ознакомление с природой
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Терентьева Лариса Юрьевна

ознакомление с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_prirodoy.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с природой

Объекты

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

Растительный мир

Рассматривание цветов на клумбе. Познакомить с названиями отдельных растений, уточнить их строение: стебель, цветок.

Рассмотреть фрукты: яблоко, слива, груша, уточнить названия, учить различать по форме, цвету.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Вот какие фрукты».

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

Животный мир

Наблюдать за птицами, обратить внимание на их размер, учить различать больших и маленьких птиц. Наблюдать за собакой. Отметить особенности ее внешнего вида.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическое упражнение «Большая или маленькая».

Неживая природа

Обратить внимание на солнце, предложить почувствовать его тепло. Учить называть состояние погоды: тепло, идет дождь.

Рассказ воспитателя.

Чтение потешек: «Солнышко вёдрышко», «Дождик, дождик полно лить».

Дидактические задания

«Покажи цветок такого же цвета», «Покажи такой же цветок», «Покажи такую же птичку».

Обучение трудовым действиям

Побуждать собирать игрушки перед уходом с прогулки, собирать камушки.

Октябрь

Растительный мир

Наблюдать листопад, слушать, как шуршат под ногами листья.

Рассматривать листья разных деревьев, учить собирать букет из листьев. Закреплять знание об овощах.

Сбор осенних листьев.

Чтение: М. Пришвин «Листопад».

 Дидактическое упражнение «Парные картинки».

Продуктивная деятельность «Листочки летят».

Животный мир

Наблюдать за воробьями, объяснить, что птиц нельзя пугать.

Закрепить знание о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова)

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Угадай кто это», «Покажи и назови».

Неживая природа

Наблюдать за дождём, закреплять умение называть состояние погоды: тепло, идет дождь. Учить различать и называть части суток: день, ночь.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: потешка: «Дождик, дождик, пуще…».

Дидактические задания

«Найди такой же листик», «Найди большой (маленький) листик», «Покажи на картинке кошечку (собачку и т.д.)».

Обучение трудовым действиям

Учить собирать игрушки перед уходом с прогулки, собирать листья в ведерки, относить к определенному месту.

Ноябрь

Растительный мир

Наблюдать листопад, побегать по опавшей листве, послушать ее шуршание. Учить различать куст и дерево. Закрепить знание об овощах: внешний вид, названия, некоторые качества.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: А. Плещеев «Осень наступила…»

Дидактическое упражнение «Угадай на вкус».

Продуктивная деятельность «Овощи».

Животный мир

Уточнить знание о домашних птицах: куры, гуси, учить различать по внешнему виду, передавать издаваемые ими звуки.

Учить видеть разницу между взрослыми птицами и детёнышами, побуждать правильно называть их.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Мамы и детки».

Чтение: потешка: «Курочка – рябушечка…» В. Сутеев «Цыпленок и утёнок», Е. Чарушин «Курочка»ю.

Неживая природа

Наблюдать за ветром, обратить внимание на то как раскачиваются деревья. Наблюдать первый снег.

Дать понятие: стало холодно, скоро зима.

Обратить внимание на изменение в одежде детей.

Рассматривание иллюстраций.

Игры с вертушками

Продуктивная деятельность «Листопад».

Дидактические задания

«Покажи кустик, дерево», «Покажи на картинке», «Поймай на ладошку снежок».

Обучение трудовым действиям

Продолжать учить собирать игрушки после прогулки, помогать сгребать листья с участка.

Декабрь

Растительный мир

Рассмотреть деревья без листьев, вспомнить, какими они были красивыми осенью.

 Рассмотреть комнатные растения с ярко выраженным стеблем и крупными листьями.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Листики и цветочки», «Парные картинки».

Животный мир

Рассмотреть птиц на кормушке, учить определять их размер.

Закрепить знание о домашних животных.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: потешка: «Киска, Киска, Киска брысь», В. Берестов «Маленький бычок».

Дидактическое упражнение «Кто в домике живет».

Продуктивная деятельность «Кошка гуляла по дорожке»(следы).

Неживая природа

Наблюдать, как падает снег, рассмотреть снежинки. Отметить, где лежит снег. Уточнить свойства снега (белый, холодный)

Рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность «Первый снег».

Дидактические задания

«Покажи большую (маленькую) птичку», «Покажи у растения стебель, листик», «Покажи кику и котёночка».

Обучение трудовым действиям

Побуждать сметать снег со скамеек, построек на участке. Учить собирать снег в кучу, побуждать делать простейшие постройки и обыгрывать их (стол, стул для кукол)

Январь

Растительный мир

Рассмотреть деревья в зимнем уборе, вызвать чувство восхищения. Учить не ломать кустики, воспитывать бережное отношение к природе. закрепить знание об овощах и фруктах: названия, форма, цвет, вкус.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как мы будем беречь деревца и кустики».

Чтение: Л. Воронкова «Снег идёт»

Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Подбери такие же»,

Животный мир

Наблюдать за птицами, прилетающими на кормушку.

Учить узнавать ворону, воробья, голубя. Обратить внимание на их поведение у кормушки: клюют, перелетают с ветки на ветку, улетают. Закрепить знания о домашних животных: кошка, собака, лошадь, корова.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Какие птицы прилетают на кормушку».

