,  последовательно  и  целенаправленно.  Чтобы  сформировать  у  детей  к  концу  дошкольного   возраста систему  знаний  о природе, я включила творческий поиск, использовала  систему  разнообразных  форм,  методов  и приёмов  по  ознакомлению  с  живой  природой.  

Результатом  такой  работы  должно  стать  не  только  овладение  определенными  знаниями,  но  и  развитие  эмоциональной  отзывчивости,  умения  и  желания  активно  защищать,  облагораживать  природу.

5.Список используемой литературы

         1. Жуковская  Р.И.  Родной  край. – М.:  Просвещение,  2007.

2. Зарипова  А.  Ознакомление  детей  с  обитателями  уголка  природы. // Дошкольное  воспитание. -2011, №2.

3. Иванова  А.И.  Методика  организации  экологических  наблюдений  и  экспериментов  в  детском  саду. – М.:  ТЦ  Сфера,  2006.

4. Каменева Л.А.  Как знакомить дошкольников с природой. - М.: 2008.

5. Клавсуть З. Путешествие в мир растений // Дошкольное воспитание. – 2009. №5.

6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической  культуры  в  детском  саду. – М.:  ТЦ  Сфера, 2008.

7. Куприянова  А. Работа  по  ознакомлению  дошкольников  с  природой// -  Дошкольное  воспитание.  2003.  № 5.

8. Мазурина  А.Ф.  Наблюдения  и  труд  в  природе.  - М.: Просвещение, 2007.

9. Маневцева  Л.  Ребёнок  познаёт  мир  природы // Дошкольное  воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.

10. Николаева  С.Н.  Воспитание  экологической  культуры  в  дошкольном  детстве.  М.: Просвещение,  2008.

11. Плешаков  А.А.  Зелёные  страницы. – М.:  Просвещение,  2005.

12. Доронова Т.Н., Гербова В.В. Радуга:  Программа  и  руководство  для  воспитателей  детского сада. – М.: Просвещение,  2009.

13. Сухомлинский  В.А.  О  воспитании. - М.: Педагогика,  1982.

14. Типикина  В.  Радость  общения  с  природой//  Дошкольное  воспитание. - 2007.  № 7.

15. Фокина В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности,  духовности  и  интеллекта // Дошкольное воспитание. - 2005. № 7.

16. Шишкина  В.А.  Прогулки  в  природу.  - М.: Просвещение,  2009.                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста (презентация к опыту работы)

Раскрыты задачи по формированию  экологического  воспитания  детей, даны практические советы по созданию условий в группе ДОУ . Раскрываются проблемы экологического образования ....

Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский  сад  для детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Проект по теме « Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста»

laquo; Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и прави...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»

Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»...

«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста...

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»

В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей....