Конспекты кружка "Юный эколог" (сентябрь).
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ильина Жанна Фёдоровна

Данные конспекты разработаны для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_konspekty_sentyabr.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Осень. Сентябрь

Конспект №1 «Беседа о лете»

Цель: Закрепление знаний детей о времени года  «лето».

Задачи:

 Обобщить и систематизировать представления о лете по основным, существенным признакам;

Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом;

 Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих;

Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями  со сверстниками.

Содержание

  Читаю стихотворение Е. Трутневой:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром  росы,

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже – (лето),

Значит, кончилась – (весна).

Предлагаю вспомнить времена года. Напоминаю, что каждое время года длится три месяца. Прошу детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать?  (ответы детей)

Верно, дети,  июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, жёлтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают стрекозы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет.  Надо кормить и охранять своих детёнышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомните:  здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

Вопросы:

  1. Какой же месяц приходит на смену июню?
  2. Что вы знаете об июле?
  3. Как светит солнце в это время года?
  4. Какая вода в реке?
  5. Какие осадки выпадают летом?
  6. Что вам  приходилось наблюдать на небе после дождя?
  7. Какие работы приходится выполнять людям в огородах, садах, полях.

 Июль  -  середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольётся  крупный тёплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы  июль называют  грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу пахнут деревья, цветёт липа. Июль – сладкоежка. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут  на землю тяжёлые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберёзовиками.  В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (тепло – солнце ярко светит, влага – тёплые летние дожди, воздух.)

После  июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха.  Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери , птицы? Какие изменения происходят в погоде?

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они ещё жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые жёлтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овёс. Запахи у августа не те, что у июля. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлёту и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один,

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети, вы летом ходили на поле, луг, в сад, огород? Сейчас мы с  вами поиграем в игру и вспомним, что где растёт.

(Дети соревнуются, кто скорее отберёт карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород, луг.)

Опыт: Для того, чтобы эти растения выросли, необходимо что? (тепло, влага, свет)

Сегодня мы с вами убедимся, что растениям для жизни необходима вода. Берём один цветок из букета и оставляем его без воды. Через некоторое время сравниваем цветок без воды и цветы в букете. Чем  они отличаются? Почему это произошло? Вода ушла из цветка, испарилась.

Конспект №2 «Беседа о лесе»

Цель:  Расширение и обогащение знаний детей о лесе

Задачи:

  Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Познакомить с таким природным явлением, как ветер.

Содержание

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришёл старичок – лесовичок  (игрушка) , который хочет услышать, что вы знаете про лес.

Вопросы:

  1. Кто был в лесу?
  2. Что видели там?
  3. Что растёт в лесу?
  4. Какие животные живут?

Воспитатель: лесовичок  говорит мне, что вы молодцы. А знаете ли вы, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Посмотрите  у лесовичка интересные картинки.

Воспитатель выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их.

Воспитатель:  Ребята, как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну.

Послушайте загадку: «Сидит – зеленеет, лежит –пожелтеет, падает – почернеет» (лист дерева). Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные –тёмные леса (тайга); в берёзовых рощах растут одни берёзы – это светлые леса; в сосновом  бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники  - бузина, орешник, малина. Также  на земле растут травы, ягоды, грибы.  (Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки, просит найти отгадки.)

В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев,  листья и т.д. Лес – это замечательное природное богатство.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Осенние похождение крольчат».

Вопросы: 1.Кого встретили крольчата в лесу?

                 2.Что узнали интересного?

                 3.А что вам, ребята, интересного приходилось наблюдать в                               лесу? (рассказы детей)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Опыт «Здравствуй ветер!»

Ребята, а вы хотите побыть ветром?

Предлагаю каждому ребёнку мисочку с водой. В каждой мисочке – своё море: Красное, Чёрное, Жёлтое (вода подкрашена акварельной краской)

Мы – это ветры. Дуем на воду, что получается? (волны) Чем сильнее дуть –тем больше волны. Дети опускают в воду бумажные кораблики, дуют на них. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть кораблекрушение.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина:

Ходит  в море ветер-пастушок,

Дует ветер в маленький рожок.

А вокруг него бегут барашки,

У барашков – белые кудряшки…

Конспект № 3 «Осенний парк»

Цель: расширение знаний детей о растениях осенью.

Задачи:

Углубить и конкретизировать  представление об условиях жизни растений и животных осенью;

Учить различать деревья и кусты по окраске листьев;

Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.

Содержание

Сегодня мы с вами отправимся в осеннюю берёзовую рощу.

Вопросы:

  1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
  2. Как изменилась окраска листьев берёзы и кустарников на участке? Начали ли  они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
  3. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом?  Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (меньше света, тепла)
  4. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему  осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
  5. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму в тёплые края? Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.) Обратите внимание, что перед отлётом многие птицы собираются в стаи.

Мы с вами побывали на экскурсии. Как можно назвать это время осени? (ранняя)

Предлагаю детям почитать стихи об осени.

Дидактическая игра «Найди, что опишу».

Воспитатель описывает растение и просит детей его найти.

Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Воспитатель загадывает загадку, а дети её отгадывают.

Конспект №4 «Беседа о волшебнице-воде».

Цель: Расширение знаний детей о свойствах воды.

Задачи:

Обогащать знания детей о воде её свойствах;

Учить делать выводы и анализировать;

Воспитывать бережное отношение к  воде.

Содержание

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (1 – в помещении, 2- на улице.)

Для чего нужна вода, как мы её используем? (пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала  они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать?

Рассказ воспитателя: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества  маленьких речек и ручейков.

Опыты с водой: Приглашаю детей подойти к столику, на котором стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В  каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предлагаю попробовать  воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Дать попробовать молоко или сок.

Вывод: У воды нет вкуса.

Вода может быть холодной, тёплой, горячей. Опустите пальчик в тёплую и холодную воду. В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в тёплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить?

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит «Я  мама  Тучка, а вы – Капельки, и им пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились  ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (появляется Солнышко, танцует.) Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).  Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

План работы по экологии сентябрь-ноябрь

В Плане работы по экологии представлена работа воспитателя с родителями и детьми за осенние месяцы...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Отчет по экологии (сентябрь).

Реализация проекта по экологическому воспитанию....

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...