План работы по экспериментально-познавательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста.
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Асаева Екатерина Сергеевна

План работы по экспериментально-познавательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План работы.97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

МЕСЯЦ

Кол-во

занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЗАДАЧИ

ИСТОЧНИКИ

(мет.литература; познавательная литература, интернет ресурсы)

ДЕКАБРЬ

ДЕКАБРЬ

 

ДЕКАБРЬ

1

Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

«КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕРЯЕТ?»

ЗАДАЧИ:

- развивать представления о человеке как биологическом существе;

- стимулировать ответы детей на вопросы ! «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «как мы узнаем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т.п.;

- формировать охранное отношение к органам зрения, слуха, осязания;

- развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) единицах измерения (локоть, ладонь, фунт, унция, ярд) человеком предметов действительности в культурно-историческом процессе.

И. Э. Куликовская,

Н. Н. Совгир

 «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

2

Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

«ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРЯТЬ?»

(единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема)

ЗАДАЧИ:

- формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса;

- познакомить детей с простейшими измерительными приборами (сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);

- научить способам использования измер.приборов;

- развивать представления об истории появления метрической системы мер.

И. Э. Куликовская,

Н. Н. Совгир

 «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

 

ДЕКАБРЬ

3

Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

«ТЕРМОМЕТР И ТЕМПЕРАТУРА»

ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с понятием «температура»;

- формировать представление о приборе для измерения температуры – термометр;

- сравнить разные виды термометров;

- систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха.

И. Э. Куликовская,

Н. Н. Совгир

 «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

4

Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

«ЧАСЫ И ВРЕМЯ»

ЗАДАЧИ:

- развивать представления детей о человеке в истории, познакомить с древними и современными способами измерения времени;

- формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т.д.;

- совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.

И. Э. Куликовская,

Н. Н. Совгир

 «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

ЯНВАРЬ

1

Раздел ЖИДКОСТЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ

«КАКИЕ СВОЙСТВА?»

ЗАДАЧИ:

- сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия;

- закрепить знания о круговороте воды в природе;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

- учить анализировать, делать умозаключения.

О. В. Дыбина,

Н. П. Рахманова

«Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

ЯНВАРЬ

2

Раздел ЖИДКОСТЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ

«ИСПАРЯЕТСЯ ЛИ ВОДА?»

ЗАДАЧИ:

- дать знания детям о том, что вода испаряется при любой температуре; в процессе испарения вода из жидкого состояния переходит в газообразное;

- дать знания о том, что процесс испарения зависит от температуры и  наличия ветра (кипящая вода испаряется быстрее чем холодная);

- воспитывать бережное отношение к воде в природе. Дать знания о том, что в природе вода испаряется над морями, реками, океанами и превращается в облака;

- проведение игры-эксперимента «Подводная лодка из винограда».  (см.картотеку)

О. В. Дыбина,

Н. П. Рахманова

«Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

3

Раздел ВЕЩЕСТВО

«ТВЕРДОЕ ТЕЛО: материалы (стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы)»

ЗАДАЧИ:

- развивать способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду и т.п.;

- развивать умение определять материал из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло);

- познакомить с различными металлами «медь, алюминий, золото, серебро) и их назначением.

И. Э. Куликовская,

Н. Н. Совгир

 «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

4

Раздел ВЕЩЕСТВО

«МОГУТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ ЖИТЬ В ЗЕМЛЕ?»

ЗАДАЧИ:

- выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

О. В. Дыбина,

Н. П. Рахманова

«Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

ФЕВРАЛЬ

1

Раздел МАТЕРИАЛЫ

«СВОЙСТВА БУМАГИ»

ЗАДАЧИ:

- формировать представления у детей о свойстве бумаги (рвется, гнется, шуршит, мнется, горит, можно сшивать);

- развивать логическое мышление, память, наблюдательность, умение делать умозаключения.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Методические рекомендации

                           

ФЕВРАЛЬ

2

Раздел МАТЕРИАЛЫ

«КОРАБЛИК ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ»

ЗАДАЧИ:

- продолжать развивать познавательную активность детей путем моделирования проблемных ситуаций;

- формировать навыки сравнения свойств различных материалов (м-дерево, металл, пластмасса, картон, поролон);

- развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Методические рекомендации

3

Раздел МАТЕРИАЛЫ

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

ЗАДАЧИ:

- Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, упражнять в умении выделять из множества предметов, деревянные, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов, упражнять детей в изображении дерева на бумаге;

- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.

