"Часы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тарасова Светлана Станиславовна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Часы".
 
Цели: познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время; учить чётко и последовательно излагать с вои мысли; развивать исследовательский интерес и любознательность.
Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.
Материал: запись звуков, часы,  магнитофон, карандаши, фонарик.
 
Ход занятия:
 
Воспитатель:  Садитесь на ковёр. Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться. (Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)
-  Какие звуки вы услышали? (Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.)
- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков? (Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.)
- А будильник, это что такое? (Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.)
- А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время? (По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д. (показ слайдов)
- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.
- Вот мы с вами и попали в Египет (показ слайда), древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень (показ слайда).
Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время. 
- Какие часы придумали древние египтяне? (Солнечные часы.)
- Всегда ли можно определить время по этим часам? (В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.)
- А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?  Ответы детей.
- За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.( Показ слайда)
- В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании? (Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.)
- Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу. (Показ  слайда)
- Песочные часы используются и сейчас. А где мы можем сейчас встретить такие часы? А кто в нашем детском саду пользуется такими часами?
- В медицинском кабинете. Наша медсестра пользуется такими часами, когда греет нам горло или нос.
- Чем неудобны в использовании такие часы?
- Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.
- Мы говорим, что в водяных часах время….(текло), а в песочных часах…..(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи (показ слайда). Почему люди перестали использовать свечи, как часы? (Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь).
- Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас. (Показ слайда).
- Сначала механические часы были больших размеров и располагались на самых высоких башнях в городе, откуда их было видно и слышно  всем жителям города.
- Какие главные часы в нашей стране?  Как они звучат? (включается запись боя Кремлевских курантов)  (Это кремлевские куранты на Спасской башне Кремля.) (Показ слайда)
- Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?
Показ разобранного будильника.
- Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.
Физминутка:
- Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному, то к другому плечу).
           Все часы идут вот так
           Тик – так.
           Смотри скорей, который час (раскачивания в такт маятника)
           Тик – так, тик – так, тик- так.
           Налево – раз, направо – раз (наклоны головы то к одному, то к другому плечу)
           Мы тоже можем так.
           Тик – так, тик – так, тик – так.
Воспитатель: Почему часы называют механическими? (Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.)
- Что мы видим, глядя на часы? (Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.)
- Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. (Показ слайда) В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
( В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.)
- Чем отличаются механические часы от электронных? (У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.)
- Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.
- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.
- Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.
- Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.
Воспитатель:А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать часы - либо те, о которых мы говорили сегодня, либо придумать свои
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02._chasy.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33» города Славгорода Алтайского края

Конспект

 образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Часы».

Воспитатель

 старшей группы

Тарасова Светлана

Станиславовна

2014 год

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Часы".

Цели: познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время; учить чётко и последовательно излагать с вои мысли; развивать исследовательский интерес и любознательность.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Материал: запись звуков, часы,  магнитофон, карандаши, фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель:  Садитесь на ковёр. Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться. (Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)

-  Какие звуки вы услышали? (Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.)

- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков? (Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.)

- А будильник, это что такое? (Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.)

- А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время? (По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д. (показ слайдов)

- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

Вот мы с вами и попали в Египет (показ слайда), древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень (показ слайда).

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время. 

Какие часы придумали древние египтяне? (Солнечные часы.)

Всегда ли можно определить время по этим часам? (В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.)

А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?  Ответы детей.

За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.( Показ слайда)

В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании? (Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.)

- Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу. (Показ  слайда)

Песочные часы используются и сейчас. А где мы можем сейчас встретить такие часы? А кто в нашем детском саду пользуется такими часами?

В медицинском кабинете. Наша медсестра пользуется такими часами, когда греет нам горло или нос.

Чем неудобны в использовании такие часы?

Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.

Мы говорим, что в водяных часах время….(текло), а в песочных часах…..(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи (показ слайда). Почему люди перестали использовать свечи, как часы? (Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь).

Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас. (Показ слайда).

- Сначала механические часы были больших размеров и располагались на самых высоких башнях в городе, откуда их было видно и слышно  всем жителям города.

- Какие главные часы в нашей стране?  Как они звучат? (включается запись боя Кремлевских курантов)  (Это кремлевские куранты на Спасской башне Кремля.) (Показ слайда)

Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?

Показ разобранного будильника.

Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.

Физминутка:

- Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному, то к другому плечу).
           Все часы идут вот так
           Тик – так.
           Смотри скорей, который час (раскачивания в такт маятника)
           Тик – так, тик – так, тик- так.
           Налево – раз, направо – раз (наклоны головы то к одному, то к другому 
плечу)
           Мы тоже можем так.
           Тик – так, тик – так, тик – так.

Воспитатель: Почему часы называют механическими? (Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.)

Что мы видим, глядя на часы? (Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.)

Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. (Показ слайда) В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.)

Чем отличаются механические часы от электронных? (У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.)

Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.

Воспитатель:А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать часы - либо те, о которых мы говорили сегодня, либо придумать свои