НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Путешествие в Антарктиду».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие направлено на развитие  экологического мышления  и творческого  воображения  в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей, на развитие  внимания, памяти, логического  мышления, воображения, наблюдательности, познавательного  интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД

в подготовительной группе

по реализации

образовательной области «Познание»

по теме: «Путешествие  в Антарктиду».

Цель:

  • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.

образовательные задачи:

  • дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
  • формировать представления о  фауне Антарктиды,

развивающие задачи:

  • развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
  • развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);

 воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:

  • - рассматривание иллюстраций с изображением  холодных зон планеты;
  • - чтение книг об Антарктиде;
  • - игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
  • - аппликация на тему «Пингвины»;
  • - рисование на тему «Антарктида»;
  • - лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

  • - картонное яйцо
  • - географическая карта, глобус;
  • - видео-и аудио сопровождение, слайд-шоу;
  • - лед, миска с водой,  жир.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, хотите посмотреть что в ней?

                       Домик круглый, домик белый,

                       И на вид вполне он целый.

                       Когда же треснул, наконец,

                       На волю выскочил птенец!

 (Слайд № 1,2)

Воспитатель:

                       Я недавно из яйца,

                       И похож я на птенца.

                       Что за птица моя мать?

                       Где ее мне отыскать?

                       Я не гусь и не павлин.

                       Догадайтесь! Я…

Дети: Пингвин.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пингвину отыскать его родителей.

Воспитатель:  Но, чтобы помочь ему мы должны понять кто он. Как вы ребята думаете, выскажите своё мнение. Скажите пингвин птица, или   животное? Почему?

(Ответы детей)

 Воспитатель:  Посмотрите, что же есть у всех птиц и у пингвинов: (Слайд № 3), (Слайд №4)

голова, глаза, острый клюв, туловище, покрытое перьями, на туловище расположены крылья,  две ноги, один хвост,  все птицы откладывают яйца.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пингвин – это птица.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца. 

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.

 Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?

Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое,

Воспитатель: Почему?

 Дети: Потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица и она не несет яйца.

Воспитатель: Правильно! Не все у кого есть крылья, являются птицами.

Воспитатель:  Что же мы позабыли о нашем пингвинёнке, ведь мы обещали ему помочь. Ребята у нашего малыша наверняка есть мама и папа, и наверное у него много братиков и сестричек, а где же нам искать родителей  пингвиненка? Как вы думаете?

Воспитатель: А может нам помогут осколки яйца из которого вылупился пингвинёнок?

                       Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,

                       И вмиг все скорлупки свои растеряло.

                       Если скорлупки в яйцо соберем,

                       Место узнаем и слово  прочтем.

Ребята каждый на своём месте собирают колумбово яйцо, а воспитатель вызывает одного ребёнка к мольберту.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк  нам нужно искать? Почему?

Дети:  Материк, который называется Антарктида.

 Воспитатель: Антарктида, Антарктида,

                  Холодна ты даже с виду.

                  Ты на глобусе цветном,

                  Ледяным лежишь пятном.(Слайд № 5)

Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?

Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.

Воспитатель: А каким цветом она обозначена?

Дети: Антарктида обозначена белым цветом.

Воспитатель: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк.

Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Ой, ребята, а на чем же мы доберемся до Антарктиды? Ведь она так далеко и там много льда.

Дети: На корабле.

Воспитатель: Ребята,  а мы сможем добраться по льду до Антарктиды  на обычном корабле? Почему?

Или нам  нужно плыть на  каком – то особенном?

Дети: На ледоколе.

Воспитатель:  Совершенно верно, ледокол  это специальный корабль, чтобы (Слайд № 6) плавать во льдах,  ледокол это   корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу. Ну что ж пройдите  на корабль.  ( Звучит запись гудков корабля дорожка №1)

Воспитатель:  День и ночь стучат машины,

От винта бежит вода.

…Вот уже поплыли льдины,

И настали холода.(Слайд № 7, 8)

Айсбергов громады

Проплывают рядом (Слайд № 9, 10).

Воспитатель: Что мы видели за бортом нашего ледокола?

Конечно, вы видели айсберги их формы самые удивительные и причудливые.

     В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

      - Откуда же появились эти ледяные громады?

Дети: Они откололись от  ледника.

Воспитатель: Верно, иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.

