Педагогическое мероприятие "Наш дом - Планета Земля"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Педагогическое мероприятие "Наш дом - Планета Земля"  было разработано и проведено с детьми среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dom-planeta_zemlya_-_kopiya.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое мероприятие:

«Наш дом – Планета Земля».

Дети под музыку входят в музыкальный зал, произвольно танцуют, изображая  различных представителей леса. После танцевальной  импровизации читают стихотворение:

Дети:  Наша планета Земля

            Очень щедра и богата:

            Горы, леса и поля-

            Дом наш родимый, ребята!

            Давайте будем беречь планету.

            Другой такой на свете нету.

            Развеем над нею и тучи и дым,

            В обиду ее никому не дадим.

            Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

            От этого станем мы только добрей.

            Украсим всю землю садами, цветами,

            Такая планета нужна нам с вами.

   На центральной стене зала изображение земного шара. Дети подходят к нему.

Воспитатель:   Наша Земля - это огромный шар Ученые называют такие шары - планетами. Ты и я

                            живем на Земле. Это наш дом. На земле живет очень много людей. А рядом с нами в

                            этом доме живут:  птицы и насекомые, рыбы и звери. Земля - наш общий дом.

                            Общий для тебя и черепашки, для березы и крокодила, для красивых цветов и кита.

                            Всем хватает места в этом общем доме. А сейчас послушайте отрывок из

                            стихотворения Ф.Тютчева:

                                                                          Сияет солнце, воды блещут,

                                                                          На всем улыбка, жизнь во всем,

                                                                          Деревья радостно трепещут,

                                                                          Купаясь в небе голубом.

                                                                          Поют деревья, блещут воды,

                                                                          Любовью воздух растворен,

                                                                          И мир, цветущий мир природы,

                                                                          Избытком жизни упоен...

                             Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети:                   О природе. О том, что нас окружает?

Воспитатель:     Правильно. О нашей природе. О ней мы и поговорим. А теперь отгадайте

                             загадки, а отгадки найдите на этом красочном рисунке (показываю

                             рисунок на ватмане).

Дети:                 1. Не зеркало, а посмотреться можно.                 2. Много рук, нога одна.

                                                                      (Вода.)                                                      (Дерево.)

                           3. Меня бьют                                                           4. Стоят два дуба,

                               Ворочают, режут, -                                                        На дубах - бочка,    

                               А я все терплю                                                        На бочке - кочка,

                               И всем добром плачу.                                            На кочке - лес.

                                                       (Земля, почва.)                                                         (Человек.)                                                                                                                                                                                                                                  

                           5. Голубой платок,                                                  6. Под соснами, под елками,

                               Красный колобок,                                                   Лежит мешок с иголками.

                               По платку катается,                                                                         (Еж.)                                                                                

                               Людям улыбается.                                                                                        

                                                                ( Небо и солнце.)

Воспитатель:     Молодцы! Вы правильно отгадали загадки.  А что еще вы видите на

                              этом рисунке?

Дети:                    Солнце ярко светит. Зеленая трава. Птицы летают. Бабочки порхают.

Воспитатель:      А теперь еще раз посмотрите на рисунок и подумайте, как одним словом можно

                              назвать все то, что изображено на нем? (задаю наводящие вопросы и подвожу детей

                              к выводу.)  Правильно, ребята, на рисунке изображена природа - это то, что нас

                              окружает. Ну, а как растения и животные, включая и нас людей, живут вместе,

                              влияют друг на друга и на окружающую их среду. Все это изучает большая наука,

                              которая называется -ЭКОЛОГИЯ.

   Звучит фонограмма (музыка и слова в записи): Травка зеленеет,

                                                                                     Солнышко блестит.

                                                                                     Ласточка с весною

                                                                                     В сени к нам летит.

   И указ королевы из мультфильма *Двенадцать месяцев*

Воспитатель:   Ребята, вы слышите, что приказывает королева? Что же нам делать, как помочь

                           девочке найти подснежники в марте, да еще у нас на Севере?

   Выслушиваю ответы детей.

