Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Морозова Ирина Александровна

Здесь привожу примерный план развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ.  

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Живая природа

Дата

Неживая природа

Дата

  • Наблюдения за птицами. Наблюдать, какие птицы остаются зимовать (воробьи, галки, вороны - всеядные); отметить, что все чаще можно увидеть лесных воробьев с белой полоской на крыле, на зиму они перелетают ближе к людям - подкормиться.
  • Длительное наблюдение за многолетним растением - одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик. Весной здесь вырастет новый.
  • Наблюдения за деревьями. Рассмотреть ель и сосну. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев. Порассуждать с детьми, почему октябрь называют «золотым периодом» осени. Обратить их внимание на то, что после первых заморозков начнется листопад; полюбоваться этим явлением. Предложить детям самостоятельно объяснить, почему облетают листья.
  • В течение месяца наблюдения за листьями на деревьях - закрашивать листья цветными карандашами в течение месяца (клён, рябина, берёза, тополь).
  • Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие «хрупкий». Предложить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой.

  • Наблюдения за солнцем. Отметить с детьми сокращение световой части суток на примере прихода и ухода детей из детского сада.
  • Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изменениями осадков, сравнить с сентябрем (кроме дождей мокрый снег, иней по утрам).
  • Наблюдения за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Выяснить причину быстрого движения туч.
  • Наблюдения за почвой.
  • Наблюдение за ветром. Дует ли ветер? Как узнали? Что качается, трещит от ветра? Как можно сказать про эту погоду?
  • Отметить, чем пахнет октябрь?
  • Изменение воздуха: прозрачнее, прохладнее.

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Взаимодействие человека с природой

Дата

Художественное слово

Дата

  • Идёт очистка цветников от сорных растений и однолетников.
  • Окапывание  деревьев, кустарников на участке.
  • Сбор семян для рассады.
  • Сбор плодов шиповника, рябины, бузины, калины, крылаток ясеня и клёна для подкормки птиц.
  • Уборка сухих листьев на участке.
  • Продлить жизнь цветов: внести в группу астры, бархатцы. Цель: выявить влияние тепла на продолжительность жизни растений.

Составление коллекции плодов и семян деревьев и кустарников, которые растут на экологической тропинке.

Составление коллекции - игры «Кто питается шишками?» Сравнение шишек ели и сосны.

Опыты. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем). Цель: подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Содержание. В три стеклянные банки насыпать различную почву, залить водой, взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде мути. Предложить детям оставить следы на песчаной и глинистой почве. Сделать выводы о том, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третьей банке всплывут оставшиеся в почве корешки растений. Обратить на них внимание детей, уточнить, что через корни растения впитывают из почвы питательные вещества и влагу.

Чтение художественной литературы. В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Зима скоро»; А. Майков «Осень»; А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»; К. Бальмонт «Осень»;

 А. Блок «Осенний день высок и тих»; С. Есенин «Отговорила роща золотая...»; И. Бунин «Осень в чаще леса»;

 А. Барто «Перед отлетом",

 А. Кольцов «Урожай»;

 Э. Сорби «Осенние колосья», «Прощание с журавлями»;

 Е. Благинина «Улетают -улетели»;

М. Пришвин «Последние грибы», «Птицы и листья»;           Сказки: “Сказка о козе лупленой”, русская народная сказка "Кот - серый лоб, козел да баран"; С. В. Михалков “Как старик корову продавал”; К. Ушинский “Слепая лошадь”, “Спор животных”;                  Пословицы: Кошке игрушки, а мышке слезки. Корова на дворе – еда на столе. Собака человеку неизменный друг. Конь бежит – земля дрожит. Корову палкой бить - молока не пить. Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет.        Загадки про домашних животных; Физминутки: “Корова”, “Козочка”, “Кошка”, “Котик”;                 Пальчиковая гимнастика: “Два козлика”, “Поросята”;    Считалки: “Шла коза по мостику”, “Конь ретивый”, “Свинка ходит по бору”;                         Потешки: “Привяжу я козликов к белой березке”, “Уж как я ль мою коровушку люблю!”;       Дидактические игры: “Я знаю 5 названий домашних животных”, “Кто как говорит”, “Что ты будешь делать”, “Корова с теленком”, “Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;

НОЯБРЬ.

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

1.  Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь — это ворота зимы. (Дождь идет часто со снегом; средняя температура становится ниже 0°С. Наблюдения за термометром; дуют холодные ветры. Ввести понятие «снеговей».)

2.  Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»).

3.  Формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки).

4.  Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы.

5.  Воспитывать вдумчивое, осознанное отношение к животным и растениям.

6.  Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (органы чувств — слух).

Живая природа

Дата

Неживая природа

Дата

  • Наблюдение за растениями. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.
  • Наблюдения за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.
  • Наблюдение за голубями. Они летают стайками, не бояться людей, берут пищу из рук. Рассказать о почтовых голубях
  • Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
  • Рассмотреть и сравнить комнатные растения .

