Организованная образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе на тему: «Песочная лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Опытническая деятельность несомненный фаворит для знакомства детей со свойствами неживой природы. Конспект учитывает возрастные особенности детей. В нём подобраны доступные для понимания детей свойства песка, которые могут быть выявлены детьми под руководством взрослого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pesochnaya_laboratoriya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

                               

                             

Тема ООД: «Песочная лаборатория»

                                                                                                                     

                                                                                                Воспитатель:

                                                                    Колонькова Оксана Владимировна

                                     

                                                   г. Сухиничи, 2021

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом;

- через опыты учить детей определять физические свойства песка; показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;

 - формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.

Развивающие:

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;

-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

-развивать фантазию, творчество, воображение.

Воспитательные:

-способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

 Подготовительная работа: беседы с детьми о мерах осторожности во время игр с песком; рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка; слушание музыки ветра, шума дождя; наблюдения и игры с песком на прогулке; «Узоры на песке»; рисование на песке палочками, пальчиком; игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки); сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога»; чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», В. Берестов «Песочница»; чтение сказки «Песок и солнечный свет»; просмотр фильма «Рисование пескомСказка»; рисование на тему: «Где живет песок»; рассматривание через лупу мелких игрушек из киндера.

Оборудование: профессор Всезнайкин (шарик, стилизованный под человеческое лицо), письмо, мешочек с песком;  

сухой чистый песок; цветной песок, картинки, клей; пластиковые одноразовые тарелки; одноразовые ложки; воронки; песочные часы; синий картон и два камня; лупы; пластмассовые стаканчики; бутылочки с водой; коктейльные трубочки; влажные салфетки; аудиозапись; презентация «Песок».

Ход ООД:

Дети стоят около воспитателя.

 - Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный. (обращает внимание на воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо, привязанный лентой к корзине).

- Это знаменитый профессор Всезнайкин. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какое у него к нам дело. (достаёт из корзинки мешочек).

 - Попробуем угадать, что там находится. Дети берут мешочек, встряхивают его, проверяют, имеет ли он запах. Пробуют догадаться, что там находится.

Можно загадать загадку:

Из камней он появился, зёрнами на свет родился. Жёлтый, красный, белый и немножко серый. Я люблю из него лепить, а ещё ножками ходить. Он речной и морской. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? (песок). 

 -Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. (открывают мешочек, рассматривают, что там находится, нюхают, трогают).

 - Но, посмотрите, здесь ещё какое-то письмо. Давайте его прочитаем. (достаёт из корзинки и читает письмо).

«Дорогие друзья, профессор Всезнайкин рад приветствовать вас. Я знаю, что песок - это то, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года. Но у меня ничего не получилось из него построить. Подскажите, пожалуйста, что я делал не так».

- Ребята, давайте изучим песок и объясним профессору, в чём была его ошибка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Что такое песок?»

И сначала я предлагаю вам обратить внимание на экран и посмотреть картины.

Где в природе можно увидеть много песка? (В пустыне, в горах, на морском берегу).

Для чего людям нужен песок?

 Песок нужен для игр, им посыпают дорожки зимой, для строительства дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, песок используется в медицине и для изготовления песочных часов.

Что такое песок и откуда он берётся ?

Да, песок - полезное ископаемое. Это то, что осталось от гор, скал, обычных камней. Время, ветер, дождь, молния, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в огромное количество, миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: серый, жёлтый, белый, красный.

Давайте проведем опыт 1 и попробуем получить песок вот из этих двух камней.

Материал: камни, листы синей бумаги, лупа.

 Ход эксперимента:

Возьмем 2 камня и постучим ими друг о друга, потрем их над листом бумаги. Как вы думаете, что это сыплется?

Давайте рассмотрим через увеличительное стекло. Это песок. Как мы получили песок?

Какого он цвета? (Серый).

Почему? (Потому что камни были серые).

Сегодня мы, как настоящие учёные, будем исследовать песок. Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (Ответы детей)

Профессор поможет нам оказаться в лаборатории. Дети берутся за руки, идут по кругу: Ты лети, лети, лети, и меня с собой неси…Профессор помог добраться в лабораторию.  Вот мы и на месте. Предлагаю всем надеть специальную одежду, занимайте свои рабочие места.

Вспомним правила поведения в лаборатории.

Посмотрите на свои столы. Перед вами материал лежит в двух стаканчиках, тарелочка, бутылочка с водой, воронка, ложка, лупа, трубочка, салфетка. Всё это пригодится нам в работе.

Опытная деятельность.

 Опыт 2 «Из чего состоит песок».

Воспитатель: Возьмите емкость с песком и медленно высыпайте в лоток, при этом не забывайте о мерах безопасности. Песок сыплется как вода. Потому что песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Какой вы слышите звук когда сыплете песок? (с-с-с-с). Прикоснитесь ладонью к песку. Какой он на ощупь? (ответ детей). 

Из чего же состоит песок?

Что нам поможет рассмотреть песчинки? (увеличительное стекло, линза, лупа) Почему это приспособление так называют? (увеличивает)

Итак, как настоящие ученые мы проведем сейчас эксперимент. Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки.

Какие они? (они круглые, жёлтые, коричневые, чёрные, прозрачные).

Песчинки вместе или отдельно в сухом песке? (Песчинки все отдельно).

А сколько песчинок мы видим? (много)

Правильно, много.

Опыт 3 «Песок движется»

Песчинки мелкие и когда они пересыпаются, они сдвигаются на другое место.

А вообще песок может передвинутся с помощью воздуха.

Как так?

Вот, например, с помощью ветра.

Песчинки же небольшие и ветер сильными своими порывами может их передвинуть.

