Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе "Путешествие с Капелькой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Тема: «Путешествие с капелькой».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».
Цель: дать детям целостное представление о воде, как о природном явлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_s_kapelkoy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе.
Выполнила:
Белякова Л.Н., воспитатель
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 294
Администрации Ленинского района г.Нижнего Новгорода
Группа: старшая, речевой диагноз детей – ОНР
Тема: «Путешествие с капелькой».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».
Цель: дать детям целостное представление о воде, как о природном явлении.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;
- Формировать представления о свойствах воды (жидкая, без запаха, прозрачная, может быть в виде жидкости, газа, пара, в твердом виде – в виде льда;
- Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи, необходимых для знания детей;
- Обогащать и активизировать словарь детей;
- Усовершенствовать умение отвечать на вопросы предложениеми из 3 слов и более слов;
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу ребенка посредствам психогимнастики;
- Развивать умение сравнивать, анализировать;
- Развивать связную речь через наблюдения и при формулировании выводов;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к воде, учить видеть значимость воды в природе и в жизни человека;
- Воспитывать способность к сотрудничеству, чувствовать себя членом детского коллектива;
- Воспитывать интерес к окружающему миру;
Коррекционные:
- Развивать интеллектуальные функции: зрительное восприятие, слуховое внимание, произвольную память, логическое мышление, наблюдательность, познавательную активность;
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Основные приемы и методы:
- практические: эксперимент, опыты;
- наглядные: рассматривание, показ педагога
- словесные: беседа, вопросы к детям, объяснения.
- игровые: создание проблемной ситуации, физкультминутка, релаксация, психогимнастика, пальчиковая игра.
Оборудование занятия:
Иллюстрации с изображением воды в природе; глобус; бассейн с водой, электрический чайник, поднос с кусочками льда, небольшие сосуды различной формы, мелкие камешки-голышки, ракушки; «капелька» из картона; магнитофон, запись природного шума воды; фонтанчик с циркулирующей водой; мольберт с магнитной доской и креплением для иллюстраций; ковровое покрытие;
Пропедевтическая работа:
Чтение художественной литературы: Ф.Кривин «Как стать кругосветным путешественником», А. Усачев «Мои географические открытия» (стр. 20-22), А.Некрасов «Могучий помощник»; просмотр диафильмов «откуда берется вода?»; рассматривание иллюстраций и картин по теме; разгадывание загадок по теме.
Словарная работа: карта мира, атлас, жидкость, пар, водное пространство,поверхность земли, сосуд, переливается, искрится, журчит, поет (вода), источник жизни (вода), форма (принимает форму), газ, пар.
Часть | Содержание | Методические приемы | Деятельность педагога, осуществление инвидуально-дифференцированного подхода. Предполагаемые вопросы. | Деятельность детей. Предполагаемые ответы. |
Вводная часть. | Организационный момент. | Использование музыкального фона. Вопросы педагога. Вопросы Психогимнастика. Художественное слово. | Звучит запись природного шума воды (журчание ручейка). Дети и воспитатель некоторое время слушают, получая эстетическое удовольствие от приятных звуков. В: ребята, послушайте, что это за звуки? Д: это звуки текущей воды. В: действительно, это журчит ручей и сегодня речь пойдет о воде. Путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька (внесение макета капельки) В: а что же такое капелька? Д: это частица воды (сильная подгруппа детей самостоятельно делают выводы, если необходимо, воспитатель побуждает и наводящими вопросами помогает; слабая подгруппа – повторяет) Психогимнастика. В: чтобы нам подружиться с Капелькой и вместе с ней отправиться в путешествие, мы, превратимся на время в маленькие капельки. 1-2-3 – повернися и в капельку превратись! | Ответы детей Варианты ответов детей |
Основная часть | Организация познавательной беседы, диалога педагога и детей Подведение детей к самостоятельному выводу о том, какие капельки могут быть Подведение детей к самостоятельному выводу. | Показ действий. Художественное слово Мимика и пантомима Ответы детей Показ Релаксация, музыкальное сопровождение. Варианты ответов детей Показ действий с проговариванием. Уточнение. Показ иллюстраций, картинок при ответах детей. Ответы детей (самостоятельные ответы детей сильной подгруппы) Ответы детей (самостоятельные ответы детей сильной подгруппы, слабая - повторяют) | И попали мы в теплый летний денек. Ярко солнышко припекает, все вокруг согревает. И капельки наши радуются, они веселые, теплые, ласковые – покажите какие (дети мимикой и пантомимой передают образ теплой, искрящей на солышке капельки воды). Воспитатель любуется ими, каждую ласкает (вербальное и невербальное общение с детьми). Но вот поднялся сильный ветер, солнышко пропалдо, стало зябко. Капельки стали холодные, колючие – покажите какие (дети мимикой и пантомимой передают образ холодной капельки в студеную погоду). Но вот снова солнышко стало пригревать и капельки вернулись – радостные, блестят на солнышке, переливаются. 