Прогулка для детей старшего школьного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Синявская Анастасия Вячеславовна

Прогулка-поход для детей старшего школьного возраста на тему "Поход в весенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Лесовичок»

Конкурсная работа для участия в Конкурсе

«Лучшая разработка тематической прогулки с дошкольниками»

Тема: Поход в весенний лес

Возрастная группа: старший возраст

Автор разработки: Синявская Анастасия Вячеславовна

2014-2015 учебный год.

Тема: Поход в весенний лес. 

Вид: Прогулка-поход разработана и проведена в рамках темы недели «Первые шаги весны» комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса на 2014-2015 учебный год.  

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители (в роли Лесовичка, сопровождающие).

Этапы реализации:

1 этап. Организационно – подготовительный:

- составление плана работы;

- подбор и изучение методической литературы по теме;

- подбор художественной литературы для чтения детям (загадки, стихи, пословицы, поговорки).

- разработка сценария прогулки –похода.

2 этап. Рефлексивно диагностический:

- внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап. Практический:

- проведение прогулки – похода с детьми старшего возраста.

Цель: Совершенствовать знания детей о характерных признаках весны и способствовать закреплению полученных знаний.

Задачи:   

 - Формирование у детей умения определять словами состояние природы в весеннем лесу;

- Развитие логического мышления, внимания, разговорной речи детей.

- Воспитание у детей умения бережно относится к родной природе, формирование предпосылок - здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

Дети будут знать характерные признаки весны, уметь рассказывать о состоянии живой природы в весеннее время года. В результате экспериментальной деятельности дети будут знать о том, что снег на солнце тает быстрее, чем в тени. Будут знать правила поведения в лесу. Родители будут являться активными участниками образовательного процесса.

 Предварительная работа:

Рассказ – беседа об организации походов: кто может ходить в походы, куда можно организовать поход, как к нему подготовиться, как надо себя вести и почему, какую одежду одеть, что взять с собой и т.д.

Совместно с детьми подготовить:

* собрать аптечку первой помощи;

* разработать правила поведения во время похода;

* собрать рюкзак (подушечка для сидения во время отдыха, стаканчики для питья, термос с теплым чаем, питьевая вода).

Ход

(действие начинается в группе)

Игровая мотивация

Воспитатель: - Дети, вы любите ходить в поход? (ответы детей)

Воспитатель: - А куда бы вы хотели пойти? (ответы детей)

Воспитатель: - Я бы хотела сходить в весенний лес, но боюсь одна идти.  Ребята, вы бы не хотели отправиться со мной не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!  (ответы детей)

Воспитатель: - Хорошо, тогда начинаем собираться. Собирайтесь скорее в необычный поход. Ждут вас тайны лесные, вдоль тропинка зовет.

(дети идут одеваться на улицу)

Воспитатель: - ребята, а мы с вами ничего не забыли? Что же нам необходимо для похода? (дети вспоминают, что собирали в поход рюкзак и аптечку)

Воспитатель: Вот теперь мы готовы! Ну что отправляемся.

(воспитатель, дети и родители идут в лес, по дороге повторяют правила дорожного движения, правила поведения во время похода.)

Основной этап

Воспитатель:  - Вот мы с вами и в лесу!  

 Здравствуй лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи,

 Ты же видишь, мы свои!

Воспитатель: Устали ребята? Давайте немного отдохнем, доставайте свои подушечки, присаживайтесь на них.

(дети рассаживаются)

 Воспитатель: - Ребята, в какой лес мы с вами пришли? Опишите его.  (дети отвечают – весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.)

Воспитатель: - А давайте закроем глаза и послушаем природу; подышим, почувствуем, как пахнет лес, послушаем, какие звуки он издает. Вам нравится в лесу? (ответы детей) 

- По каким признакам можно определить, что сейчас весна? (ответы детей)

 - Какими словами можно определить состояние природы? (ответы детей)

Воспитатель:  Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталины, первая трава.

К нам весна шагает, быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Верно очень теплые ноги у весны.

-Ребята, посмотрите, что происходит со снегом весной? Каким цветом становится снег? В каких местах вы наблюдаете проталины? А как вы думаете, где быстрее тает снег, в тени или на солнце? (ответы детей)

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: А давайте с вами проведем небольшое исследование, возьмем палочку и измерим глубину снега на солнце и в тени.

(проводят исследование)

Воспитатель: Какой вывод ребята можно сделать после проведенного нами исследования? (дети делают вывод о том, что глубина снега на солнце меньше чем в тени, так как на солнце снег тает гораздо быстрее.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Каких деревьев больше? Отгадайте, о каком дереве идет речь

Она весну встречает,

Почки распускает,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь…(березку)

-Что это за дерево? О каком времени года говориться в загадке? Что происходит с почками на деревьях весной? (дети отвечают) 

Индивидуальная работа по развитию речи.

Воспитатель: (обращается к конкретному ребенку.) А какие деревья еще пробуждаются весной? (ребенок называет, в случае затруднения остальные дети помогают.

-А давай поиграем в игру «скажи наоборот» (обращается к двум другим детям)

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Зима холодная, а лето…

Река глубокая, а речка…

Летом нужна летняя одежда, а весной…

(в случае затруднения ребята помогают друг другу)

Подвижная игра

Воспитатель: Молодец! Ребята давайте немного разомнемся.

