Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе "Путешествие с Капелькой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Белякова  Людмила  Николаевна

Тема: «Путешествие с капелькой».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».

 

Цель: дать детям целостное представление о воде, как о природном явлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_s_kapelkoy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе.

   Выполнила:

Белякова Л.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 294

Администрации Ленинского района г.Нижнего Новгорода

Группа: старшая, речевой диагноз детей – ОНР

Тема: «Путешествие с капелькой».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».

Цель: дать детям целостное представление о воде, как о природном явлении.

Задачи:

        

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;
  • Формировать представления о свойствах воды (жидкая, без запаха, прозрачная, может быть в виде жидкости, газа, пара, в твердом виде – в виде льда;
  • Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи, необходимых для знания детей;
  • Обогащать и активизировать словарь детей;
  • Усовершенствовать умение отвечать на вопросы предложениеми из 3 слов и более слов;

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную сферу ребенка посредствам психогимнастики;
  • Развивать умение сравнивать, анализировать;
  • Развивать связную речь через наблюдения и при формулировании выводов;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде, учить видеть значимость воды в природе и в жизни человека;
  • Воспитывать способность к сотрудничеству, чувствовать себя членом детского коллектива;
  • Воспитывать интерес к окружающему миру;

Коррекционные:

  • Развивать интеллектуальные функции: зрительное восприятие, слуховое внимание, произвольную память, логическое мышление, наблюдательность, познавательную активность;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Основные приемы и методы:

  •  практические: эксперимент, опыты;
  •  наглядные: рассматривание, показ педагога
  • словесные: беседа, вопросы к детям, объяснения.
  • игровые: создание проблемной ситуации, физкультминутка, релаксация, психогимнастика, пальчиковая игра.

Оборудование занятия:

Иллюстрации с изображением воды в природе; глобус; бассейн с водой, электрический чайник, поднос с кусочками льда, небольшие сосуды различной формы, мелкие камешки-голышки, ракушки; «капелька» из картона; магнитофон, запись природного шума воды; фонтанчик с циркулирующей водой; мольберт с магнитной доской и креплением для иллюстраций; ковровое покрытие;

Пропедевтическая работа:

Чтение художественной литературы: Ф.Кривин «Как стать кругосветным путешественником», А. Усачев «Мои географические открытия» (стр. 20-22), А.Некрасов «Могучий помощник»; просмотр диафильмов «откуда берется вода?»; рассматривание иллюстраций и картин по теме; разгадывание загадок по теме.

Словарная работа: карта мира, атлас, жидкость, пар, водное пространство,поверхность земли, сосуд, переливается, искрится, журчит, поет (вода), источник жизни (вода), форма (принимает форму), газ, пар.

Часть

Содержание

Методические приемы

Деятельность педагога, осуществление инвидуально-дифференцированного подхода. Предполагаемые вопросы.

Деятельность детей. Предполагаемые ответы.

Вводная часть.

Организационный момент.

Использование музыкального фона.

Вопросы педагога.

Вопросы

Психогимнастика.

Художественное слово.

Звучит запись природного шума воды (журчание ручейка). Дети и воспитатель некоторое время слушают, получая эстетическое удовольствие от приятных звуков.

В: ребята, послушайте, что это за звуки?

Д: это звуки текущей воды.

В: действительно, это журчит ручей и сегодня речь пойдет о воде. Путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька (внесение макета капельки)

В: а что же такое капелька?

Д: это частица воды (сильная подгруппа детей самостоятельно делают выводы, если необходимо, воспитатель побуждает и наводящими вопросами помогает; слабая подгруппа – повторяет)

Психогимнастика.

В: чтобы нам подружиться с Капелькой и вместе с ней отправиться в путешествие, мы, превратимся на время в маленькие капельки.

1-2-3 – повернися и в капельку превратись!

Ответы детей

Варианты ответов детей

Основная часть

Организация познавательной беседы, диалога педагога и детей

Подведение детей к самостоятельному выводу о том, какие капельки могут быть

Подведение детей к самостоятельному выводу.

Показ действий.

Художественное слово

Мимика и пантомима

Ответы детей

Показ

Релаксация, музыкальное сопровождение.

Варианты ответов детей

Показ действий с проговариванием. Уточнение.

Показ иллюстраций, картинок при ответах детей.

Ответы детей  (самостоятельные ответы детей сильной подгруппы)

Ответы детей  (самостоятельные ответы детей сильной подгруппы, слабая - повторяют)

И попали мы в теплый летний денек. Ярко солнышко припекает, все вокруг согревает. И капельки наши радуются, они веселые, теплые, ласковые – покажите какие (дети мимикой и пантомимой передают образ теплой, искрящей на солышке капельки воды). Воспитатель любуется ими, каждую ласкает (вербальное и невербальное общение с детьми). Но вот поднялся сильный ветер, солнышко пропалдо, стало зябко. Капельки стали холодные, колючие – покажите какие (дети мимикой и пантомимой передают образ холодной капельки в студеную погоду). Но вот снова солнышко стало пригревать и капельки вернулись – радостные, блестят на солнышке, переливаются. 1-2-3 – повернись, снова в деток превратись!

