Главные вкладки

    План работы по экспериментально-познавательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста.
    материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Асаева Екатерина Сергеевна

    План работы по экспериментально-познавательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon План работы.97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    МЕСЯЦ

    Кол-во

    занятий

    ТЕМА ЗАНЯТИЯ

    ЗАДАЧИ

    ИСТОЧНИКИ

    (мет.литература; познавательная литература, интернет ресурсы)

    ДЕКАБРЬ

    ДЕКАБРЬ

     

    ДЕКАБРЬ

    1

    Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

    «КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕРЯЕТ?»

    ЗАДАЧИ:

    - развивать представления о человеке как биологическом существе;

    - стимулировать ответы детей на вопросы ! «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «как мы узнаем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т.п.;

    - формировать охранное отношение к органам зрения, слуха, осязания;

    - развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) единицах измерения (локоть, ладонь, фунт, унция, ярд) человеком предметов действительности в культурно-историческом процессе.

    И. Э. Куликовская,

    Н. Н. Совгир

     «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

    2

    Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

    «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРЯТЬ?»

    (единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема)

    ЗАДАЧИ:

    - формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса;

    - познакомить детей с простейшими измерительными приборами (сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);

    - научить способам использования измер.приборов;

    - развивать представления об истории появления метрической системы мер.

    И. Э. Куликовская,

    Н. Н. Совгир

     «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

     

    ДЕКАБРЬ

    3

    Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

    «ТЕРМОМЕТР И ТЕМПЕРАТУРА»

    ЗАДАЧИ:

    - познакомить детей с понятием «температура»;

    - формировать представление о приборе для измерения температуры – термометр;

    - сравнить разные виды термометров;

    - систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха.

    И. Э. Куликовская,

    Н. Н. Совгир

     «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

    4

    Раздел ИЗМЕРЕНИЕ

    «ЧАСЫ И ВРЕМЯ»

    ЗАДАЧИ:

    - развивать представления детей о человеке в истории, познакомить с древними и современными способами измерения времени;

    - формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т.д.;

    - совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.

    И. Э. Куликовская,

    Н. Н. Совгир

     «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

    ЯНВАРЬ

    1

    Раздел ЖИДКОСТЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ

    «КАКИЕ СВОЙСТВА?»

    ЗАДАЧИ:

    - сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия;

    - закрепить знания о круговороте воды в природе;

    - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

    - учить анализировать, делать умозаключения.

    О. В. Дыбина,

    Н. П. Рахманова

    «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

    ЯНВАРЬ

    2

    Раздел ЖИДКОСТЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ

    «ИСПАРЯЕТСЯ ЛИ ВОДА?»

    ЗАДАЧИ:

    - дать знания детям о том, что вода испаряется при любой температуре; в процессе испарения вода из жидкого состояния переходит в газообразное;

    - дать знания о том, что процесс испарения зависит от температуры и  наличия ветра (кипящая вода испаряется быстрее чем холодная);

    - воспитывать бережное отношение к воде в природе. Дать знания о том, что в природе вода испаряется над морями, реками, океанами и превращается в облака;

    - проведение игры-эксперимента «Подводная лодка из винограда».  (см.картотеку)

    О. В. Дыбина,

    Н. П. Рахманова

    «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

    3

    Раздел ВЕЩЕСТВО

    «ТВЕРДОЕ ТЕЛО: материалы (стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы)»

    ЗАДАЧИ:

    - развивать способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду и т.п.;

    - развивать умение определять материал из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло);

    - познакомить с различными металлами «медь, алюминий, золото, серебро) и их назначением.

    И. Э. Куликовская,

    Н. Н. Совгир

     «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

    4

    Раздел ВЕЩЕСТВО

    «МОГУТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ ЖИТЬ В ЗЕМЛЕ?»

    ЗАДАЧИ:

    - выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

    О. В. Дыбина,

    Н. П. Рахманова

    «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

    ФЕВРАЛЬ

    1

    Раздел МАТЕРИАЛЫ

    «СВОЙСТВА БУМАГИ»

    ЗАДАЧИ:

    - формировать представления у детей о свойстве бумаги (рвется, гнется, шуршит, мнется, горит, можно сшивать);

    - развивать логическое мышление, память, наблюдательность, умение делать умозаключения.

    «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

    Методические рекомендации

                               

    ФЕВРАЛЬ

    2

    Раздел МАТЕРИАЛЫ

    «КОРАБЛИК ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ»

    ЗАДАЧИ:

    - продолжать развивать познавательную активность детей путем моделирования проблемных ситуаций;

    - формировать навыки сравнения свойств различных материалов (м-дерево, металл, пластмасса, картон, поролон);

    - развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

    «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

    Методические рекомендации

    3

    Раздел МАТЕРИАЛЫ

    «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

    ЗАДАЧИ:

    - Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, упражнять в умении выделять из множества предметов, деревянные, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов, упражнять детей в изображении дерева на бумаге;

    - развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.