1-2-3 – повернись, снова в деток превратись! В: Устали? Отдохните, на коврике полежите. Закройте глаза, послушайте как журчит вода в пруду (запись+ комнатный фонтан) В: проговоривает ощущения детей: вода льется спокойно, мягко, плавно, не торопясь, - приятно слушать, как журчит вода… В: а на каком транспорте можно отправиться в плавание? Д: на лодке, корабле, катере…и т.д. В: а где можно плыть на этих предметах транспорта? Д: по морю, реке, океану, озеру. В: а бумажный кораблик, где можно пускать? Д: по ручью, по лужам. В: значит, если воды очень много – это река, море, океан. А если ее гораздо меньше – это может быть всего лишь лужа, ручеек. Капелька просит подобрать к слову «Ручеек» слова, которые отвечают на вопрос «Что делает ручеек?» Д: бежит, течет, журчит, звенит, льется, поет, несется и т.д. В: вода необходима всему живому на нашей планете. Без воды не было бы жизни. Как вы думаете почему? В: конечно, вода источник жизни. Вот почему вода занимает большую часть поверхности нашей планеты. Каким цветом обозначается вода на глобусе? Кто может показать ее? В: это океаны, моря, реки. А у нас в группе есть вода? Где? Д: в кране, аквариуме, чайнике, кувшине, лейке… В: я буду из кувшина лить вам воду. Попробуйте удержать ее в руках. Получается? Почему нет? Д: вода жидкая, растекается. | Дети отвечают на вопросы. Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их. Выполнение действий со взрослым (педагогом) Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их. Дети отвечают со зрительной опорой на ручеек в комнатном фонтанчике. Сильная подгруппа детей самостоятельно подбирает слова, слабая – повторяют те, которые запомнили) Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их. |
Подведение детей к самостоятельному выводу о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь | Побуждение, поощрение, Ответы детей Показ оборудования. Показ схемы Ответы детей Вопросы педагога Показ схемы | Воспитатель приглашает детей пройти в импровизированную лабораторию, - посмотрите, вот стоят сосуды, формочки. Они заполнены водой. У воды нет своей формы, - она приобретает форму сосуда, в котором находится. У этой воды формаколбы, звездочки, рыбки и т.д. В: а какого цвета вода? Д: прозрачная, бесцветная? В: как вы догадались? Д: через нее видно все, что лежит на дне бассейна (ракушки, камешки и др.) В: а запах есть у воды? Наберите ее в ладошку, понюхайте ее. Д: нет. В: какой вывод можно сделать? Какая вода по форме, цвету, запаху? Д: жидкая, прозрачная, без запаха. | Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их. | |
Физкультминутка. | Художественное слово. Загадка Тактильное обследование льда. Ответы детей. Тактильное обследование льда, воды Ответы детей | Капелька хочет поиграть с вами еще в одну игру «Скажи наоборот» (подбор слов – антонимов) «Из одного крана течет горячая вода, а из другого – ХОЛОДНАЯ; Река глубокая, а лужа –МЕЛКАЯ; Море широкое, а ручей – УЗКИЙ; и т.д.» Воспитатель загадывает загадку о чайнике, предлагает детям отгадать. Вот чайник, в нем вода. Теперь я включу чайник, а вода будет нагреваться. Посмотрите, что это идет из носика чайника? Д: пар. В: пар – это жидкость? Почему нет? В: правильно, пар – это газ. Вода нагрелась и капельки превратились в пар, стали подниматься вверх. А еще вода может быть твердой. Не верите? Посмотрите. Что это? Д: лед В: когда вода превращается в лед? Д: когда замерзает. В: на улице мы можем увидеть лед? Когда? Где? В: а теперь давайте сравним воду и лед: чем они похожи и чем отличаются? | Дети выполняют движения, сопровождая их словами. Дети рассуждают, высказывают свои решения,обосновывают их. | |
Заключительная часть | Анализ деятельности детей. Самоанализ. | Вопросы к детям. Показ схем. Поощрения. | Ответ детей. Положительное восприятие оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе на тему: "Капелька"
Материал по экспериментированию с водой для детей средней группы. Будет интересен воспитателям детских садов....
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в младшей группе «Весёлые капельки»
Задачи: Закрепить знания детей о том, где встречается вода; о значении воды в жизни человека, животных, растений. Познакомить со свойством воды – прозрачностью. Познакомить детей со способом окрашиван...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ : " ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗАТЕРЯННЫЙ ОСТРОВ "
" ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗАТЕРЯННЫЙ ОСТРОВ "...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие капельки» для детей средней группы
Коспект занятия по экологии в средней группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «Поможем Незнайке» в средней группе
План конспект...
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе на тему: «Песочная лаборатория»
Опытническая деятельность несомненный фаворит для знакомства детей со свойствами неживой природы. Конспект учитывает возрастные особенности детей. В нём подобраны доступные для понимания детей св...