Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Добро пожаловать в русскую избу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

 

                                Конспект непосредственно- образовательной деятельности  в средней группе

                                                     «Добро пожаловать в русскую избу»

                           

Используемые технологии: Информационно - коммуникационные технологии.

 Составила воспитатель ГБДОУ №26  Пенкина Елена Викторовна

Санкт-Петербург (2015 год)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Программные задачи:

-  Познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью.

- Обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук).  

- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

- Развивать творческие навыки.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Знакомство с народными праздниками, играми.

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, кукла Машенька, деревянные ложки, разноцветные ленточки, полотно для плетения.

Ход занятия.

I.Организационный момент:

Звучит фонограмма русской народной песни.

Детей встречает кукла Машенька- «хозяйка избы», одетая в русский национальный костюм.

Машенька: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Хочу я рассказать вам сегодня о том, как жили русские люди в стародавние времена, но сначала давайте познакомимся. Встанем в круг и каждый из вас ласково назовет свое имя.

Проводится игра «Скажи ласково»

 II. Основная часть:

Машенька: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

  Давным-давно нашу родину называли Русь. Жили в ней люди русские, добрые, приветливые. Строили дома, да не простые, а из бревен:

  Есть и печка, и труба

  Это русская …….

Дети: Изба.

Машенька: Правильно, такие дома называют избами.

(слайд №1)

В деревянных домах – сухо, тепло и дышится легко. Жить в них очень полезно для здоровья. А ещё дерево удивительно красиво. Зайдём внутрь русской избы и узнаем, как она устроена.

Машенька: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает»

Дети: Печка!

 Машенька: Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. (слайд №2)

 Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь согревала всех в долгую зиму. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. Наверху под потолком тепло, весело и бабушкину сказку послушать можно. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Машенька: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Машенька: А поговорку вы знаете?

Дети: «Щи да каша- пища наша».

Машенька: Какие же предметы еще находились в русской избе?

 «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…»

Дети: Самовар.

Машенька: Молодцы! За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

 (слайд №3, №4)

Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол

Машенька: «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

Ответы детей.

Машенька: Это чугунок.

(слайд №5)

 Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Машенька: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт»

Ответы детей.

Машенька: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной каше.

 (слайд № 6)

Машенька: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

Ответы детей.

(слайд №7)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Машенька: А еще любили на Руси песни петь и хороводы водить.

(слайд №8)

Ребята, приглашаю вас в хоровод. Выходите, попляшите!

Под русскую народную песню «Во поле березка стояла» дети водят хоровод.

Машенька: Как красиво и дружно вы хоровод водили, молодцы. Садитесь, пожалуйста, дайте ножкам отдохнуть.

Машенька: А какие пели песни малышам в люльках.

  (слайд №9)

Вам наверняка мамы пели такие песенки. Как они называются?

Дети: Эти песенки называются- колыбельные.

Машенька: Давайте вместе споем:

«Котя, котенька – коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай!

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай».

Машенька: А еще пели во время работы, например, когда пряли пряжу. Отгадайте загадку:

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

Дети: (прялка)

Машенька: Правильно, это прялка.

(слайд №10)

В зимние долгие вечера девушки сидели за прялками и пряли пряжу.  А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Машенька: Сейчас я покажу вам один предмет, а вы скажите мне как он называется и для чего он был нужен.

 Ответы детей.

Машенька: Это сундук.

 (слайд №11)

В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи.

Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – богато украшались, их разрисовывали красками. В сундуках хранили так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, домашнюю утварь или посуду.

Машенька: Ребята, я хочу подарить вам подарок. Это сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.

Дети открывают сундук и рассматривают расписную деревянную посуду, платки, игрушки, рассказывают, что им больше понравилось и почему.

Машенька: Все эти предметы сделаны с любовью и выдумкой русскими мастерами. Ребята, хотите тоже стать мастерами?

Дети: Да!

Машенька: Сейчас мы с вами будем плести половичок. Такими половичками застилали полы в русских избах.

(слайд №12)

 Дети вплетают разноцветные ленточки в половичок.

Воспитатель и дети: Спасибо, Машенька, за рассказ и подарки. И половичок получился у нас очень красивый. Мы откроем в нашей группе музей русского народного творчества.

Машенька: И вам спасибо, что побывали у меня в гостях, приходите еще!

III.итоговая часть.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что находилось в русской избе?

 Какие предметы русского быта вы запомнили? Что мы с вами научились делать? Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_ikt.docx819.64 КБ

Предварительный просмотр:

                   

   

                                Конспект непосредственно- образовательной деятельности

                                                               в средней группе

                                                     «Добро пожаловать в русскую избу»

                               

                                                       

                                                         

Используемые технологии: Информационно - коммуникационные технологии 

                                                                                                                     Составила воспитатель ГБДОУ №26

                                                                                                                      Пенкина Елена Викторовна

                                                             

                                                                 Санкт-Петербург

                                                                        2015 год

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Программные задачи:

-  Познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью.

- Обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук).  

- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

- Развивать творческие навыки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Знакомство с народными праздниками, играми.

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, кукла Машенька, деревянные ложки, разноцветные ленточки, полотно для плетения.

Ход занятия.

I.Организационный момент:

Звучит фонограмма русской народной песни.

Детей встречает кукла Машенька- «хозяйка избы», одетая в русский национальный костюм.