    1.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

    Методические рекомендации

    2. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-nod-v-starshei-grupe-po-teme-svoistva-dereva.html.

    4

    Раздел МАТЕРИАЛЫ

    «РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ ТКАНИ»

    ЗАДАЧИ:

    - закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

    http://dohcolonoc.ru/conspect/640-raznye-raznye-tkani-zanyatie-po-oznakomleniyu-so-svojstvami-tkanej.html.

    МАРТ

    1

    Раздел МАГНЕТИЗМ

    «МАГНИТ И ЕГО СВОЙСТВА»

    История Л. Толстого «Магнит»

    ЗАДАЧИ:

    - познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»;

    - сформировать представления о свойствах магнита;

    - актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

    - развитие познавательной — развитие познавательной активности ребенка в процессе в процессе знакомства со свойствами магнитов.

    1.И. Э. Куликовская,

    Н. Н. Совгир

     «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст

    2.http://www.doshped.ru/files/DP-9_12-16.indd.pdf

    МАРТ

    2

    Раздел НАПИТКИ

    «ЧУДЕСА КОКА-КОЛЫ»

    ЗАДАЧИ:

    - исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека;  - проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины; - изучить действие “Кока-колы” на зубы; - исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.

    1. http://pedsovet.org/

    3

    ХВОЯ – КОЛЮЧИЙ ЛЕКАРЬ

    ЗАДАЧИ:

    - расширить представления детей о свойствах хвои (хвоя обладает лечебными свойствами); как можно использовать хвою в домашних условиях;

    - показать применение эфирного масла сосны (ели, пихты или можжевельника) для ароматизации помещений.

    1.http://anyutka.net/xvoya-zimoj-i-letom-polezno-eto/

    4

    Опыты для детей: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

    ЗАДАЧИ:

    - объяснить простейшие научные понятия в форме веселой игры.

    1.http://active-mama.com/opyty-dlya-detej-v-domashnix-usloviyax.html

    2. http://www.7ya.ru/article/Opyty-dlya-detej-zanimatelnaya-nauka-v-domashnih-usloviyah/?slide=1

    АПРЕЛЬ

    1

    Раздел ВОЗДУХ

    ЗАДАЧИ:

    -  расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

    - проведение Опыта «. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим»

    1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/07/opyty-eksperimenty

    2.http://ext.spb.ru/index.php/skype/2448-2013-03-02-20-53-23.html

    АПРЕЛЬ

    2

    «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

    С СОЛОМИНКОЙ ДЛЯ КОКТЕЙЛЯ»

    ЗАДАЧИ:

    - познакомить детей с историей возникновения коктейльной соломинки;

    - с помощью занимательных опытов показать многообразие использования коктейльной трубочки. 

    1.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/06/zanimatelnye-opyty-s-solominkoy-dlya-kokteylya

    2. Мастерилка «Забавные физические опыты» издательский дом «Карапуз», с.2-7

    3

    Живая природа «С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ. НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ. В ТЕПЛЕ И В ХОЛОДЕ. КАК БЫСТРЕЕ»

    ЗАДАЧИ:

    - выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло, удобрение)

    О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 58-60

    4

    «ОПЫТЫ С КАРТОФЕЛЕМ»

    ЗАДАЧИ:

    - Познакомить детей с некоторыми свойствами соли и йода. Показать их воздействие на картофель. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к проведению опытов.

    1. http://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-kartofelem-v-podgotovitelnoi-grupe.html

    2. http://www.lmagic.info/experiments/опыт%20с%20картошкой

    МАЙ

    1

    «ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ» из медного купороса

    ЗАДАЧИ:

    - научиться выращивать кристаллы медного купороса 

    1. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/24/issledovatelskaya-rabota-po-teme-vyrashchivanie-kristallov-iz-mednogo

    2

    «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

    ЗАДАЧИ:

    - выявить изменение агрегатных состояний вещества под воздействием температуры 9твердые, жидкие, газообразные)

    1. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 164


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"

    материал  для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...

    План работы по проблеме «Организация деятельности с детьми раннего дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

    Цель: Создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста.Задачи: 1.     Создать условия для организации адаптации детей ранне...

    Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельностив старшей группе на год МесяцНеделяНазвание опытаКоличество занятийСЕНТЯБРЬ1«Откуда берётся песок»12«...

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по теме "Здоровей - ка"

    Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Здоровей - ка"...

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по теме "Волшебница вода"

    Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Волшебница вода"...

    Презентация "Содержание и условия педагогической работы по развитию игровой деятельности на группах старшего дошкольного возраста".

    Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не буд...

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...