Конспект занятия "Воздух и вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vozduh_i_voda.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Воздух и вода»
Программное содержание: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.
Материалы к занятию: мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.
- Посмотрите, у нас еще гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком.
Скороговорки скажем:
«Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали»
«Три сороки, три трещотки,
Потеряли по три щетки.
Три сегодня, три вчера,
Три еще позавчера»
Воспитатель: А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.
Упражнение с пальчиками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.
Воспитатель: Итак, занятие начнем с загадки.
Шар земной внесли в автобус,
Оказался это… Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно! Что изображает глобус? Дети: Планету.
Воспитатель: Как называется наша планета? Дети: Земля.
Воспитатель: А какие планеты вы еще знаете? Дети: Плутон, Меркурий, Марс, Луна и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А какая «планета» дает жизнь на нашей Земле? Дети: Солнце.
Воспитатель: Солнце – это планета? Дети: Солнце - это звезда.
Воспитатель: А я про солнышко загадку знаю?
«Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
И заглядываешь в оконца
И зовут тебя все…» (Солнце)
Воспитатель: В какое время суток солнце нам светит ярче? Дети: Днем.
Воспитатель: Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли и там где была ночь, наступает утро, потому что Земля вращается вокруг своей оси.
Воспитатель: Что больше на Земле, суши или воды? Дети: Воды.
Воспитатель: Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря, океаны, озера и реки. Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. Дети: Тихий океан, Черное море, Азовское море, Красное море и др.
Воспитатель: А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают самолеты, пролетают птицы. Догадались, я вам подскажу?
- Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Мы говорим о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проведем эксперимент. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?
Дети: Чувствуем себя плохо, нечем дышать.
Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух? Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.
Воспитатель: А что еще прозрачное есть в нашей комнате. Дети: Стекло.
Воспитатель: А что еще прозрачным может быть? Дети: Вода.
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? ( подсказывает) Мы должны его почувствовать, подуем на ладошку, что мы чувствуем?
Дети: Холод.
Воспитатель: Помашите листочком бумаги на себя? Что вы сейчас почувствовали? Дети: Легкий ветерок.
Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? Дети: Ветер.
Воспитатель: Молодцы! А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? Дети: Мяч.
Воспитатель: Отгадайте загадку?
«Кинешь в речку не тонет,
О стенку не стонет,
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.
Игра «У кого перышко выше». Упражнение на дыхание.
Давайте по играм в игру, чье перышко легче и выше будет летать, тот победитель. Так, что постарайтесь. Сделаем трубочку из губ и дуем плавно на перышко, стараемся удерживать перышко на верху, так чтобы оно не упало. Дуем сильнее, и видим, как оно красиво поднимается вверх.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.
Физкультминутка:
Воспитатель: А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы проведем несколько опытов и увидим воздух.
Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? Дети: Пузырьки.
- Что с ними происходит? Почему они поднимаются вверх? Дети: Потому что они легкие.
Воспитатель: А теперь дуем сильнее, происходит буря.
- А где еще можно увидеть воздух? Дети: Воздух есть везде.
Воспитатель: Давайте проверим.
Опыт 2:
- Это стакан. Посмотрите, в нем есть что-нибудь? Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду). Значит и здесь есть воздух.
Воспитатель: Мыльный пузырь принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырь, хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?
1 ребенок: Достает камень, опускает в банку с водой.
Воспитатель: Ребятки, что мы увидели? Дети: Сначала были пузырьки, потом камень утонул.
2 ребенок: Достает деревянный брусок, опускает его в воду.
Воспитатель: Что с ним происходит? Почему он не тонет? Дети: Он не тонет, потому что он легкий.
Воспитатель: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? Дети: Вода.
Воспитатель: Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?
- Ребятки, вода это что? Дети: Жидкость.
Воспитатель: Правильно. Что можно делать с водой? Дети: Наливать, переливать, купаться, варить, пить.
Воспитатель: А во что может превратиться вода? Дети: В лед, в пар.
Воспитатель: А когда вода превращается в лед? Дети: Зимой, когда холодно.
Воспитатель: А когда превращается в пар?
Дети: Летом, когда жарко. Воспитатель: А может ли вода изменить свой цвет? Дети: Может, если ее покрасить красками или варенье.
Воспитатель: Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится (дети размешивают краску в воде).
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая Женя?
Женя: Потому что я добавил желтую краску.
Воспитатель: На какой сок похожа твоя вода? Женя: На лимонный сок.
Воспитатель: Хорошо! А у тебя Кирилл вода получилась красного цвета. На какой сок она похожа? Кирилл: На томатный сок.
Воспитатель: Ребята, а есть ли у воды вкус? Дети: Нет, она безвкусная.
Воспитатель: А если я положу сахар? Какая будет вода? Дети: Вода будет сладкая.
Воспитатель: А если положить соль? Дети: Вода будет соленая.
Воспитатель: А если выдавить сок лимона? Дети: Вода будет кислой.
Воспитатель: А если размешать в воде варенье, что получится? Дети: Вкусный, сладкий напиток.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Наша гости капелька и мыльный пузырь, благодарят нас за знания, которые им обязательно пригодятся, ведь они так много о себе узнали.
Воспитатель: Ребята, знайте, что человек тоже большей частью состоит из воды. Вода есть в овощах, фруктах, растениях. Но об этом мы поговорим на следующем занятии.
Воспитатель: А теперь подведем итог нашего занятия:
- Ребята, о чем мы говорили на нашем занятии? Дети: О воде и воздухе.
Воспитатель: Что мы узнали нового о воде и воздухе? Дети: Вода имеет свойства превращаться в лед, пар, менять цвет, вкус.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего на нашем занятии? Дети: Пускать мыльные пузыри, красить воду в разные цвета, опыты с предметами.
Воспитатель: Я надеюсь, что знания, наших опытов вам пригодятся в жизни. А я даю вам домашнее задание, придумать и показать к следующему занятию, свои опыты с воздухом и водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект на тему «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Значение воды для всего живого....
Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".
Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....
Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"
Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...
Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа
Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа...
Конспект "Опыты с водой" в рамках экологического проекта "О значении воды".
Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;развивать наблюдательность,способность сравнивать,сопостовлять,делать выводы....
Конспект ООД "С водой и без воды"
Конспект ООД "С водой и без воды"...
Конспект интеллектуальной игры "Вода- водичка"
в помощь воспитателям, мероприятие можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...