Конспект занятия "Воздух и вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

невжинская наталья николаевна

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh_i_voda.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект занятия на тему: «Воздух и вода»

Программное содержание: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Материалы к занятию: мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.

                                                 
Ход занятия:

Воспитатель: Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.
- Посмотрите, у нас еще гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком.

Скороговорки скажем:
«Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали»

«Три сороки, три трещотки,
Потеряли по три щетки.
Три сегодня, три вчера,
Три еще позавчера»

Воспитатель: А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.

Упражнение с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.

Воспитатель: Итак, занятие начнем с загадки.

                     Шар земной внесли в автобус,
                     Оказался это…                                                                                             Дети: Глобус.

Воспитатель:  Правильно! Что изображает глобус?                                                Дети: Планету.
                                                                                                                               Воспитатель:  Как называется наша планета?                                                                   Дети: Земля.

Воспитатель:  А какие планеты вы еще  знаете?                                                     Дети: Плутон, Меркурий, Марс, Луна и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А  какая «планета» дает жизнь на нашей Земле? Дети: Солнце.
                                                                                                                        Воспитатель: Солнце – это планета?                                                                      Дети: Солнце - это звезда.
Воспитатель:  А я  про солнышко загадку знаю?

«Ты весь мир обогреваешь, 
И усталости не знаешь,
И заглядываешь в оконца
И зовут тебя все…» (Солнце)

Воспитатель: В какое время суток солнце нам светит ярче?                                                          Дети: Днем.

Воспитатель: Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли и там где была ночь, наступает утро, потому что  Земля вращается вокруг своей оси.

Воспитатель: Что больше на Земле, суши или воды?                                             Дети: Воды.

Воспитатель:  Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря, океаны, озера и реки. Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них.                                                                                                                                         Дети: Тихий океан, Черное море, Азовское море, Красное море и др.

Воспитатель:  А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают самолеты, пролетают птицы. Догадались, я вам подскажу?
- Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Мы говорим о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проведем эксперимент. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?

Дети: Чувствуем себя плохо, нечем дышать.

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?                                                           Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой?                                                                                                                Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.

Воспитатель:  А что еще прозрачное есть в нашей комнате.                                 Дети: Стекло.  
                                                                                                                       Воспитатель: А что еще прозрачным может быть?                                                     Дети: Вода.
                                                                                                                        Воспитатель:  А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? ( подсказывает) Мы должны его почувствовать, подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети: Холод.

Воспитатель: Помашите листочком бумаги на себя? Что вы сейчас почувствовали?                                                                                                                      Дети: Легкий ветерок.

Воспитатель:  Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? Дети: Ветер.

Воспитатель:  Молодцы! А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это?                                                                                                                               Дети: Мяч.
Воспитатель:  Отгадайте загадку?


«Кинешь в речку не тонет,
О стенку не стонет,
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше? 
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого перышко выше». Упражнение на дыхание.

 Давайте по играм в игру, чье перышко легче и выше будет летать, тот победитель. Так, что постарайтесь. Сделаем трубочку из губ и дуем плавно на перышко, стараемся  удерживать перышко на верху, так чтобы оно не упало. Дуем сильнее, и видим, как оно красиво поднимается  вверх.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.

Физкультминутка:

Воспитатель:  А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы проведем несколько опытов и  увидим воздух.

Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане?                       Дети: Пузырьки.
                                                                                                                                            - Что с ними происходит?  Почему они поднимаются вверх?                                Дети: Потому что они легкие.

Воспитатель:  А теперь дуем сильнее, происходит буря.
- А где еще можно увидеть воздух?                                                                            Дети: Воздух есть везде.
                                                                                                                               Воспитатель: Давайте проверим. 

Опыт 2:
- Это стакан. Посмотрите, в нем есть что-нибудь?                                                Дети: Нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду). Значит и здесь есть воздух.

Воспитатель:  Мыльный пузырь принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырь, хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

1 ребенок: Достает камень, опускает в банку с водой.

Воспитатель: Ребятки, что мы увидели?                                                                     Дети: Сначала были пузырьки, потом камень утонул.
                                                                                                                                               2 ребенок: Достает деревянный брусок, опускает его в воду.

 Воспитатель: Что с ним происходит? Почему он не тонет?                                        Дети: Он не тонет, потому что он легкий.
Воспитатель: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное?                                                                    Дети: Вода.
Воспитатель: Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?
                      - Ребятки, вода это что?                                                                         Дети: Жидкость.
                                                                                                                          Воспитатель: Правильно. Что можно делать с водой?                                              Дети: Наливать, переливать, купаться, варить, пить.
                                                                                                                        Воспитатель: А во что может превратиться вода?                                                Дети: В лед, в пар.

Воспитатель: А когда вода превращается в лед?                                                     Дети: Зимой, когда холодно.  

Воспитатель: А когда превращается в пар?

Дети:  Летом, когда жарко.                                                                           Воспитатель: А может ли вода изменить свой цвет?                                                Дети: Может, если ее покрасить красками или варенье.
Воспитатель: Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится (дети размешивают краску в воде).
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая Женя?

Женя: Потому что я добавил желтую краску.
Воспитатель: На какой сок похожа твоя вода?                                                           Женя: На лимонный сок.
Воспитатель: Хорошо! А у тебя Кирилл  вода получилась красного цвета. На какой сок она похожа?                                                                                              Кирилл: На томатный сок.
                                                                                                                        Воспитатель: Ребята, а есть ли у воды вкус?                                                           Дети: Нет, она безвкусная.
                                                                                                                        Воспитатель: А если я положу сахар? Какая будет вода?                                       Дети: Вода будет сладкая.
                                                                                                                          Воспитатель: А если положить соль?                                                                        Дети: Вода будет соленая.
                                                                                                                         Воспитатель: А если выдавить сок лимона?                                                          Дети: Вода будет кислой.

Воспитатель: А если размешать в воде варенье, что получится?                            Дети: Вкусный, сладкий напиток.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Наша гости  капелька и мыльный пузырь, благодарят нас за знания, которые им обязательно пригодятся, ведь они так много о себе узнали.      
Воспитатель: Ребята, знайте, что человек тоже большей частью состоит из воды. Вода есть в овощах, фруктах, растениях. Но об этом мы поговорим на следующем занятии.
Воспитатель: А теперь подведем итог нашего занятия: 
- Ребята, о чем мы говорили на нашем занятии?                                                   Дети: О воде и воздухе.

Воспитатель: Что мы узнали нового о воде и воздухе?                                      Дети: Вода имеет свойства превращаться в лед, пар, менять цвет, вкус.

Воспитатель:  Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?            Дети: Пускать мыльные пузыри, красить воду в разные цвета, опыты с предметами.

Воспитатель: Я надеюсь, что знания, наших опытов вам пригодятся в жизни.  А я даю вам домашнее задание, придумать и показать к следующему занятию, свои  опыты с воздухом и водой.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".

Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"

Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...

Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа

Конспект  ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа...

Конспект "Опыты с водой" в рамках экологического проекта "О значении воды".

Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;развивать наблюдательность,способность сравнивать,сопостовлять,делать выводы....

Конспект ООД "С водой и без воды"

Конспект ООД "С водой и без воды"...

Конспект интеллектуальной игры "Вода- водичка"

в помощь воспитателям, мероприятие можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...