Тема: «Путешествие в природу» Образовательная область: познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Михайлова Галина Анатольевна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в природу" для средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в природу»

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность

Возрастная группа: средняя группа

Цель: развитие представлений воспитанников из области живой природы и экологии;

развитие способностей к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Программное содержание

Образовательные задачи: формирование представлений об объектах окружающего мира.

Развивающие: развитие воображения и творческой активности;

Воспитательные: воспитание любови к природе своей малой Родины, воспитание  уважения  к социокультурным ценностям нашего народа.

Предварительная работа: наблюдения за деревьями и птицами, заучивание стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин об осени, беседы, сбор семян, сбор материалов для гербариев.

Словарная работа: саженец, крылатки, белоствольная, семена, зародыш дерева, плод.

Материалы и оборудование: картины с изображением осеннего леса, деревьев, листья с различных деревьев, корзина, желудь, крылатки. Мультимедийный проектор. Слайды.

Методы и приемы: художественное слово, показ слайдов, картин,  объяснение, вопросы, проблемные вопросы, наблюдения, загадка, игровой.

Ход деятельности

Воспитатель:

Листья солнцем наливались, листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, потекли и полетели.

Ветер золото кружит, золотым дождем шумит.

Дети, кто знает, когда это бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель:

Закружил осенний лист и упал под ноги.

Кто же золотом решил вымостить дороги?

Дети: Осень!

Воспитатель:

-После какого времени года наступает осень?

-Что следует за осенью?

-Назовите осенние месяцы.

-А какой месяц сейчас?

Мы сегодня отправимся на прогулку искать следы осени. А куда мы пойдем, вы должны отгадать.

На горе шумит, а под горой молчит. Что это?

Дети: Лес.

Воспитатель: Я приглашаю вас в волшебное лесное путешествие. А на чем мы с вами туда отправимся?

Дети отвечают (На машине, на автобусе, пешком и т.д.)

Воспитатель: Большинство из вас хотят совершить пешую прогулку. Ну, что ж, отправляемся в путь. Для этого мы закроем глаза и пошагаем на месте на счет раз, два, три. (Дети «идут в лес»)

   Вот мы и в осеннем лесу. Внимательно посмотрите вокруг на осенний лес. (Дети разглядывают картинки). Слайд 1. Изображение леса, деревьев.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь под деревом кто-то оставил нам письмо. Давайте мы его прочитаем. (Читает письмо)

   «Я маленький лесовичок. Я стал невидимым. Меня заколдовала лесная королева из-за того, что я невнимательно  слушал ее рассказы о лесе и о природных явлениях. Помогите мне ответить на вопросы лесной королевы, и тогда колдовство исчезнет и я снова стану видимым и смогу играть и веселиться»

   Ну, что, ребята, поможем лесовичку?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот первый вопрос.  Какие деревья растут в лесу? Дети отвечают на этот и последующие вопросы. (Какие листья сейчас на деревьях? Почему некоторые листья лежат на земле? Что происходит с листьями осенью? Как называется это явление?  Какое небо бывает осенью? А как светит солнце осенью? (Часто прячется за тучки, не греет, светит неярко). А что происходит с травой? Как ведут себя птицы и звери? Ребята, а почему октябрь называют золотой? Какая бывает осень? (Теплая, ветреная, дождливая, пасмурная, холодная).

   Слад 2. Изображение осенних листьев, осеннего неба, птиц, зверей.

Ну, что ж, вы ответили на все вопросы, теперь лесная королева расколдует лесовичка благодаря вашей помощи. Лесовичок появляется. (Куклу –лесовичка воспитатель достает из потайного места)

Ребята, а давайте лесовичку расскажем  стихи  об осени?

(Дети рассказывают стихи об осени).

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты.

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.

Праздник осенью в лесу.

И светло и весело.

Вот какие украшения

Осень нам развесила.

Каждый листик золотой –

Маленькое солнышко.

Соберу в корзинку я,

Положу на донышко.

Берегу я листики.

Осень продолжается.

Долго дома у меня

Праздник не кончается.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы соберем осенний букет, красивые листики и подарим лесовичку. Каждый будет подавать листочек только после того, как составит правильное сочетание со словом "Осенний…"(Букет, погода, вечер, ночь, цветы, дождь, ветер, дерево, листья, месяц и т.д.)

Какой замечательный осенний букет получился из листьев. (Воспитатель кладет букет рядом с лесовичком)

Ребята, скажите, а какую пользу приносит лес?

Дети: Укрывает от жары, дает кислород и тепло, птицы живут в нем и кормятся). Слайд 3 (картинки с изображением древесины, бумаги и т.д.). Дети дополняют ответ.

Воспитатель: Ребята, а что осталось осенью для птиц съедобного?

Дети: Птицам остались семена.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в корзине у меня?

Дети: Плоды деревьев (шишки, крылатки клена, рябина, каштан, семена туи)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «С какого дерева плод».

