Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Наумова Светлана Вячеславовна

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: 1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах; 2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной; 3. Развивать познавательный интерес при установлении причинно-следствен- ных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц; 4. Закреплять умение в составлении описательных рассказов и классификации птиц; 5. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить все звуки речи; 6. Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения; 7. Развивать знаково-символическую функцию сознания; 8. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания; 9. Формировать пространственное ориентирование; 10. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям. Оборудование и материалы: набор для показа презентации по теме «Птицы», диск с записями голосов птиц, знаки-символы о правилах поведения в лесу. Листы в клетку, простые карандаши. Дидактические игры: «Помоги птицам найти друзей», «Собери из деталей птиц»; карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ptitsy_k_nod.zip778.86 КБ
Файл ptitsy.docx29.54 КБ

Подписи к слайдам:

ПТИЦЫ
Данная работа рекомендована для воспитателей ДОУ.
ГРАЧ
Всех перелётных птиц черней,Чистит пашню от червей.
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?( грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна. Посмотрите на изображение грача. - Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)Обратите внимание, какой большой у него клюв.- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?( грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна. Посмотрите на изображение грача. - Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)Обратите внимание, какой большой у него клюв.- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
СКВОРЕЦ
А эту птицу всякий знает: На шесте её дворец,Червяков птенцам таскает,Да трещит весь день- …. скворец.Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
ЛАСТОЧКА
Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный,Лепит домик под окномИз травы и глины.
- Предлагаю угадать следующую птицу:Под крышей я леплю гнездо,Из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину. ( ласточка) - Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце. - Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету
КУКУШКА
Кто на ёлке, на суку,Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.Какую она имеет окраску?(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки
кукушка
СОЛОВЕЙ
Цель-расширять представления детей о птицах, развивать наблюдательность, знакомить с особенностями жизни птиц.
Кто без нот и без свирелилучше всех выводит трели,Голосистее, нежнее?Кто же это?.
СОВА
Всю ночь летает -Мышей добывает.А станет светло -Спать летит в дупло.
ВОРОНА
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –Вот и весь репертуар.Оглашает крону клёнаСвоим пением …
ДЯТЕЛ
Всё время стучит,Деревья долбит.Но их не калечит,А только лечит.
СОРОКА
Все стрекочет и вертится, Ей на месте не сидится, Длиннохвоста, белобока Вороватая …
СНЕГИРЬ
Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.
ГОЛУБЬ
Меня сизокрылымВсе с детства зовут.Как символа мираИ любят, и чтут.
ВОРОБЕЙ
Буян-мальчишкаВ сером армячишке По дворам шныряет,Крохи собирает.
Автор : Наумова Светлана Вячеславовна
Воспитатель первой категории МДОУ « Детский сад №10 КВ» «Колосок» г. Богородицк.


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательному развитию  "Птицы"

для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ»  г. Богородицк.

Интеграция образовательных областей:  Познавательное  развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программное содержание:

  1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах;
  2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной;
  3.  Развивать познавательный интерес при установлении причинно-следствен- ных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц;
  1.  Закреплять умение в составлении описательных рассказов и классификации птиц;
  1. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить все звуки речи;
  1.  Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения;
  2. Развивать знаково-символическую функцию сознания;
  3. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания;
  4. Формировать пространственное ориентирование; 
  5. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и  её обитателям.                  

Оборудование и материалы: набор для показа презентации по теме «Птицы», диск с записями голосов птиц, знаки-символы о правилах поведения в лесу.  Листы в клетку, простые карандаши. Дидактические игры: «Помоги птицам найти друзей», «Собери из деталей птиц»; карточки с изображениями зимующих и перелетных  птиц.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?

Дети: - …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...

Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их

Ответы детей: - …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животного мира, где есть   мир птиц.

Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира. Скажите, какое сейчас время года?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей)

Воспитатель: - Лена, расскажи стихотворение об апреле:

Ребенок:  

- Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют.

На полянке медуница выйти к солнышку стремится.

Набухают веток почки, пробиваются листочки.

Воспитатель: - О каком периоде весны в нём говорится?

Звучит аудио кассета с голосами птиц.

Воспитатель: - Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.

Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети называют их по знакам-символам.

Ответы детей:

1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно    добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.

2.  Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.

3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.

4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево — живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы.

5.  Сохраняйте паутину — это дом паука.

6.  Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.

7.  Кора дерева — это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.

8.  Охраняйте муравейники! Муравьи — санитары леса.

9.  Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.

10.  Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

11.  Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине.

12. Лес — это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.

Ребенок читает стишок:

Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём

Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.

Воспитатель: - Правила поведения в лесу вы знаете.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: - Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?

Дети: - …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.

Воспитатель: - Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны.