1.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Методические рекомендации

2. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-nod-v-starshei-grupe-po-teme-svoistva-dereva.html.

4

Раздел МАТЕРИАЛЫ

«РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ ТКАНИ»

ЗАДАЧИ:

- закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

http://dohcolonoc.ru/conspect/640-raznye-raznye-tkani-zanyatie-po-oznakomleniyu-so-svojstvami-tkanej.html.

МАРТ

1

Раздел МАГНЕТИЗМ

«МАГНИТ И ЕГО СВОЙСТВА»

История Л. Толстого «Магнит»

ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»;

- сформировать представления о свойствах магнита;

- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

- развитие познавательной — развитие познавательной активности ребенка в процессе в процессе знакомства со свойствами магнитов.

1.И. Э. Куликовская,

Н. Н. Совгир

 «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

2.http://www.doshped.ru/files/DP-9_12-16.indd.pdf

МАРТ

2

Раздел НАПИТКИ

«ЧУДЕСА КОКА-КОЛЫ»

ЗАДАЧИ:

- исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека;  - проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины; - изучить действие “Кока-колы” на зубы; - исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.

1. http://pedsovet.org/

3

ХВОЯ – КОЛЮЧИЙ ЛЕКАРЬ

ЗАДАЧИ:

- расширить представления детей о свойствах хвои (хвоя обладает лечебными свойствами); как можно использовать хвою в домашних условиях;

- показать применение эфирного масла сосны (ели, пихты или можжевельника) для ароматизации помещений.

1.http://anyutka.net/xvoya-zimoj-i-letom-polezno-eto/

4

Опыты для детей: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

ЗАДАЧИ:

- объяснить простейшие научные понятия в форме веселой игры.

1.http://active-mama.com/opyty-dlya-detej-v-domashnix-usloviyax.html

2. http://www.7ya.ru/article/Opyty-dlya-detej-zanimatelnaya-nauka-v-domashnih-usloviyah/?slide=1

АПРЕЛЬ

1

Раздел ВОЗДУХ

ЗАДАЧИ:

-  расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

- проведение Опыта «. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим»

1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/07/opyty-eksperimenty

2.http://ext.spb.ru/index.php/skype/2448-2013-03-02-20-53-23.html

АПРЕЛЬ

2

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

С СОЛОМИНКОЙ ДЛЯ КОКТЕЙЛЯ»

ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с историей возникновения коктейльной соломинки;

- с помощью занимательных опытов показать многообразие использования коктейльной трубочки. 

1.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/06/zanimatelnye-opyty-s-solominkoy-dlya-kokteylya

2. Мастерилка «Забавные физические опыты» издательский дом «Карапуз», с.2-7

3

Живая природа «С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ. НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ. В ТЕПЛЕ И В ХОЛОДЕ. КАК БЫСТРЕЕ»

ЗАДАЧИ:

- выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло, удобрение)

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 58-60

4

«ОПЫТЫ С КАРТОФЕЛЕМ»

ЗАДАЧИ:

- Познакомить детей с некоторыми свойствами соли и йода. Показать их воздействие на картофель. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к проведению опытов.

1. http://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-kartofelem-v-podgotovitelnoi-grupe.html

2. http://www.lmagic.info/experiments/опыт%20с%20картошкой

МАЙ

1

«ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ» из медного купороса

ЗАДАЧИ:

- научиться выращивать кристаллы медного купороса 

1. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/24/issledovatelskaya-rabota-po-teme-vyrashchivanie-kristallov-iz-mednogo

2

«ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

ЗАДАЧИ:

- выявить изменение агрегатных состояний вещества под воздействием температуры 9твердые, жидкие, газообразные)

1. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 164


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельностив старшей группе на год МесяцНеделяНазвание опытаКоличество занятийСЕНТЯБРЬ1«Откуда берётся песок»12«...

Презентация "Содержание и условия педагогической работы по развитию игровой деятельности на группах старшего дошкольного возраста".

Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не буд...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию. Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Актуальность темы  Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использован...

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....