А хотите посмотреть, как плавают айсберги?

Дети: Да.

Воспитатель: тогда подходите все сюда, поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.

      - Утонул он?

Дети:  Нет.

      Воспитатель: Почему?

Дети:  Лед легче воды.

      Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой?

Дети: Под водой.

Воспитатель:  У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика!( Слайд № 11) Океанское течение и ветер рано или поздно выносят ледового  путешественника в теплые воды, где он начинает медленно таять. Но все равно  айсберги очень опасны для морских кораблей!

Воспитатель: Ой, смотрите!

                 Вот видна уж с корабля

                 Сквозь трубу подзорную

                 «Ледовитая» земля –

                 Берега просторные.  (Слайд № 12)

                 Малый ход! Машина стоп!

Вместе: Здравствуй, Антарктида!

 (Дети выходят с корабля. (Звучит фрагмент ветра дорожка № 2)

Воспитатель :Как же холодно в Антарктиде!

                       Мы с вами идем вперед,

                       Очень удивляемся:

                       Слева – лед, и справа – лед,

                       Даже перед нами лед.

                       Где же он кончается? (Слайд № 13)

 Чтобы мы не замерзли, давайте на время превратимся в пингвинов.(Физминутка).

                       Пингвин наклоны делать рад,

                       Вправо, влево, вперед, назад.

                       Много-много раз подряд,

                       Влево, вправо, вперед, назад.

                       Пингвин все время закаляется,

                       В ледяной воде купается.

Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Да, Нет»?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отвечайте на мои вопросы нет или да.

 В Антарктиде много снега и льда?

                        Здесь птицы не поют никогда?

                        Есть ли там реки, леса?

                        Бродит ли по берегу лиса?

                        Растут ли деревья вокруг?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а где же нам искать родственников, нашего пингвиненка, никто их не видит?  Ой ребята посмотрите, какие то удивительные животные показались из – за ледника. (Слайд № 14, 15)  

Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.

- Кто же это?

Дети:  Пингвины.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а пингвины умеют плавать?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно ребята, пингвины это водоплавающие птицы, так как они охотятся в океане, добывая себе  еду. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Они очень похожи на ласты.

Как вы думаете  Для чего пингвину такие ноги?

Дети: Для того что бы быстро плавать.

Воспитатель: Второй секрет пингвина его  оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.

Почему перья пингвинов не намокают?

Дети: Потому что они покрыты жиром, поэтому в воде они не намокают.

Воспитатель: А хотите это проверить? Давайте проведем эксперимент, подходите все к столу. На столе стоит миска с водой, опустите в воду руку, теперь вытащите её. Рука намокла?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь вытрите руки и смажте их жиром. Снова опустите руку в воду. Теперь выньте руку, что произошло?

Дети: Капельки воды собрались вместе и скатываются с руки.

Воспитатель: Отряхните воду с руки, что вы увидели?

Дети: Рука осталась сухой.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.

 Воспитатель: Ребята, хотите побольше узнать об этих удивительных птицах?

Тогда дома с родителями прочтите энциклопедию, и вы еще больше интересного узнаете о этих птицах.

Воспитатель: Ребята наше путешествие по Антарктиде заканчивается, а мы так и не смогли среди множества пингвинов отыскать родственников нашего малыша.  как же нам отыскать родителей нашего малыша, ведь пингвинов так много?  (На  экране размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков.)

 Я назову вам приметы родителей нашего пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и покажите их . Не маленькие, и не большие, с красным клювом и с хохолком.

 (Ответы детей)

Заключительная часть:

Воспитатель: Какие вы все  молодцы! Помогли  пингвиненку найти родителей  и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось в  нашем путешествии? Что нового вы сегодня узнали?

 (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

Конспект НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Путешествие в Антарктиду» с использованием ИКТ.

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой; Задачи:Образовательные:- дать детям представления об особенностях географи...

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы по реализации образовательной области «Познание» на тему: «Здоровье главная ценность человеческой жизни»

Программные задачи:Формирование у  детей  интерес и ценностного отношения к физическим упражнениям и занятиям спортом, закаливанию;Развивать стремление заботится о своём здоровье.Формировать...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие по зимнем лесу»

Тема: «Путешествие по зимнем лесу»Задачи:-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  « Зима», «Дикие животные»;-Упражнять детей в образовании и практ...