Улыбаются все люди (Идут по кругу)

 Весна, весна, весна!

 Она везде, она повсюду

 Красна, красна, красна! (руки над головой, ритмично хлопают в ладоши)

 По лугу, лесу и полянке (шагают на месте)

 Идет, идет, идет!

 На солнышке скорей погреться (взмахивают обеими руками к себе)

 Зовет, зовет, зовет!

 И в ручейке лесном задорно (ритмично щелкают пальцами)

 Звенит, звенит, звенит!

 По камушкам в реке широкой (потирают ладони)

 Журчит, журчит, журчит!

 Разносит запахи по всюду (делают из пальцев «бутон»)

 Цветов, цветов, цветов!

 И все живое сразу слышит (прикладывают руку к уху)

 Весенний звон! (хлопают в ладоши.)

Воспитатель: - Ребята слышите, как поют птицы в весеннем лесу? А какая птица открывает весну? (ответ детей)   

Воспитатель: Отгадаете загадку и узнаете точно, кто же открывает весну. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица (грач.)

Индивидуальная работа по развитию основных движений

(Воспитатель обращается к 2-3 детям) Что значит вскачь? Давайте и мы попробуем,  как грач допрыгать на двух ногах до сосны и обратно.

(выполняют упражнение)

Воспитатель: Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (ответы детей)

 Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:

 На шесте – дворец,

 Во дворе – певец,

 А зовут его….. (Скворец)

Конструирование из палочек

 Воспитатель: - Как называется домик у скворца? (ответы детей). Кто строит скворечник, люди или птицы? (ответы детей). Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

(Дети выкладывают скворечник из найденных палочек.)

Воспитатель: смотрите ребята, кто это там к нам идет?

(Появляется Лесовичок.)

Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

Воспитатель: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?

Дети: - Да! Добрые

Лесовичок: - Тогда расскажите мне, как нужно вести себя в лесу, какие правила соблюдать?  

(Дети называют правила поведения в лесу).

Лесовичок: Теперь вижу, с добром в мой лес  пришли. Деревьев не ломаете, зверей и птиц не обижаете.

Видите, весна в лес пожаловала. Вы обратили внимание, какой воздух в лесу, намного свежее и полезнее, чем в посёлке или дома. Поэтому в лес надо ходить чаще - здоровье свое  сохранять. Свежий воздух и движения сохраняют здоровье и продлевают жизнь. Поэтому я предлагаю вам поиграть в подвижную игру.

Подвижная игра

(проводится игра « Кто быстрее добежит до ели, до сосны, до берёзы»)

Трудовая деятельность

Лесовичок:  Понравилось мне с вами играть, но пора мне владения свои обходить, порядок в лесу наводить. А для вас у меня есть задание. Слышал я, что вы в детском саду делаете интересные поделки из природного материала. Вот предлагаю вам собрать шишки, палочки и хвойные веточки для этого.  Да и лесу польза! В лесу уберёте лишние шишки и порядок наведёте. Польза будет и вам и лесу. А я вам помогу. Ну, кто больше всех соберет природного материала.

(все дружно собирают природный материал для поделок)

Заключительная часть

Воспитатель: Спасибо Лесовичок за то, что так дружелюбно нас принял в своих владениях! Мы приглашаем тебя, попить с нами теплого чая у тебя на полянке.

Лесовичок: С радостью приму ваше приглашение, чай я люблю!

(Все проходят на полянку пить теплый чай с термоса)

Воспитатель: Ну вот, поиграли, пошутили, на деревья красивые поглядели, а теперь обратно в путь–дорогу. Спасибо Лесовичок за твое гостеприимство, приходи теперь и ты к нам в сад.

 Лесовичок: Обязательно приду, с вами так весело. До свиданья ребята!

(Дети прощаются с Лесовичком)

Воспитатель: Ну что ребята, давайте вспомним, что же нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Куда бы вы хотели сходить в поход в следующий раз? (ответы детей)

-Нам пора возвращаться! Стройтесь дружно парами и в путь!

(По приходу в группу, детям предлагается  нарисовать весенний лес, побеседовать о пользе походов. Сделать поделки из собранного материала.)

Полученный результат:

В результате реализации прогулки-похода дети получили знания о состоянии живой природы в весеннее время года. В походе были созданы условия для наблюдения за деревьями, почвой, проталинами. Родители были вовлечены в процесс реализации прогулки похода, в роли «Лесовичка» так же выступал родитель. Данная прогулка-поход способствовала развитию познавательного интереса у детей, любознательности, активности. Дети самостоятельно разработали правила бережного отношения к природе и соблюдают их.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прогулка по Нижневартовску» (открытое занятие для детей старшего школьного возраста)

Представлен конспект занятия на тему "Прогулка по Нижневартовску". В его содержании -знакомство с достопримечательностями города, с профессиями людей, которые строили город....

Сказка _ как источник развития речевого творчества детей старшего школьного возраста.

Сказка-как источник развития речевого творчествадетей старшего школьного возраста....

особенности и проблемы речевого развития детей старшего школьного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Семинар - практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей старших и подготовительных групп "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"...