  • Продолжить наблюдения за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко, длинная тень от солнца в полдень. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь - сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).
  •  Наблюдения за небом и осадками. Поздняя осень - предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом.
  • Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).
  • Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, на траве). Иней образуется так же, как и роса. Он может быть и летом, так как это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0°С).
  • Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).
  • Ноябрь - самое темное время года, потому что нет снежного покрова.

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Взаимодействие человека с природой

Дата

Художественное слово

Дата

Наблюдение за работой людей

-Обратить внимание на то, что продают в овощном ларьке. Спросить, кто вырастил урожай. Напомнить, что люди заготавливают некоторые фрукты и овощи на зиму. Формир. понимание связи между нарастанием холода и состоянием растений.

-Обратить внимание на то, что люди оделись в теплую одежду. Беседа о том, что многие животные тоже готовятся к зиме, меняют свои шубки на более теплые и менее заметные. Формировать понимание связи между нарастанием холода и подготовкой животных к зиме.

-Наблюдение за работой дворников. Они собирают последнюю опавшую листву в мешки. Беседа о том, почему нельзя листву жечь в городе.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Пройти по участку, отметить изменения произошедшие в нем: деревья стоят без листвы, исчезли насекомые, на улице пасмурно, холодно, люди оделись в теплую одежду. Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

2-я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Формировать представления о переходе веществ из жидкого состояния в твердое. Закрепить знания о свойствах льда.

3-я неделя: Наблюдение за строительными работами на крыше. Что там могут делать рабочие? Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе на высоте?

4-я неделя: Попросить детей назвать приметы надвигающейся зимы. Сравнить зиму и осень. Беседа о том, какие развлечения несет нам новое время года.

Чтение художественной литературы.

В. Бианки «Месяц зимних гостей», «Смотрины зимы»; Л. Кубарев «Кому, где тепло?»; С. Есенин «Нивы сжаты»; Н. Слад-ков «Синичкин запас», «Почему ноябрь пегий»; А. Пушкин «Дни поздней осени...»; Е.Чарушин «Собака», «Лиса»; А. Барто «Лиса»; Б.Заходер «Лиса и крот»; В. Сухомлинский «Старый пес»; Т. Снегирев «Топ».

Фольклор

Загадки о домашних и диких животных, скороговорки, поговорки.

Беседы. «Как следы осени искали» (предложить детям на прогулке заметить «следы» осени, а в группе зарисовать;
«Как животные леса готовятся к зиме?»; «Как человек готовится к зиме?»; «О чем рассказывают растения?» (беседа о потребностях растений); «Птицы осенью»; «Ноябрь - ворота зимы» (обобщающая беседа об осени с использованием моделей, иллюстраций, художественной литературы, дневников наблюдений), «Кто живёт в реке и в озере», «А уши чтобы слышали» .

Объяснить и разучить пословицу «Первый снежок не лежок».

Объяснить и разучить примету «Если вороны садятся на нижние ветки деревьев, будет ветер».

Разучить скороговорку «Сени в лесу встретят лису».

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Обучающая ситуация «Айболит рассказывает о пользе комнатных растений» .

Дидактические игры. «Какое небо» , «Узнай растение» .

ДЕКАБРЬ.

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Живая природа

Дата

Неживая природа

Дата

Наблюдение за зимующими птицами.

Цели:

  • закреплять знания о зимующих птицах;
  • формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
  •     воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Наблюдение за березой зимой.

Цели:

  • формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
  • воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Наблюдение за елью.

Цельзакреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

Наблюдение за вороной.

Цели:

  • расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Наблюдение за снегирем.

Цели:

—        формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;

        знакомить с характерными особенностями снегиря.

Наблюдение за голубями.

Цельзакреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Наблюдение за ивой.

Цели:

  • наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе);

Наблюдение за снегом и льдом.

Цели:

—        формировать реалистическое понимание неживой природы;

— закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Наблюдение за солнцем.

Цели:

—        продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза;

—        формировать интерес к неживым объектам природы.

Наблюдение за снегопадом.

Цели:

  • формировать представление о свойствах снега;
  • закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Наблюдение за состоянием природы.

Цели:

—        учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

—        закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Наблюдение за ветром.

Цели:

—- формировать представление об одном из признаков

зимы — метели; — учить определять направление ветра.

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Взаимодействие человека с природой

Дата

Художественное слово

Дата

Наблюдение за автокраном.

Цели:

  • продолжать знакомить с разными видами грузового транспорта;
  • закреплять знания об особенностях грузового транспорта, его значении в жизни человека.

Наблюдение за работой дворника.

Цели:

  • продолжать наблюдение за работой дворника;
  • совершенствовать словарный запас;
  • формировать стремление к порядку и чистоте;

—        прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Уборка снега на своём участке, постройки из снега.

Подкормка птиц "Птичья столовая"

Измерение температуры воздуха на солнечной стороне и в тени, есть ли разница?

Украшение деревьев цветными льдинками.

Опыт: "Как работает термометр"

Чтение художественной литературы.

1.С.Маршак. Декабрь. Январь. Февраль.

2.И.Никитин. Встреча зимы.

3.С.Есенин. Поет зима аукает.