Дети рассматривают и называют (орех, каштан, желудь и т.д.).

Давайте рассмотрим плод клена. Почему его называют крылатка? (Состоит из двух частей)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим семена клена (вынимает из плода и показывает  детям). Что находится внутри?

Дети: Это – зародыш дерева.

Воспитатель: Из этого семени вырастет дерево. Сравним плод клена и ясеня. Чем они отличаются? Слайд 4 (Клен и ясень)

Дети: У ясеня много мелких плодов с одним крылышком и они на одной розеточке, а у клена плод крупнее, плоский с двумя крылышками.

Воспитатель: Ребята, прислонитесь к дереву. Что вы ощущаете?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Понюхайте кору дерева. Чем пахнет?

Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные свойства?

Листья клена очень полезны, используются в лечебных целях. Настой из отвара листьев снимает воспаление, снижает температуру, заживляет раны. А какие еще листья используют в лечебных целях?

 Слайд 5. Картинки с изображением каштанов, сосновых почек и т.д.)

-Каштан настаивают на спирту для растирки суставов.

-Отваром из березовых листьев лечат  почки.

-Сиропом из сосновых почек лечат кашель.

-Липовым чаем  лечат простуду.

-Цветы каштана настаивают для растирок.

-Ягоды рябины понижают давление.

-Отвар из иголок ели укрепляет десна.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

С колпачком на голове, Будто в путь готовый.

Он скрывается в листве

Дуба золотого…

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

Коль его не загрызет

Белка острым зубом,

Сотни лет он простоит

Коренастым дубом.  (С. Маршак)

Дети: Желудь

Слайд 7. Изображение дуба с желудями.

Воспитатель: Молодцы, правильно. А на каком дереве рос желудь?

Дети: На дубе.

Воспитатель: А кто может разносить по сему лесу желуди?

Дети: Люди, животные, птицы, ветер.

Воспитатель: А что будет, если мы посадим желудь в землю? (Прорастет)

Давайте посмотрим, как он будет прорастать. Слайд 8. Как прорастает дуб

Ребята, вам нравится в лесу? Давайте поиграем.

Игра «Такой листик лети ко мне»

Возьмите каждый по листику. У кого листочек клена, идите ко мне (Затем по порядку называет лист тополя, каштана, рябины, березы и т.д.)

Дети берут в каждую руку по листочку, разбегаются в разные стороны и говорят:

Мы осенние листочки,

Золотистые комочки.

На деревьях мы висели,

Ветер дунул –  вмиг слетели.

Долго-долго мы летали,

Даже устали не знали!

Только стих  наш ветерок-

Собрались мы все в кружок.

   Воспитатель: У кого такой листик (показывает листик клена), летите ко мне. (Игра проводится несколько раз, каждый раз воспитатель называет другой листик). Молодцы, все справились.

Ребята, а вы знаете, где бывает чистый воздух?  

Дети: Он бывает только там, где много деревьев.

Воспитатель: Как вы думаете, а мы можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим?

Дети: Да.

Воспитатель: Что же нужно сделать для этого?

Дети: Надо охранять и ухаживать за деревьями. Не жечь костры, не бросать мусор,  не кричать в лесу, не пугать птиц, не рубить и не ломать деревья.

Воспитатель: А еще можно посадить деревья и ухаживать за ними. Кто видел, как сажают деревья? Что для этого нужно?

Дети: Лопата, лейка с водой, деревце.

Воспитатель: А что сначала нужно сделать?

Дети: Выкопать ямку, посадить саженец, засыпать землей, затем обильно полить.

Слайд 9. Как сажать деревце.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Если за саженцем ухаживать весной и летом, то когда оно вырастет, к нему будут прилетать птицы, будет весело, крона и листья будут укрывать людей в жару от солнца. А еще он даст плоды, которые полезны для здоровья.

   А теперь, ребята, наше путешествие по осеннему лесу завершено. Давайте вернемся из леса в нашу группу. Закройте глаза и на счет раз, два, три – пошагайте на месте. Откройте глаза.

   Ребята, вам прогулка понравилась?

А что нового и полезного вы узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Литература:

1.Конспекты показательных занятий по специальности «Дошкольное образование»; ст. Ленинградская; 2012 г.

2.Программа формирования экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Н.Е. Красуля, Н.В. Макарычева; ст. Ленинградская; 2012 г.

3.Юный эколог. С.Н. Николаева. Москва, 2010 г.

4.Стихи о временах года и игры. Авторы-составители О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова. Москва, 2007 г.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Дошкольного Образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему «Путешествие в сказку» (Образовательная область «Познавательное развитие»)

На занятии обобщаются знания детей о количественных ( сравнение неравных групп предметов) и пространственных представлениях (справа, слева, вверху, внизу), о геометрических фигурах (квадрат, прямоугол...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).

Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...