Проект "Обитатель террариума учебно-опытного участка - лягушка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лопаева Наталья Геннадьевна

Началом формирования экологической культуры по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот момент закладывается   фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой всю жизнь) остаются в памяти. При ознакомлении дошкольников с природой, важное значение имеют вопросы формирования представлений о ее объектах,  правилах взаимодействия с ними. Поэтому для обучения дошкольников с объектами  природы необходимы специально организованные виды деятельности. Одной из форм такой деятельности является познавательное исследование или проектная деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Обитатель террариума на УОУ - лягушкой».

Началом формирования экологической культуры по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот момент закладывается   фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой всю жизнь) остаются в памяти.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Чтобы полюбить природу, ее надо узнать. Субъектом процесса экологического воспитания в детском саду становится воспитатель. От него зависит, в какой мере у ребенка будут сформированы экологическое сознание, экологически ориентированное поведение, гуманное отношение к живым существам.

При ознакомлении дошкольников с природой, важное значение имеют вопросы формирования представлений о ее объектах,  правилах взаимодействия с ними. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо как можно раньше. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

При самостоятельном общении с природой далеко не всё может быть правильно понято детьми, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.  Процесс взаимодействия ребенка с миром природы противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке.  (часто можно наблюдать обломанные ветки деревьев, сорванные цветы и т.д ) Поэтому для обучения дошкольников правилам взаимодействия с объектами  природы необходимы специально организованные виды деятельности. Одной из форм такой деятельности является познавательное исследование или проектная деятельность.

Мой проект называется «Обитатель террариума УОУ – лягушка». Объектом изучения нашего учебно-опытного участка я выбрала лягушку. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном.

Казалось бы, лягушка встречается детям с самого раннего возраста в русских народных сказках, пальчиковых и подвижных играх, познавательной литературе. Но, как говорил Я.А.Коменский: «Начало познаний всегда вытекает из ощущений… А поэтому следовало бы начинать обучение не со словесного  толкования о вещах, но с реального наблюдения за ними. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного  его восприятия органами чувств».

  Гипотеза моего проекта:  Если создать специальные условия для познавательно-исследовательской деятельности детей за живым объектом природы, то это позволит сформировать у них ценностное отношение к окружающему миру.

Первым этапом моего проекта стало целеполагание. На этом этапе я сформулировала цель своего проекта: прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, формировать у детей чувство сопричастности всему   живому.

Цель проекта я решаю через следующие поставленные задачи:

- создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;

- расширить и углубить представления детей о лягушках, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, движение, дыхание, рост, развитие, размножение), о среде их обитания;

-систематизировать знания и развитие познавательных и творческих способностей в процессе знакомства с представителями земноводных –лягушками.
        Второй этап включает в себя разработку самого проекта. На данном этапе я сделала подбор художественной литературы, информации, энциклопедических данных о лягушках, аудио- и видеоматериалов,

речевых, дидактических, подвижных игр; оформила альбом «Лягушки бывают разные», организовала в группе «Уголок лягушки», составила картотеку наблюдений за лягушкой, подготовила информацию для родителей о развитии познавательных интересов детей.

Третий этап включает в себя реализацию самого проекта. На данном этапе, чтобы реализовать поставленные задачи, я с детьми проводила беседы о жизни лягушек, заучивали стихи, песни, пословицы, поговорки о лягушках, играли в подвижные, дидактические,  пальчиковые игры, рисовали и делали поделки.

Четвертый этап включает в себя подведение итогов. В ходе проделанной работы гипотеза моего проекта подтвердилась.

У детей сформировались представления о том, что лягушка обладает способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе. Научились выявлять особенности внешнего вида и характерные признаки лягушек. Эта работа положительно сказалась на формировании личности, позволила значительно расширить эмоциональный опыт, создала нравственные основы детей отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы с дошкольниками на учебно-опытном участке

Данный материал включает  задачи деятельности с детьми по всем возрастам, перечень культур, выращиваемых с детьми разного возраста, деятельность педагога и деятельность детей, содержание наблюден...

Конкурс учебно-опытных участков

Закончился муниципальный этап смотра-конкурса УПБ и УОУ. Победителям стала МБОУ Уваровщинская сош....

Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников

Правильное оформительское решение учебно-опытного участка,  заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является  эффективным средством экологического воспи...

Проект на тему:«Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-опытного участка».

МБДОУ детский сад № 11 «Родничок»     Проект  на тему: «Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-...

Экологического игры на учебно-опытном участке ДОУ

«…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и л...