В: Устали? Отдохните, на коврике полежите. Закройте глаза, послушайте как журчит вода в пруду (запись+ комнатный фонтан)

В: проговоривает ощущения детей: вода льется спокойно, мягко, плавно, не торопясь, - приятно слушать, как журчит вода…

В: а на каком транспорте можно отправиться в плавание?

Д: на лодке, корабле, катере…и т.д.

В: а где можно плыть на этих предметах транспорта?

Д: по морю, реке, океану, озеру.

В: а бумажный кораблик, где можно пускать?

Д: по ручью, по лужам.

В: значит, если воды очень много – это река, море, океан. А если ее гораздо меньше – это может быть всего лишь лужа, ручеек. Капелька просит подобрать к слову «Ручеек» слова, которые отвечают на вопрос «Что делает ручеек?»

Д: бежит, течет, журчит, звенит, льется, поет, несется и т.д.

В: вода необходима всему живому на нашей планете. Без воды не было бы жизни. Как вы думаете почему?

В: конечно, вода источник жизни. Вот почему вода занимает большую часть поверхности нашей планеты. Каким цветом обозначается вода на глобусе? Кто может показать ее?

В: это океаны, моря, реки. А у нас в группе есть вода? Где?

Д: в кране, аквариуме, чайнике, кувшине, лейке…

В: я буду из кувшина лить вам воду. Попробуйте удержать ее в руках. Получается? Почему нет?

Д: вода жидкая, растекается.

Дети отвечают на вопросы.

Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их.

Выполнение действий со взрослым (педагогом)

Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их.

Дети отвечают со зрительной опорой на ручеек в комнатном фонтанчике.

Сильная подгруппа детей самостоятельно подбирает слова, слабая – повторяют те, которые запомнили)

Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их.

Подведение детей к самостоятельному выводу о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь

Побуждение, поощрение,

Ответы детей

Показ оборудования.

Показ схемы

Ответы детей

Вопросы педагога

Показ схемы

Воспитатель приглашает детей пройти в импровизированную лабораторию, - посмотрите, вот стоят сосуды, формочки. Они заполнены водой. У воды нет своей формы, - она приобретает форму сосуда, в котором находится. У этой воды формаколбы, звездочки, рыбки и т.д.

В: а какого цвета вода?

Д: прозрачная, бесцветная?

В: как вы догадались?

Д: через нее видно все, что лежит на дне бассейна (ракушки, камешки и др.)

В: а запах есть у воды? Наберите ее в ладошку, понюхайте ее.

Д: нет.

В: какой вывод можно сделать? Какая вода по форме, цвету, запаху?

Д: жидкая, прозрачная, без запаха.

Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их.

Физкультминутка.

Художественное слово.

Загадка

Тактильное обследование льда.

Ответы детей.

Тактильное обследование льда, воды

Ответы детей

Капелька хочет поиграть с вами еще в одну игру «Скажи наоборот» (подбор слов – антонимов)

«Из одного крана течет горячая вода, а из другого – ХОЛОДНАЯ;

Река глубокая, а лужа –МЕЛКАЯ;

Море широкое, а ручей – УЗКИЙ; и т.д.»

Воспитатель загадывает загадку о чайнике, предлагает детям отгадать.

Вот чайник, в нем вода. Теперь я включу чайник, а вода будет нагреваться. Посмотрите, что это идет из носика чайника?

Д: пар.

В: пар – это жидкость? Почему нет?

В: правильно, пар – это газ. Вода нагрелась и капельки превратились в пар, стали подниматься вверх. А еще вода может быть твердой. Не верите? Посмотрите. Что это?

Д: лед

В: когда вода превращается в лед?

Д: когда замерзает.

В: на улице мы можем увидеть лед? Когда? Где?

В: а теперь давайте сравним воду и лед: чем они похожи и чем отличаются?

Дети выполняют движения, сопровождая их словами.

Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их.

Заключительная часть

Анализ деятельности детей. Самоанализ.

Вопросы к детям.

Показ схем. Поощрения.

Ответ детей.

Положительное восприятие оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе на тему: "Капелька"

Материал по экспериментированию с водой для детей средней группы. Будет интересен воспитателям детских садов....

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию  в первой младшей группе на тему  «Тонет – не тонет»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в младшей группе «Весёлые капельки»

Задачи: Закрепить знания детей о том, где встречается вода; о значении воды в жизни человека, животных, растений. Познакомить со свойством воды – прозрачностью. Познакомить детей со способом окрашиван...

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе на тему: «Песочная лаборатория»

Опытническая деятельность несомненный фаворит для знакомства детей со свойствами неживой природы. Конспект учитывает возрастные особенности детей. В нём подобраны доступные для понимания детей св...