Машенька: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Хочу я рассказать вам сегодня о том, как жили русские люди в стародавние времена, но сначала давайте познакомимся. Встанем в круг и каждый из вас ласково назовет свое имя.

Проводится игра «Скажи ласково»

 II. Основная часть:

Машенька: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

  Давным-давно нашу родину называли Русь. Жили в ней люди русские, добрые, приветливые. Строили дома, да не простые, а из бревен:

  Есть и печка, и труба

  Это русская …….

Дети: Изба.

Машенька: Правильно, такие дома называют избами.

(слайд №1)

В деревянных домах – сухо, тепло и дышится легко. Жить в них очень полезно для здоровья. А ещё дерево удивительно красиво. Зайдём внутрь русской избы и узнаем, как она устроена.

Машенька: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает»

Дети: Печка!

 Машенька: Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. (слайд №2)

 Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь согревала всех в долгую зиму. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. Наверху под потолком тепло, весело и бабушкину сказку послушать можно. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Машенька: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Машенька: А поговорку вы знаете?

Дети: «Щи да каша- пища наша».

Машенька: Какие же предметы еще находились в русской избе?

 «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…»

Дети: Самовар.

Машенька: Молодцы! За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

 (слайд №3, №4)

Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол

Машенька: «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

Ответы детей.

Машенька: Это чугунок.

(слайд №5)

 Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Машенька: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт»

Ответы детей.

Машенька: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной каше.

 (слайд № 6)

Машенька: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

Ответы детей.

(слайд №7)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Машенька: А еще любили на Руси песни петь и хороводы водить.

(слайд №8)

Ребята, приглашаю вас в хоровод. Выходите, попляшите!

Под русскую народную песню «Во поле березка стояла» дети водят хоровод.

Машенька: Как красиво и дружно вы хоровод водили, молодцы. Садитесь, пожалуйста, дайте ножкам отдохнуть.

Машенька: А какие пели песни малышам в люльках.

  (слайд №9)

Вам наверняка мамы пели такие песенки. Как они называются?

Дети: Эти песенки называются- колыбельные.

Машенька: Давайте вместе споем:

«Котя, котенька – коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай!

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай».

Машенька: А еще пели во время работы, например, когда пряли пряжу. Отгадайте загадку:

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

Дети: (прялка)

Машенька: Правильно, это прялка.

(слайд №10)

В зимние долгие вечера девушки сидели за прялками и пряли пряжу.  А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Машенька: Сейчас я покажу вам один предмет, а вы скажите мне как он называется и для чего он был нужен.

 Ответы детей.

Машенька: Это сундук.

 (слайд №11)

В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи.

Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – богато украшались, их разрисовывали красками. В сундуках хранили так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, домашнюю утварь или посуду.

Машенька: Ребята, я хочу подарить вам подарок. Это сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.

Дети открывают сундук и рассматривают расписную деревянную посуду, платки, игрушки, рассказывают, что им больше понравилось и почему.

Машенька: Все эти предметы сделаны с любовью и выдумкой русскими мастерами. Ребята, хотите тоже стать мастерами?

Дети: Да!

Машенька: Сейчас мы с вами будем плести половичок. Такими половичками застилали полы в русских избах.

(слайд №12)

 Дети вплетают разноцветные ленточки в половичок.

Воспитатель и дети: Спасибо, Машенька, за рассказ и подарки. И половичок получился у нас очень красивый. Мы откроем в нашей группе музей русского народного творчества.

Машенька: И вам спасибо, что побывали у меня в гостях, приходите еще!

III.итоговая часть.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что находилось в русской избе?

 Какие предметы русского быта вы запомнили? Что мы с вами научились делать? Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Слайд №1                                                                            Слайд №2ЕГЭ - архитектура русской избы . 2014Какую добрую помощь оказала такая же печь маленькой девочке …

Слайд №3                                                                               Слайд №4                                                      @дневники - Чайный домик "Лепестки хризантем в чашке цвета неба"http://img11.nnm.me/2/2/3/c/f/9ebb7cdbf780a0aed46145c476e.jpg

                                                                                                                                               

Слайд №5                                                                             Слайд №6Чугун. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2af93eed019fee4edc601af45303a703-129-144&n=21

Слайд №7                                                                           Слайд №8Анапский форум * Просмотр темы - Просто юморные картинки, подключайтесь!

В Ульяновске открылась выставка, посвященная русской березе - Портал культурного наследия России Культура.рф

Слайд №9                                                                     Слайд №10

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=53d31c2339ec8d8423919647d793324c-57-144&n=21Фото приколы картинки на Копипаст.ру - Смешные картинки (95 фото). Еще видео и прикольные статусы

          Слайд №11                                                               Слайд №12Роспись старинного сундука от Томаш Ольги. Обсуждение на Liv…

   http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=edababdd9dc03ae981058b3bc3dcd889-01-144&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Учим творить добро»

Дети закрепляют представление о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Формируется осознанное отношение к социальным нормам поведения. Желание совершать добрые поступки, быть внимательными к внутре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему "Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов"

Занятие направлено на ознакомление детей с творчеством Юрия Васнецова, с иллюстрациями художника к потешкам....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: "По дороге добрых дел"

Опубликовано  15.01.2015 г   20:23 -  Степанкина Юлия Александровна  Цель: внимательно вслушиваться в стихотворение добавляя вежливые слова, необходимые в общении,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: « Богатыри земли русской»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Формировать представление о богатыре как героическ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с русской избой."

Этот конспект поможет педагогам познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска);познакомить некоторым...