Воспитатель:   Да, правильно. Подснежники появляются лишь в апреле. а у нас на улице зима. и

                           конечно же, не может весна придти к нам после осени. Все идет своим чередом. А

                           какие времена года вы знаете?

Дети:                Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель:  Да, правильно. После осени всегда придет зима, после зимы - весна, после весны -

                          лето, после лета - осень. А иначе и быть не может, ведь все взаимосвязано.  

                                                     К нам весна шагает

                                                     Быстрыми шагами.

                                                     И сугробы тают

                                                     Под ее ногами...

                         Вот видите. Но у нас на Севере весна приходит на много позднее и поэтому мы еще не

                         видим ее *быстрых шагов*. А что бы весна к нам поторопилась  и побыстрей расцвели

                         подснежники для нашей девочки, мы поможем прогнать Зиму вон. Только как? А

                         давайте попробуем сейчас вспомнить все, что мы знаем о зиме. Что бы Зима была

                         довольна нами и тогда, я думаю,  она согласится уступить место чародейке Весне

                         править у нас.

   Дидактическая игра*Выдели приметы зимы* (сугробы, снегопад, солнце светит редко, но не греет, метель. спячка животных. птицы слетаются к человеческому жилью и т.д.)

Дети работают индивидуально, затем объясняют правильность выполнения.

Воспитатель:    Все молодцы, справились А теперь давайте вспомним вот о чем. Двенадцать

                            месяцев составляют год. В году четыре времени. В каждом времени года по три

                            месяца. Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети:                 Декабрь, январь и февраль.

Воспитатель:   Правильно. А давайте сейчас вспомним все , что мы знаем о первом зимнем

                            месяце -о декабре.        

Дети:                  Пословицы и приметы:

                         - Декабрь - ночь года.

                         - Декабрь - первый месяц зимы и последний месяц года.

                         - В декабре солнце светит, да не греет.

                         - Дни становятся все короче, а ночи длиннее.

                         - Крепкие морозы сковали льдом буйные реки.  

                         - Земля и лес укутаны пушистым снежным покрывалом.

                         - Спят, отдыхают животные и растения и они подготовились пережить  долгую,

                        суровую зиму.

                           Стихотворение:

                          В декабре, в декабре

                          Все деревья в серебре.

                          Нашу речку, словно в сказке,

                          За ночь вымостил мороз,

                          Обновил коньки, салазки
                          Елку из лесу привез...

Воспитатель:  Вот какие у меня детки молодцы! Обо всем рассказали. А знаете ли вы что-нибудь о

                          втором зимнем месяце?

Дети:                Стихотворение:

                          Открываем календарь-

                          Начинается январь.

                          В январе, в январе  

                          Много снегу во дворе.

                          Снег - на крыше, на крылечке,

                          Солнце в небе голубом.

                          В нашем доме топят печки,

                          В небо дым идет столбом...

                          Приметы и пословицы:

                        - Январь - году начало, зиме середина.

                        - Январь год начинает.

                        - Самый холодный месяц года.

                        - Солнце поднимается низко над землей.

                        - Лес утопает в снегу.

                        - Прячутся под белыми сугробами кусты, травы, ягоды.

Воспитатель:     Молодцы! А про третий месяц зимы - про февраль, можете мне рассказать?

Дети:                   Приметы и пословицы:

                           - Февраль зиму выдувает.

                           - У февраля два друга - метель да вьюга.    

                           - Февраль - кривые дороги, т.е. февральские вьюги переметают наезженные за

                              зиму дороги.

                           - В феврале порой еще лютуют морозы.

                           - Солнце поднимается все выше и дольше светит.

                           - День становится длиннее.

                           - В теплые дни на крышах домов появляются сосульки.

Воспитатель:    Вспомнили мы с вами про зимние месяцы, приметы. А теперь давайте загадки и

                             пословицы.

 Дети:               - Береги нос в большой мороз.

                          - Много снега - много хлеба.

                          - Любишь кататься, люби и саночки возить.

\                         - Мороз не велик, да стоять не велит.

