Конспект НОД с элементами ТРИЗ (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект НОД с элементами ТРИЗ (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vozduh.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 8 «Теремок»

Конспект НОД с элементами ТРИЗ (средняя группа)

 

Программные задачи:

-   Знакомить детей с особенностями такого природного явления, как ветер, его свойствами и свойствами воздуха, используя опытническую деятельность; подвести детей к принятию и выделению противоречий, решению элементарных поисковых задач.

-   Закрепить умения детей узнавать предметы из резины, рассказывать о её свойствах.

- Формировать понятие о жизненной необходимости чистого воздуха для всего живого (взаимосвязь живых организмов со  средой обитания);    

развивать желание любоваться природой, беречь её. Развивать интерес к экспериментам, любознательность.

Словарная работа:

-   Обогащение: загрязненный воздух.

-   Активизация: резина, резиновый, прозрачный.

Материал к занятию:

картинки-иллюстрации с изображением работы    ветра, «Шарик-Смешарик»;

«вертушки»      на   каждого,      стаканы   с   водой,   соломка   для   коктейля,

полиэтиленовые мешочки, веера.

Предварительная работа:

-   Наблюдение на прогулке за деревьями в ветреную погоду, за рыбками в аквариуме; игра-эксперимент «Узнай все о себе, воздушный шарик», рассказывание р.н. сказки «Колосок» и рассматривание иллюстраций;

-   Дид.игра «Хорошо - плохо».

Ход занятия

Дети стоят полукругом. Воспитатель вносит «наряженый» воздушный шарик. Воспитатель:

-   Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Познакомьтесь! Шарик:

-   Меня зовут Шарик-Смешарик. А вас как зовут? (подходит ко всем детям

по очереди; дети называют свои имена). Шарик:

-   Ну-ка садитесь все за столы, я рассмотрю вас как следует (дети садятся). Какие вы все красивые, нарядные. А я красивый? Расскажите, какой я? (нарядный, веселый, круглый, легкий, воздушный, резиновый).

-   А почему шарики делают из резины? (резина легко растягивается - его

легко можно надуть). Воспитатель:

-   Какие ещё вещи человек сделал из резины? (дети перечисляют: резиновые перчатки, сапоги, мяч, шины для автомобиля, игрушки различные). (Слайд).

-   Ну, Шарик, как ты думаешь молодцы у нас ребята? (Шарик хвалит ребят: Да, молодцы ребята, как вы много знаете).

- Шарик, мы очень рады твоему приходу, приглашаем тебя на наше, занятие, устраивайся поудобнее (укрепляет шарик).

Шарик:

-А я знаю «невидимку», которая помогла мне стать вот таким круглым, легким, воздушным. Вы не догадались, что это? (воздух; если не ответят, Шарик «говорит» сам).

- Где он находится? (вокруг нас). Скажите, а что вы знаете про воздух, какой он?  (прозрачный как стекло, невидимый).

Воспитатель:

-Верно, и я знаю, что воздух находится везде, вокруг каждого из нас, на улице, в помещениях. Можем мы без него прожить? (нет). Почему? (воздухом мы дышим). А кому еще нужен воздух? (животным, растениям). Хорошо или плохо, если воздух грязный или по-другому говорят -

ЗАГРЯЗНЕННЫЙ? (плохо, потому что и люди, и животные, и растения будут болеть). (Воспитатель просит детей хором повторить словосочетание «загрязненный воздух»).

На экране две картинки: на одной картинке - мальчик на лесной полянке, на другой - в городе (дым из труб, автомобили). Слайды.

-   Определите, на какой картинке чистый воздух, а на какой загрязненный? (чистый воздух на природе - в лесу, на лугу; там, где нет машин и заводов).

-   Верно, ведь мы уже знаем - чистый воздух нужен всему живому - и растениям, и животным, и людям. Но, чтобы воздух был по-настоящему чистым и свежим - нужно, чтобы было как можно больше растений, это они очищают воздух.

- Как вы думаете, что может загрязнять воздух? (машины, труба котельной).

-   Что же нужно сделать, чтобы мы могли дышать чистым, свежим воздухом? (сажать деревья, цветы, ремонтировать машины, чтобы они меньше дымили). Весной вы можете с родителями посадить деревца и цветы  возле своего дома, или в детском саду.

- А чтобы быть здоровыми - будем чаще гулять на свежем воздухе. Шарик:

- Воздух прозрачный, как стекло, и поэтому мы его не видим, но и «невидимку»-воздух тоже можно обнаружить. Кожа может помочь почувствовать не только тепло и холод, но и воздух.

-Посмотрите на предметы, лежащие на столе, с помощью каких предметов мы можем заставить воздух двигаться? (веер). Заставьте воздух двигаться, колебаться. Что почувствовали? Да, легкий ветерок.

-Что же заставляет качаться ветки деревьев?

-Верно, это тоже ветер.

-Но что же такое тогда ветер? Давайте поразмышляем вместе.

-Помашите еще раз веерами.

- Значит ветер – это движение воздуха. Какие же вы молодцы! Мы вместе со Смешариком сделали открытие: ветер получается,  когда движется воздух (можно предложить посмотреть в окно на качающиеся ветки деревьев).

Воспитатель:

 тоже могу вам рассказать кое-что о работе «невидимки»-воздуха. Когда человек обнаружил, что воздух может двигаться, он заставил его работать

по- разному.

