Право на имя.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Ремезова Ирина Вячеславовна

В интересной и познавательной форме рассказать детям младшего дошкольного возраста об их правах, в частности о праве на имя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_na_imya.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность.

Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Право на имя».

Цель: Познакомить детей с правом на имя. Научить применять это право в жизни.

- Развивать и активизировать речь детей, обогащать словарный запас детей.

- воспитывать способность сочувствовать и сопереживать, радовать и грустить.

Материал: аудиозапись «Книга ласковых имен» О. Кирилова.

Предварительная работа: Предложить детям узнать у родителей, что означают их имена и фамилии; игра «Ласковое имя».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям посмотреть сказку и ответить на вопросы.

Жил на свете мальчик, а как звали его, он не знал. Пошел он погулять на лужок и увидел бычка. «Здравствуй, — сказал мальчик. — Ты кто?» — «Я бычок, а ты кто?» — «А я мальчик». — «А как тебя звать?» — спросил бычок. — «Как это звать?» Бычок пояснил: «Как тебя зовет мама, когда нужно пить молоко?» — «Сыночек, солнышко, заинька, кисонька», — сказал мальчик. — «Сколько же у тебя имен! А у меня — одно».

В это время мама бычка, корова, позвала его пить молоко. «Степашка, — звала мама-корова, — иди пить молоко». Бычок ускакал, а мальчик остался на лугу. Гулял он, гулял и вдруг увидел козочку. «Здравствуй, — сказал мальчик, — Ты кто?» «Я козочка», — сказала козочка, — а ты кто?» «А я мальчик». — «А как тебя звать?» — спросила козочка. — «Я не знаю». Вдруг туча накрыла солнце и стало темно. «Беляночка, — послышался голос. — Пора домой!» Это мама-коза звала дочку-козочку от дождя укрыться в домике.

Остался мальчик один. Грустно ему стало. Вдруг слышит: «Петя, сыночек, солнышко мое, пора домой, скоро дождик начнется». Это мама мальчика искала его на лужайке. Понял тут мальчик, как его зовут, и побежал к маме».

- Как мальчика звали? (Петя), а как еще его мама называла (солнышко моё, сыночек, заинька, кисонька)

- А вы не забыли как вас зовут?

Поиграем в игру с мячиком «Назови свое имя»

- А знаете ли вы кто вас назвал такими красивыми именами (мама, папа), У каждого человека есть свое имя, так как каждый человек (ребенок) имеет право на имя.

Рассказ воспитателя о праве на имя.

 В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе – дети!

И куда ни бросишь взгляд,

Дружат Саша и Азат,

Дружат Таня и Белая,

Гуля дружит и Руслан.

Звучат гордо имена:

Рома, Люба, Медина,

Оля, Люда, Алия

Вместе – дружная семья!

(О. Данилова)

Беседа «Что означает твое имя?»

- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.

- Почему им дали это имя?

- Нравится ли тебе твое имя?

- Как называют тебя в семье?

- Что означает твое имя?

- В честь кого тебе дали имя?

- Что ты знаешь о своей фамилии?

- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).

- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы.  Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.

- У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.

Упражнение «Имена»

Воспитатель: Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут Ирина Вячеславовна. А как вас зовут? По просьбе воспитателя каждый называет свое имя.

Воспитатель: А вы знаете, что имя может расти?

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Послушайте. Жила-была маленькая девочка и звали эту девочку ласково: Иришка Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю. Конечно же, о себе. Моя мама звала меня. Как? (Ирочкой Иришкой), правильно. Мои дети называют меня «мама», друзья зовут Ирина. А в детском саду я для всех Ирина Вячеславовна. Сережа в школе будет Сергеем, а ты? (ответы других детей).

Игра «Назови имя девочки (мальчика).

Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу. Называют имя ребенка, который ловит мяч.

Игра «Это я!» 
Игроки становятся в круг. 
Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно женское, второе мужское). 
Игроки, чьи имена назвали, кричат: «это Я» и меняются местами. 
Задача ведущего: занять освободившееся место. 
Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим, 
Если из двух названных имен есть только один человек с таким именем, он кричит: «Это Я», и остается на месте.

Игра «Теремок» 
К ведущему подходит первый игрок и спрашивает: 
«Кто в теремочке живет? 
Кто в невысоком живет? 
Я… (Ирочка) А ты кто? 
Я… (Сашенька)». 
К ним подходит второй игрок и диалог повторяется.

Игра «Пропой свое имя» 
Каждый игрок по очереди поет свое имя. 
Все остальные должны повторить имя, т. е. спеть его так же, с теми же интонациями и т. д.

 Игра "Кто меня позвал".

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:
- Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения. 

Воспитатель: Итак, ребята мы познакомились с вами с ещё одним правом, которое есть у детей. Какое это право? (ответы детей) Право на имя. А ещё что нового вы узнали? (ответы детей). Правильно, вы узнали, что имя сопровождает человека всю жизнь и растёт с вместе с ним. Каждый человек начинает с рождения иметь свое имя, которое с гордостью носит всю свою жизнь, прославляет его своими делами и поступками.

Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»

Какое имя носит главный герой?

Как выдумаете, почему у Незнайки не чего не получалось?

Что нужно сделать Незнайки, чтобы с гордостью звучало его имя?

Итог: Что нового узнали на занятие?

Что больше всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конкурсно - игровая программа"Правила дорожные - правила надежные"

Музыкальная   познавательная   программа  предполагает  участие  в  ней   детей  и  их  родителей. Направлена  на  совместное  обучение  правилам  дорожного  движения, включает стихи, веселые  игры , ...

Права ребенка-это права взрослого

Проектная работа  по правам ребенка в подготовительной группе...

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Тематическое развлечение совместное с родителями. «Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка культуры поведения на дороге детей и родителей.

Тематическое развлечение, совместное с родителями. 2016г«Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка куль...