                          Загадки:

                                         Какой это мастер                                                   Снег на полях,

                                         На стекла нанес:                                                    Лед на реках,

                                         И листья, и травы,                                                 Вьюга гуляет,

                                         И заросли роз?                                                       Когда это бывает?

                                                           (мороз)                                                                   (зимой)

                                         На всех садится,                                                    На дворе горой,

                                         Никого не боится.                                                 А в избе водой.

                                                            (снег)                                                                      (снег)

                                          Растет она вниз головою.                                     Без рук, без ног,

                                          Ни летом растет, а зимою,                                    А рисует.  

                                          Но солнце ее припечет,                                                           (мороз)

                                          Заплачет она и умрет.

                                                             (сосулька)

Воспитатель:    Вот какие молодцы! Как много всего вы у меня знаете. А знаете ли вы как проводят

                            зиму животные?    

Дети:                  Да.  

Подвижная игра: *Как-то мы в лесу гуляли*.  За ширмой лежит медведь в спячке и мы своей игрой его разбудили.

Медведь: (сердито) Ах вы проказники, не дали мне как следует насладиться зимней спячкой.

                                  Вот я вам сейчас задам! (дети испуганно убегают на свои места.)

Воспитатель:    Дети, а давайте мы порадуем медведя. Расскажем все. что мы знаем о нем и о  

                            лесных жителях. Хорошо, Потапыч.  

Дети:                  Кто зимой спит, а летом ульи ворошит?    

Медведь:           Это я!    

   Звучит запись *Голоса животных*. Дети отгадывают эти голоса и рассказывают об этих животных,

как они проводят зиму (ложатся в спячку, меняют окрас и т.д.) Если дети затрудняются по голосу определить, то подсказка - загадка ( белка, медведь, заяц, голоса птиц.)

Медведь: (довольный)  Все то вы знаете обо мне и о моих собратьях. Весна идет! Пора всем

                                         просыпаться. Пойду-ка я погляжу, как дела обстоят в лесу? Ну, а вы

                                         погуляйте еще здесь.

Воспитатель:       Ребята, скажите мне каких птиц вы знаете и как они проводят зиму?  

Дети:                     Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются.  

Воспитатель:     А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети:                    Сорока, ворона, синица, снегирь, воробей...

Воспитатель:    Чернокрылый, красногрудый,                            Спинкою зеленовата,

                             И зимой найдет приют:                                       Животиком желтовата,

                             Не боится он простуды-                                      Черненькая шапочка

                             С первым снегом - тут как тут!                          И полоска шарфика.

                                                            (снегирь)                                                 (синица)

                             Вещунья белобока,                                               В серой шубке перовой

                             А зовут ее ...(сорока).                                           И в морозы он герой.

                                                                                                           Скачет, на лету резвится,

                             Не дровосек, не плотник,                                     Не орел, а все же птица.

                             А первый в лесу работник,                                                      (воробей)

                                                              (дятел)

Воспитатель:   Ребята, а давайте подумаем. как можно зимой помочь птицам?

Дети:                 Приготовить корм, сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель:   А если бы люди понимали птичий язык, то мы услышали бы вот такой разговор.

 Дети инсценируют отрывок из стихотворения Б.Брехта *Зимний разговор через форточку*.  

1-й ребенок: (в костюме воробья) -  Я - маленький воробей,

                                                             Я гибну, дети, спасите..

                                                             Я летом всегда подавал сигнал,

                                                             Чтоб сторож  ворон с огорода прогнал.

                                                             Пожалуйста, помогите!  

Дети: (хором)    - Сюда, воробей, сюда!

                               Вот тебе, друг, еда!

                               Благодарим за работу!

2-й ребенок: (в костюме дятла)       - Я - дятел, пестрый такой.

                                                               Я гибну, дети, спасите...

                                                               Все лето я клювом стволы долбил,

                                                               Тьму вредных букашек поистребил,

                                                                Пожалуйста, помогите!

Дети: (хором)    - Сюда, наш дятел, сюда!

                               Вот тебе, друг, еда!