-Хотите знать как? Тогда давайте заставим воздух поработать: возьмите вертушки и сделайте ветер, подуйте, направив сильную струю воздуха на вертушку.

-Что происходит? (вертушка вертится) Значит, с помощью ветра мы заставили вертушку работать.

- Нет ветра - и наша вертушка не движется. Подуйте сильно-сильно, а теперь

тише - не сильно. Когда вертушка   вращается быстрее, сильнее? (когда дуем

сильно).

Значит, чем сильнее ветер, тем быстрее вращается вертушка. И с помощью

этой вертушки мы сможем с вами определять силу ветра.

- Подумайте,  какие  корабли     движутся  по морю с помощью ветра? Да,  это

парусники (слайд). Ветер работает, надувает паруса и наш парусник быстро

бежит по волнам.

-Вы   помните   сказку   «Колосок»?   Где   Петушок   молол   муку?   (на   ветряной

мельнице). Крылья ветряной мельницы крутит ветер. (слайд).

- Растения   тоже   используют  работу   ветра.   Посмотрите на этот одуванчик. (слайд). Как вы думаете, кто  разносит  их  легкие  парашютики  с семенами? ( ветер).

Смешарик:

- Ребята, так что же помогло мне стать таким круглым и большим? (воздух).

Воспитатель:

- Да, верно, можно направить струю воздуха в шарик, воздух заполнит шарик, ему там будет тесно и тогда он растянет резиновый шарик и тот надуется.

-Давайте попробуем обнаружить «невидимку»-воздух. Возьмите пакеты и надуйте их - направьте в пакет струю воздуха. Но постарайтесь сразу поймать «невидимку», зажмите пакет внизу.

- Поймали  «невидимку»?  Молодцы.     Поднимите  пакеты.   Что  внутри  пакета? (воздух). Тяжелый пакет? (Нет, легкий). Так расскажите все, что вы знаете про воздух? (легкий, прозрачный, невидимый, чистый и т.п.). А теперь выпустите его на волю. (Разжимают, разглаживают и убирают пакеты).

Динамическая пауза «Ветер-ветерок»

Жарко, душно детям нашим – тянутся.

А мы ручками помашем - машут на себя руками.

Вот он - легкий ветерок, он нам здорово помог - машут на себя руками.

Дует ветер, задувает,  и деревья он качает - руки вверху, наклоны туловища в стороны.

Ветер тише, ветер стих - опустились ветки вниз – руки медленно     опускаются,     туловище     наклоняется     вперед.     Затем выпрямляются и потягиваются.

Смешарик:

-Вот интересно находится ли воздух в воде?

Воспитатель:

-Посмотрите на экран (слайд), что вы видите в аквариуме? (плавают рыбки, пузырьки поднимаются вверх).

-Эти пузырьки наполнены воздухом. Ведь рыбы тоже дышат воздухом. Только тем, который находится в воде.

-Попробуем и мы сделать выдох в воду.

-Возьмем соломинки, сильно вдохнем, а выпустим струю воздуха через соломинку в воду.

-Что произошло? (поднимаются из воды пузырьки). Что находится в пузырьках?

(воздух).

Вот какое открытие мы с вами сделали - воздух может находиться даже в воде.

Как необходим нам воздух! Как полезен ветер!

Воспитатель :

Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Ветер - хорошо и плохо».

-На экране будут появляться картинки, вы рассмотрите каждую, и скажете - что хорошего в работе ветра, и что плохого.

•   Парусник (хорошо - парусник может плыть только когда дует ветер;

плохо – если ветер слишком сильный, парусник может утонет.)

•   Одуванчик (хорошо – ветер разносит семена одуванчика, плохо – от одуванчика остается только стебелек).

•   Открытое окно (хорошо – в комнате свежий воздух, легко дышать, плохо – можно простудится).

•   Ветряная мельница (хорошо – если дует ветер, мельница работает, плохо – когда нет ветра – мельница не работает).

Шарик-смешарик:

- Ребята, какие же вы молодцы! Как много всего вы знаете про воздух и ветер!  За это я дарю вам волшебные вертушки, возьмите их с собой на прогулку и поймайте ветерок.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в средней группе с элементами ТРИЗ

Дошкольный возраст-оптимальный период развития творческих способностей....

Конспект занятия по математике в средней группе с элементами ТРИЗ "Путешествие на воздушном шаре" .

Конспект занятия по математике в средней группе с элементами ТРИЗ "Путешествие на воздушном шаре" . Программное содержание: закрепить представление детей о геометрических фигурах, формировать ум...

коммуникация с элементами ТРИЗ (средняя группа) "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)

Занятие  по коммуникации с элементами ТРИЗ (Кольца Луллия) " Путешествие в сказку" средняя группа, придумывание новых сказок....

занятие с элементами ТРИЗ, средняя группа "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)

занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ, средняя группа...

«Стоит в поле теремок». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с элементами ТРИЗ.

«Стоит в поле теремок».Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с элементами ТРИЗТема: Стоит в поле теремок.Цель: Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить разл...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе на тему : «Куклы разные бывают».

Программное содержание:На основе развития мыслительных операций уточнить знания детей о резиновой, тряпичной и бумажной куклах.Формировать умение коллективного обсуждения проблем.Упражнять детей в хор...

«Домашние животные». Занятие с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа)

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышейЗадачи:1. Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.2. Совершенствование грамматиче...