Занятие - развлечение. Тема: "Знакомим с православным праздником "Благовещение". Русские колокола .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мальцева Надежда Ивановна

С помощью этого занятия дети познакомятся с православным праздником Благовещение и музыкой С.В. Рахманинова "Колокола".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Благовест19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие - развлечение.

Тема: "Знакомим с православным праздником "Благовещение". Русские колокола . Музыка колоколов - С.В.Рахманинов".

Цель: Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи: Знакомить детей с православными праздниками и традициями на Руси. Познакомить с колокольным звоном, музыкальным инструментом колокольчиком, рассмотреть строение колокола и особенность его звучания. Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с музыкой С.В. Рахманинова "Музыка колоколов". Донести до детей через музыку художественную ценность духовной культуры, величие Руси. Познакомить детей с храмами и храмовым искусством. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей. Развивать в детях духовное начало. Воспитывать любовь к Родине.

Материал и оборудование: иллюстрации с колоколами, храмами, колокольчики, музыка С.В.Рахманинова "2 фортепианный концерт", "Поэма Колокола", аудиозапись колокольных звонов. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие. 

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня 7 апреля - православный праздник "Благовещение". Издавна на Руси отмечали этот праздник. Название праздника происходит от того, что 7 апреля (по новому календарю) непорочная дева Мария получила благую весть о том, что она станет Матерью сына Божьего. Этот праздник отмечается каждый год в один и тот же день.

В небе солнце засияло —
Благовещение настало.
Колокольный льется звон,
Поздравляет всех нас он.
Пусть свеча горит, не гаснет,
К нам пришел великий праздник,
Радуйтесь, ликуйте все,
Мира, счастья на Земле!

С праздником «Благовещение» связаны некоторые старинные обычаи. Прежде всего, возбраняется в этот день всякая работа. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

 Работать сегодня нельзя нам,
Вон, девка косы не плетет,
Такой вот обычай приятный
Придумал наш русский народ.

Мы этому празднику рады,
И с птицами гнезда не вьем,
И всех поздравляем с хорошим
И добрым евангельским днем!

В этот день нельзя было работать. Поэтому люди шли в храмы, слушали проповеди и молились богу. В нашем посёлке тоже есть храм. Вы знаете как он называется? Это храм Серафима Саровского. В столице нашей Родины, г.Москве есть храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и другие храмы ( показ иллюстраций). После службы в храме всегда звучат колокола. Колокольный звон - это целая наука. В этот день звучат колокольные звоны: "Благовест"-если мерные удары в большой колокол- это призывает к началу службы (Слушание) ."Трезвон" - несколько или все колокола вместе - после благовеста (слушание). "Красный звон" - целый день на большие праздники (слушание).

                                                                         

                                        «Слышу вас, колокола, над землею,

                                        Против горя. Против зла вы со мною

                                        Сколько веры и тепла! Сколько силы!

                                        До чего же вам мила Мать — Россия!»

                                            Слушание звуков колоколов "Красный звон"

Воспитатель. С помощью какого музыкального инструмента мы слышим звон? ( Ответы детей)

Правильно, это звучит колокол. Сегодня мы с вами рассмотрим колокольчик. В разное время нашей истории колокольчики были разного размера и разной формы. Колокольчики делали из дерева, они были стеклянными, глиняными, а колокола отливали из меди. По характеру звука люди знали о чём он сообщает, о чём говорит. (Детям предлагается рассмотреть фотографию Царь - колокола). Царь - колокол -  самый большой в мире. Неудивительно, что иностранные гости говорят: "Подобной величины колоколов и такой  красоты нельзя найти во всём мире!"

Дидактическая игра "Какой колокольчик звучит?"

Воспитатель. Возьмите колокольчики и рассмотрите их, определите какую форму они имеют. (Тактильное обследование колокольчиков.) Красивые колокольчики! Не правда ли? Люди говорили, что у каждого колокола есть своя душа. Посмотрите, у каждого колокольчика есть язык, с помощью которого он звучит, его называют ботало. Есть и плечи. И, конечно же , у всех колокольчиков есть свой звук, своя музыка. Музыка колоколов очень понравилась композитору С.В.Рахманинову. Серёжа Рахманинов с детства полюбил их волшебный звон: то призывный мощный, то высокий светлый. В детстве Серёжа Рахманинов любил гостить у своей бабушки Софьи Александровны Бутаковой, близ города Новгорода. Новгород славился своими колокольными звонами. Утренние, вечерние звоны далеко разносились в тишине деревни. Бабушка Серёжи часто ходила в церковь, ездила в монастыри. Она брала с собой и любимого внука.  Первый раз он услышал звуки колокола, когда  бабушка взяла маленького Серёжу в церковь. Он был заворожен звоном колоколов, он услышал красоту звучания и почувствовал "душу колокола". Каждый звонарь звонит по - своему. На колокольной церкви к колоколам привязаны верёвки, шнуры, звонарь поправляет их руками и даже ногами, часто с помощником, объединяя звуки в разные ритмы. Это требует большого искусства (Рассматривание   иллюстрации звонницы и колоколов) . Когда С.В.Рахманинов стал композитором свою любовь к колоколам, он по - своему выразил в своей музыке. Именно волнение человеческой души передавал в своих произведениях с помощью колокольного звона. В звуках, похожих на колокольный звон, он выражал и глубокую тоску, и радость, ликование, восторг. Колокола в его музыке изображались иногда звуками только рояля, а иногда и звучанием всего оркестра. Как похожа эта музыка на колокольный звон! Музыку, созвучную звучанию колоколов, мы с вами послушаем сейчас.

Звучит аудиозапись "2 фортепианного концерта..." (начало)

 Воспитатель. Так начинается 2 - ой фортепианный концерт, сначала мы слышим. как раскачивается огромный колокол, с каждым ударом , набирая силу.

Продолжение слушания 2 - го фортепианного концерта.

Воспитатель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? ( ответы детей)  Дети, вы услышали тревожность музыки, что вы представили в этот момент? (Предположения детей: наступают полчища врагов, дети дома одни и они боятся, что кто-то бродит по комнатам, у них чувство страха и т.д.)

Воспитатель. Вы правильно услышали. Эта музыка - тревоги, не спокойствия души, поэтому и Сергей Рахманинов говорил, что он слышит  смятение души, тревогу. Сейчас мы послушаем продолжение и услышим, как музыка Рахманинова созвучна звону колоколов.

Слушание произведения по частям в сопровождении рассказа воспитателя.

Воспитатель. Ребята, вам понравилась музыка? Хотелось бы вам её ещё раз послушать? Кто написал эту музыку? Вам понравилось сегодня наше путешествие в прошлое России? С каким праздником познакомились? Что было интересно? Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола - символа нашей Родины.  Сейчас я предлагаю вам нарисовать колокольчики и подарить их маме, а дома рассказать родителям о празднике "Благовещение" и о композиторе, с которым вы познакомились.

Дети рисуют колокола.

Занятие подготовила и провела воспитатель 1-ой квалификационной категории МКДОУ "Детский сад №47", пос.Пятигорский, Предгорного р -на, Ставропольского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Православные традиции русского народа"

Проект на долгосрочный семинар "Центр Преображение" город Белгород "Православные традиции русского народа"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".

Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культ...

Конспект занятия на тему "Знакомимся с буквой Ш вместе с песиком Шариком"

На занятии дети закрепляют понятие о расположении кончика языка, губ при произнесении звука ш, совершенствуют умение пробзносит звук в слогах и словах, учатся определять место звука в слове. Дети знак...