                               Благодарим за работу!

Воспитатель:   Загадка:

                                         В зимний день среди ветвей

                                         Стол накрыли для гостей?

                                         Что это?

Дети:                   Кормушка.

Воспитатель:     Правильно. ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо

                             обязательно подкармливать. А сейчас мы поиграем в игру *Птички на кормушках*

                             и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили?      Проводится дидактическая игра *Птички на кормушках*.

Воспитатель:   В понедельник мы положили в кормушки6 крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха

                            и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки хлеба и семечки

                            подсолнуха склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Дети:                    Воробей. (ребенок берет картинку воробья и выставляет ее на кормушке).

Воспитатель:   Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, но сало

                            и семечки склевали. Кто это?

Дети:                  Синичка. (ребенок выбирает картинку синички и ставит на кормушку).

Воспитатель:    В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой

                             полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды

                             рябины. А это кто?

Дети:                    Снегирь. (ребенок берет картинку снегиря и выставляет ее на кормушке).

Воспитатель:   В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто

                            и бывают: черные, белые, серые, с синим отливом. Птицы съели крошки хлеба и

                            семечки подсолнуха. Кто же это?

Дети:                    Голубь. (ребенок берет картинку голубя и выставляет ее на кормушке).

Воспитатель:   А в пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто?

                           Загадки:

                                          Я весь день ловлю жуков, уплетаю червяков.

                                          В тёплый край я не летаю. Здесь под крышей обитаю.

                                          Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…  

                                                                                                                      (воробей).

                                           Непоседа, невеличка, с жёлтым животом та птичка.

                                           Любит сало и пшеницу. Кто узнал её?

                                                                                                        (синица).

                                           От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг

                                           И к зиме не улетает на далёкий знойный юг.

                                           Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь –

                                           Рад красавец красногрудый житель севера - …

                                                                                                                        (снегирь).

Дети:                Воробей, синица, снегирь. ( дети выставляют картинки на кормушку).

Воспитатель:    Какие вы сегодня у меня молодцы! Так много всего знаете о зиме и обо всем

                            рассказали. Я думаю, что Зима осталась довольна вами и с радостью уступит

                            дорогу Весне. Так, что не за горами и время появления подснежников. И нашей

                            девочке не долго осталось ждать.

                            Стихотворение:

                                                        Птичьи стаи пролетают,
                                                        Возвращаются домой,
                                                        И сосульки горько плачут,
                                                        С крыши спрыгнув головой.
                                                        Вся природа оживает,
                                                        Все мы радостью полны.
                                                        Каждый год вот так бывает,
                                                        С наступлением весны!

ИТОГ:

Воспитатель:   Сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о

                            том, что она нуждается в нашей защите. А вы хотите стать друзьями и защитниками

                            природы?

Дети:                  Да.

Воспитатель:    Тогда давайте дадим клятву.

Дети:  (клятва)   Ты, дружок, смотри не подкачай!

                             Правдивым быть и добрым обещай!

                             Не обижай ни птахи, ни сверчка,

                             Не покупай для бабочки сачка.

                             Люби цветы, леса, простор полей,

                             Все, что зовется Родиной твоей!

Воспитатель:      А быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам,

                            птицам, бабочкам. Так, давайте все вместе улыбнемся и споем песню *Улыбка*.


Дети исполняют песню *Улыбка* на музыку В.Шаинского, слова М.Пляцковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша планета Земля»

Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Виды деятельности: игровая, комм...

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Наша планета Земля»

Направление деятельности:        образовательные области программы дошкольного образования «Познание», «Социализация».Интеграция образовательных областей: Образовательные области «...

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА социально – педагогической направленности по организации экспериментально-исследовательской деятельности в экосистеме планеты Земля «Чудеса природы»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» разработана на основе серии успешно реализованных авторских проектов для детей старшего дошкольно...

Педагогический проект на тему: Животные планеты Земля , Животные жарких стран

В настоящее время огромное значение придается экологическому воспитанию.Именно в  дошкольном  детстве происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры,...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...