метеонаблюдения в ДОУ, виды регистрации наблюдений детьми дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Соловьева Елена Анатольевна

метеонабдюдения в детском саду и виды регистрации наблюдений дошкольниками

Скачать:


Подписи к слайдам:

Старшая и подготовительная группы
Календарь природы и дневники наблюдений заполняется всеми детьми по очереди, эту работу выполняют дежурные по уголку природы.
Явный контроль со стороны педагога обязателен в первом полугодии. Во втором полугодии заполнение данных документов проходит под неявным контролем педагога, когда дети думают, что работают самостоятельно.
Когда навыки станут прочными и дети осознают производимых операций, можно переходить к ведению индивидуальных дневников наблюдений. Когда дети овладеют в совершенстве этими умениями, дети и воспитатель ведут дневники порознь сравнивая в конце недели результаты.
Ментальные способы фиксации наблюдений
Литература :
Иванова А.И. – Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М. Сфера -2004
Группа авторов. – Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград. Учитель 2011.
Группа авторов. – Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Волгоград. Учитель 2013.
Воронкевич
О.А. – Добро пожаловать в экологию. СПб. Детство – Пресс 2006.
Группа авторов. – Планирование работы 2-7 лет в летний период. Комплексный проект веселый летний марафон. Волгоград. Учитель 2012.
Кухарева
Т.А., Руденко Л.Г. – Край мой Севером зовется. Мурманск.
МОИПКРОиК
1997.
Смирнова О.Д.
– Региональное
содержание литературного воспитания дошкольников. Мурманск.
МОИПКРОиК
2009.
Формирование навыков регистрации наблюдаемых явлений
1 младшая группа: фиксация наблюдений не ведется.
2я младшая группа: использование самых простых форм регистрации – картинки или фотографии, выставляемые в уголке наблюдений. Можно использовать циферблат со стрелкой, стрелку которого дети переводят на нужную картинку.
Ментальные способы фиксации наблюдений
Практические способы фиксации наблюдений
Виды регистрации наблюдений детьми дошкольного возраста
Опыт работы
Соловьевой Е.А.
воспитателя МБДОУ №49
Графические способы фиксации наблюдений
Средняя группа
Вводят схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог; дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Дети не должны оставаться сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, совершает ошибки (которые должны исправить дети). В конце работы дети проверяют окончательный вариант и правильность записей.
В конце учебного года зарисовки делают дети, у которых навыки сформированы лучше, чем у остальных.
Способы фиксации наблюдений
Ментальные
Те способы, которые облегчают запоминание
Графические
Готовые формы, изобразительные и письменные
Практические
Фиксация натуральных объектов моделированием
Стадии формирования навыков регистрации результатов наблюдений
1. использование готовых форм
2. наблюдение за работой воспитателя
3. привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с необходимыми операциями.
4. заполнение коллективных календарей и дневников всеми детьми по очереди.
5. заполнение индивидуальных календарей под руководством воспитателя.
6. самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов.
7. использование символов
Графические способы фиксации наблюдений

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метеонаблюдения в доу Опыт работы Соловьевой Е.А. воспитателя МБДОУ №49

Слайд 2

выделенный специально участок местности на территории детского сада; детская метеостанция. Метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

Слайд 3

Оборудование

Слайд 5

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Термометр — для изменения температуры воздуха. Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра. Дождемер — служит ля измерения количества осадков. Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:

Слайд 6

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Назначение

Слайд 7

Метеоплощадка должна быть оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивать свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию. В непосредственной близости от участка не должно быть сооружений и других построек, а также деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года. Требования к составным частям оборудуемого элемента экологической тропинки

Слайд 8

1. обучать детей снятию показаний приборов; 2. предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой; 3. изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года; 4. изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями; 5 . обеспечение условий для проведения детьми исследований. Дидактические задачи:

Слайд 9

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных. Рекомендации

Слайд 10

Календари наблюдений за сезонными явлениями природы могут быть разным, на усмотрение воспитателя с усложнениями по возрасту детей, иметь следующие параметры: время, неживая природа и живая природа. Заполнение календаря - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя.

Слайд 11

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

Слайд 12

В календаре погоды с помощью условных знаков заносятся сведения: о состоянии неба, ветре, осадков, температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, то для календаря берется большой лист бумаги. Если работа ведется индивидуально или с группой из 3-4 человек можно ограничиться альбомным листом. Ведение наблюдений в календаре погоды

Слайд 16

Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. Внешнее оформление календаря не подлежит стандартизации и целиком определяется целями обучения, вкусами педагога и имеющимися возможностями.

Слайд 18

Календарь природы – усложненный вариант календаря погоды. В нем отражаются сведения о погоде, представлены фотографии, репродукции, рисунки детей, справочные материалы. В нем так же имеются постоянные рубрики и сменные, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого или что мы видели на прогулке». Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняются и используются на обобщающих занятиях. Отличие календаря погоды от календаря природы

Слайд 19

Служит для регистрации одиночных явлений, а так же динамики изменений какого-то объекта. Никаких особых требований к дневнику не предъявляется (кроме обычных - аккуратность, точность, соответствие возрасту детей). Дневник наблюдений

Слайд 20

Иванова А.И. – Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М. Сфера 2004. Группа авторов. – Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград. Учитель 2011. Группа авторов. – Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Волгоград. Учитель 2013. Воронкевич О.А. – добро пожаловать в экологию. СПб. Детство – Пресс 2006. Группа авторов. – Планирование работы 2-7 лет в летний период. Комплексный проект веселый летний марафон. Волгоград. Учитель 2012. Кухарева Т.А., Руденко Л.Г. – Край мой Севером зовется. Мурманск. МОИПКРОиК 1997. Смирнова О.Д. – Региональное содержание литературного воспитания дошкольников. Мурманск. МОИПКРОиК 2009. Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Разные виды прогулок с детьми дошкольного возраста

               Основная задача - обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.    ...

Виды прогулок с детьми дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми....

"Использование нетрадиционных видов конструкторов с детьми дошкольного возраста"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образователь...

"Прогулки в детском саду" ( тема: Виды прогулок с детьми дошкольного возраста)

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Поэтому основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: активной, со...

Виды прогулок с детьми дошкольного возраста

статья о видах прогулок в детском саду...

Методы и приёмы в продуктивных видам деятельности с детьми дошкольного возраста.

Методы и приёмы в продуктивных видам деятельности с детьми дошкольного возраста.У детей дошкольного возраста появляется большой интерес к продуктивной деятельности. В дошкольном во...