Ответы детей:

- Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;

- стало теплее, прилетели перелётные птицы

- тает снег, …много влаги и тепла;

-  набухают почки, …проснулись насекомые;

-  после зимней спячки  пробудились медведи;

-  началось сокодвижение у деревьев;

-  люди одеваются легко...

Воспитатель: - Молодцы!  Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация)            

игра «Один – много»

Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - …грач
слайд 1:

- Правильно, это – грач.
- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?
(грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна.
Посмотрите на изображение грача.

- Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)
- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)
Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

А эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день- …. скворец.
Слайд 2:

Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.

- Предлагаю угадать следующую птицу:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( ласточка)

Слайд 3:

- Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.
- Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету?

Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

Слайд 4:

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)

Слайд 5:

Соловей – маленькая птичка,
Какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки?

Это крупная птица с большими глазами, серым оперением, и клювом крючком.

Она бесшумно летает, способна видеть в темноте, у нее острый слух, мгновенная реакция – за эти качества в народе их прозвали «пернатыми кошками». Кто же это?

слайд 6:

Дети: сова!

Физкультминутка «СОВУШКА»

Днем сплю, ночью летаю,

Мышей добываю

И. П. – основная стойка.

1. поднять руки через стороны вверх;

2. вернуться в и. п.

повтор 6-8 раз

-Воспитатель:  Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?

Дети: - Им нужно строить гнёзда.

Воспитатель: - Где птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах.

Воспитатель: - А из чего птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха животных.  С наступлением весны оживает вся природа, мы всё чаще слышим пение птиц, которое нас радует, вдохновляет, совсем скоро у них появятся птенцы, как же будут называться птенцы у этих птиц? Давайте подумаем.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У кукушки….(кукушата)
У соловья ….(соловьята)

Соберите из деталей фигуры птиц, подумайте, как эта птица называется и к каким птицам она относится: перелетным или зимующим.

Игра «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы… гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы… перья.

У человека нос, а у птицы… клюв.

У человека руки, а у птицы… крылья.

У человека ребёнок, а у птицы… птенец.

- Молодцы, правильно угадали.

Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.

Воспитатель: - Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах.

Ответы детей:

        * Лес без птиц не лес.

        * Всякая птица своим  пером гордится.

        * Всякая птица по-своему поет.

        * У каждой пташки - свои замашки.

        * Не бывать вороне соколом.

        * Немного синица ест, пьет  да весело живет.

        * Сорока без причины не стрекочет.

        * Сорока на хвосте новости приносит.

        * Соловей берёт пением, а человек – умением.

        * Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

        * Кукушка кукует -  по дому горюет.

        * Журавль прилетел  и тепло принес.

        * Журавль высоко летает,  а от реки не отлетает.

        * Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту)

«Графический диктант»

–Возьмите свои карандаши, листочки, найдите начальную точку, выполняем задание:  2 вверх, 3 вправо, 2вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,  5 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 8 влево.

–Проверим, что у вас получилось? Дорисуйте глаз, клюв, ноги.

Если утки перестанут крякать,

А вороны перестанут каркать,

Дятел дерево долбить в лесу,

А кукушка плакать на суку.                                    

Что случится? Что произойдет?  

                                                                             

Воспитатель: - Ребята, что может случиться, если птиц не станет?                            Ответы детей:- Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;                                          - расплодятся вредные насекомые ,грызуны

- они съедят все листья, хвою на деревьях;

- погибнут леса и  сады.                                                                                                     Воспитатель: Да, лес большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.                      

Итог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали во время нашего путешествия?

- О каких перелётных птицах?

- Какая первая птица прилетаем к нам весной?

- Что интересного вы узнали о кукушке?

- Где строит себе гнездо ласточка?

- А из чего?

- Где выводит своих птенцов скворец?

- Верно.

- Ребята, Вы с родителями сделали скворечники, и их развесили, теперь  будем встречать прилет скворцов и других птиц. На этом наше путешествие в царство животного мира подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД «Путешествие в страну математики» ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группы

Данная разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы. Цель: закрепление математических знаний и умений посредством  игры – путешествия....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Конспект НОД – КВН по познавательному развитию (математика) для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельности составлен на основе образовательной программы ДОУ, которая написана с учетом  программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С....

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» «Самолет» для детей подготовительной к школе группы.

НОД может быть запланирована как ко дню Защитников Отечества, так и в день ВКС.В конспекте много развивающего и закрепляющкго материала....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Образовательные:Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.Расширить знания детей понятиям : «условие задачи», «вопрос задачи»Развивающие:Развивать в...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» /ФЭМП/для детей подготовительной к школе группы на тему: «Спасем гномов от колдовства Незримки Всюся».

Данная организованная образовательная деятельность может быть проведена как итоговое мероприятие по изучению различных разделов ФЭМП. На занятии широко используются развивающие игры В.В.Воскобовича, д...