4.А.Пушкин. Вот север тучи нагоняя. Идет волшебница зима. Зимнее утро.

5.Н.Носов. На горке.

6.И.Токмакова. Как на горке снег, снег.

7.Е.Явецкая. Зима-рукодельница.

8.И.Токмакова. Оттепель в городе.

9.А.Блок. Ветхая избушка.

10.И.Соколов-Микитов. Зима вьюжная.

11.В.Бианки. Холодно в лесу, холодно!

12.И.Суриков. Зима.

13.В.Лунин. Зима.

14.Н.Артюхова. Белый лёд.

15.Г.Скребицкий. На лесной полянке (Зима).

16.С.Козлов. Мне приснились морозы.

17.Л.Чарская. Зима.

Зимние загадки

Хоть сама и снег, и лёд,

А уходит — слёзы льёт. (Зима)

 

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

 

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима)

 

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

 

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки —

Над землёй снежинки. (Зима)

МАРТ.

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Живая природа

Дата

Неживая природа

Дата

1.Птицы: чувствуют весну, весело скачут, чирикают, стайками купаются в лужах, греются на солнце. Вороны начинают постройки гнёзд, синицы поют.

Наблюдение за воробьем
Цели:
—    продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье;
—    обогащать словарный запас художественным словом о воробье;
—    активизировать внимание и память;
—    учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Наблюдение за сорокой
Цели:
—    пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;
—    учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает;
—    обогащать словарный запас художественным словом;
—    воспитывать заботливое отношение к птицам. 

2.Комнатные растения: активный рост, оживление.

3.Деревья: на вербе и сирени набухают почки. Сравнить  их с почками на ветках в вазе.

4.Длительные наблюдения за ростом овса, перцев, лука и рассады цветов.

5.Насекомые: просыпаются сонные мухи.

1. Наблюдение за увеличением светового дня (графические модели).  Дать понятие о дне весеннего равноденствия (21 марта) - день равен ночи.

2. Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать понятия о смене времен года;  дать представление об особенностях каждого сезона.

3.Наблюдение за сосульками
Цели:
—    знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями;
способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

4. Наблюдение за проталинами
Цели:
—    учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
—    формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

5. Солнце греет ярче и сильнее.

6. Небо голубое и высокое, разновидности облаков.

7. Снег оседает, становится рыхлый, ноздреватый. Обратить внимание, где снег тает быстрее.

8. Сосульки: как образуются, почему днём тают? С какой стороны их больше?

9.Ручьи: откуда они берутся? В каком направлении бегут и почему?

10.Капель: откуда берётся?

Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.

Взаимодействие человека с природой

Дата

Художественное слово

Дата

1. Уборка снега и льда с территории участка.

2.Развешивание скворечников (совместно с родителями).

3.Уборка участка от опавших веток.

4. Посев овса и семян цветов.

5. Пересадка и черенкование комнатных цветов.

6. Наблюдение за работой дворника
Цели:
—    активизировать познавательную деятельность;
—    развивать умение видеть целесообразность трудовых дей-ствий;
—    учить оценивать результаты труда.

7. Наблюдение за легковым автомобилем
Цели:
—    продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта;
—    развивать наблюдательность;
—    воспитывать положительное отношение к людям труда.

Опыт:

«На свету и в темноте»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

Загадки о весне

Старый снег на солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

 Звонче птичьи голоса -

 Вот и к нам пришла ...

 (Весна)

 

Была белая да седая,

 Пришла зелёная, молодая.

 (Зима и весна)

 

Пословицы, поговорки, приметы о весне

 

 Весна длинным днем красна.

 Весна красная, а лето страдное.

 Весна красна цветами, а осень снопами.

 Весной дождь парит, а осенью мочит.

Весенний день – что ласковое слово.

Стихи о весне

  1. Весёлая весна (И. Гурина)
  2. Веселый ручеек (В. Семернин)
  3. Весеннее чудо (З. Александрова)
  4. Весенняя песенка (С. Маршак)
  5. Весенняя сказка (В. Берестов)
  6. Весна (И. Асеева)
  7. Весна (А. Белый)
  8. Весна (Е. Благинина)
  9. Весна, весна! Как воздух чист!.. (Е. Баратынский)
  10. Воробей (В. Орлов)
  11. Вот и кончились метели (Г. Новицкая)
  12. Деньки стоят погожие... (М. Пляцковский)
  13. Еще весны душистой нега... (А.Фет)
  14. Еще дуют холодные ветры... (А. Пушкин)
  15. Здравствуй, весна! (С. Городецкий)
  16. Зима недаром злится... (Ф. Тютчев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»

Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками,  цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности.

Здесь привожу примерный план развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы....

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"

Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....

Конспект образовательной деятельности «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»

Конспект образовательной деятельности «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»   Тема: « Творческий конкурс экскурсоводов» (презентация проекта «Картинная ...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе Тема: «Воздух».

Цель: развивать познавательную, исследовательскую активность умение экспериментировать и получать результат.  Задачи:1.Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе.2.Познак...