Я сейчас вместо ветра возьму трубочку и постараюсь подуть. Смотрите. Мелкие песчинки передвигаются очень далеко.

В пустыне, где много песка ветер перемещает песок вот такими волнами и называются они барханы. (слайд «барханы в пустыне»)

Материал: песок, пластиковые тарелочки и трубочки.

Ход эксперимента: Предложить детям подуть через трубочку на сухой песок насыпанный в тарелочку. Что происходит?

 Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, они маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу. Песчинки не могут удержаться, при сильной струе воздуха. 

Опыт 4 «Песочные часы»

Эти часы необычные, без стрелок и цифр. А песок в этих часах пересыпается и показывает определённое время.

 Ребята, а давайте сделаем свои песочные часы. В воронку мы будем насыпать песок и смотреть, как он высыпается в стаканчик.
Вопросы: «Какой песок надо насыпать в воронки? Сухой или сырой? Почему сухой? (он рассыпчатый, сыпучий).

Предложить высыпать сухой и мокрый песок через воронку.        Какой песок высыпается легче, лучше? (Сухой).

А мокрый? (Несыпучий).        

Можно что-то слепить из сухого песка? («нет», т.к. в сухом песке песчинки лежат отдельно друг от друга, свободно двигаются, рассыпаются). Поэтому- то профессор не мог ничего слепить. 

Опыт 3: «Сухой – мокрый».

 Сейчас проведём следующий опыт. Аккуратно нальём немного воды в стакан с песком. 

«Куда исчезла вода?»

Материал: стаканчики с песком и бутылочка с водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок

 Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). 

А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду).

Давайте теперь рассмотрим влажный песок через лупу. Изменились ли песчинки? Как? (они лежат плотно друг к другу, они слиплись между собой.). Можем мы теперь насыпать песок? (нет, он не сыпучий). Почему? (песчинки прилипли друг к другу). Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются, песок держит форму.

Можно лепить из мокрого песка? (да, мокрые песчинки сохраняют форму).

Теперь вы можете сказать, почему у профессора не получилось построить из песка? (он лепил из сухого песка). 

А профессор приглашает нас туда, где можно встретить песок в большом количестве. Конечно же, это берег моря. (Звучит шум прибоя)

Физминутка.

Я предлагаю поиграть в игру. Выходите и вставайте на ковре.

Давайте представим, что мы маленькие песчинки. Когда песок сухой, то каждая песчинка живёт отдельно друг от друга. Давайте и мы расцепим руки. Вот так. Мы сухой песок. Подул ветер, поднял песчинки и они разлетелись в разные стороны. (Но вот пошел дождик и намочил песок. Что случилось с песчинками? Они намокли, плотнее прижались друг к другу, слиплись. Давайте и мы подойдем друг к другу поближе и обнимемся. Мы мокрые песчинки! Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Мы песчинки, мы песчинки, покружиться мы не прочь. Мы песчинки, мы песчинки, танцевали б день и ночь.

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

А теперь давайте вернемся в лабораторию и покажем профессору, как можно играть с мокрым песком? (лепим фигуры с помощью форм для песка).

 Мокрый песок принимает любую нужную форму.

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

Рисование на сухом песке.

Я хочу вам сказать, что не только дети, но и взрослые любят играть с песком. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать на песке и делать интересные поделки. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники.  Возьмите тарелочку с сухим песком, разравняйте его. А затем пальчиком нарисуйте осеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, и мы смогли погулять.

Рисование сухим песком.

Рисовать можно не только на песке, но и песком. Сейчас я покажу вам, как это делается. Я рисую контур картины клеем, затем насыпаю немного цветного песка (с ребятами заранее покрасили песок жёлтой гуашью) на клей, лишний песочек, который не прилип, стряхиваю. Посмотрите, что получилось! А теперь, попробуем все вместе. (Рисуем картину песком).

 Нарисуем желтый круг, после лучики вокруг

Пусть на белом свет, ярче солнце светит!

Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились.

Благодаря какому свойству песка мы смогли нарисовать картину? (сыпучесть). 

Возьмите влажные салфетки и вытрите руки.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети берутся за руки, идут по кругу: Ты лети, лети, лети, И меня с собой неси… Мы вернулись в детский сад.

Теперь профессор будет знать, как играть с песком. Давайте ему напомним, почему лепить нужно из мокрого песка, а рисовать лучше сухим.

Профессору пора отправляться дальше. Давайте с ним попрощаемся.

Воспитатель: Мы сегодня были лучшими учеными, которые провели значимые опыты и эксперименты с песком и выяснили причину, по которой у профессора Самоделкина ничего не получалось из него построить.

Благодарим вас за участие в научных экспериментах. Каждому из вас присваивается звание ученого (награждение медалями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе на тему: "Капелька"

Материал по экспериментированию с водой для детей средней группы. Будет интересен воспитателям детских садов....

Интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Художественное творчество", "Музыка", "Здоровье" .Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Весна" средняя группа

Закреплять знания детей о признаках весны, весенних месяцах. Активизировать словарь за счёт имён существительных, прилагательных,глаголов. Учить отвечать на вопросы полными ответами, согласовыва...

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе "Путешествие с Капелькой"

Тема: «Путешествие с капелькой».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкул...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе «Мы - исследователи»

Конспект открытой организованной образовательной деятельности  по экспериментированию в подготовительной группе «Мы - исследователи»...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему «Путешествие в сказку» (Образовательная область «Познавательное развитие»)

На занятии обобщаются знания детей о количественных ( сравнение неравных групп предметов) и пространственных представлениях (справа, слева, вверху, внизу), о геометрических фигурах (квадрат, прямоугол...