Чтение: потешки «Ой бычок мой бычок…», «Дай молочка, бурёнушка», С. Теплюк «Котята», Е. Чарушин «Корова».

Дидактические игры: «Чьи детки», «Найди маму».

Неживая природа

Продолжать  наблюдать за снегом, уточнить его свойства.

В оттепель предложить лепить из снега комочки.  

Рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность «Снежные комочки».

Дидактические задания

«Покажи на картинке», «Найди большую и маленькую лошадку», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку».

Обучение трудовым действиям

Учить лепить из снега комочки, обыгрывать их.

Продолжать учить помогать в уборке снега на участке.

Февраль

Растительный мир

Продолжать учить видеть красоту зимних деревьев. Рассмотреть ель и лиственное дерево, предложить найти различие.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Какие разные деревья»..

Животный мир

Закрепить название птиц, прилетающих на кормушку. Закрепить знание о диких животных: заяц, лиса, волк, медведь. Побуждать подражать их движениям.

Воспитывать заботливое отношение к животному миру.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Кто живёт в лесу»

Чтение: русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Снегурушка и лиса», Г. Лагздынь «Зайка, зайка попляши!»

Продуктивная деятельность «Птички на кормушке».

Неживая природа

Закрепить представление о признаках зимы: Холодно, много снега, он лежит на земле, деревьях, домах. Люди надевают теплые вещи.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как мы сейчас одеваемся на прогулку».

Дидактические задания

«Покажи на картинке», «Найди такую же лисичку».

Обучение трудовым действиям

Продолжать учить собирать снег в кучу, делать несложные постройки и обыгрывать их.

Март

Растительный мир

Закреплять знания о различии лиственных и хвойных деревьев. Показать первые весенние цветы (мимоза, тюльпан),вызвать желание любоваться ими.

Рассматривание цветов.

Рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность «Мимоза».

Животный мир

Наблюдать за птицами, учить видеть их различие и сходство.

Продолжать знакомить с дикими животными, учить правильно называть их, находить на картине, читать вместе с воспитателем знакомые стихи и потешки.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Каких птиц мы знаем».

Дидактическое упражнение: лото «Дикие животные»

Чтение: потешка «Сидит белка на тележке…» В. Даль «Ворона» С. Маршак «Слон», «Тигрёнок», И. Токмакова «Десять птичек - стайка».

Неживая природа

Обратить внимание на весеннее солнце: становится теплее, снег начинает таять. Наступает весна.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Пришла весна».

Дидактические задания

«Покажи такой же цветок», «Найди ёлочку»

Обучение трудовым действиям

Закреплять умение убирать снег в кучки, лепить и катать комки, побуждать сравнивать их с предметами и ивотными.

Апрель

Растительный мир

Показать первую траву и цветы мать и мачехи. Уточнить их строение и внешний вид.

Продолжать знакомить с комнатными растениями, учить выделять их части.

Рассматривание цветов и комнатных растений.

Беседа «На нашем участке выросли цветочки».

Продуктивная деятельность «Травка зеленеет».

Животный мир

Наблюдать за воробьями: чирикают, купаются в лужах.

Отметить появление жуков, учить не бояться их, но не трогать, не брать в руки. Продолжать воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы не боимся жучков и не обижаем их».

Чтение: потешка «Божья коровка…»

Неживая природа

Наблюдать, как тает снег на участке, за ручейками. Отметить как изменилось одежда детей.

Рассматривание одежды.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическое упражнение: «Парные картинки»

Чтение: Л. Толстой «Пришла весна»

Дидактические задания

«Найди и назови», «Покажи такое же».

Обучение трудовым действиям

Продолжать учить собирать игрушки после прогулки. Учить делать стоки для воды с участка (ручейки).

Май

Растительный мир

Рассмотреть цветущие растения на клумбе, учить любоваться ими, но не рвать. Закрепить названия частей растения: стебель, цветок

Целевое посещение клумбы.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Какие цветы растут на нашем участке».

Чтение: В. Серова «Одуванчик».

Продуктивная деятельность «Красивые цветы».

Животный мир

Закрепить знание о домашних животных, птицах и их детёнышах, учить правильно называть их, сравнивать по величине, подражать голосам. Понаблюдать за бабочками.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама».

Продуктивная деятельность «Бабочки кружатся, на цветы садятся».

Неживая природа

Продолжать наблюдать за изменениями погоды: становится теплее, солнце ярко светит.

Наблюдать из окна за весеннем дождём.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: потешка «Радуга дуга…»

Продуктивная деятельность «Светит солнышко в окошко».

Дидактические задания

«Покажи такое же», «Покажи где у растения стебель (цветок)», «Назови животное».

Обучение трудовым действиям

Подметать пол в домиках и других постройках, собирать камушки, выкладывать из них фигуры.

Июнь – Август

Растительный мир

Рассмотреть растение цветника, продолжать учить различать части растений, называть их цвет. Рассмотреть лиственное дерево и ель. Подвести к сравнению их внешнего вида весной и зимой.

Рассмотреть овощи, выросшие на грядках, закрепить их названия.

Закреплять умение различать овощи и фрукты по внешнему виду, отмечать форму, цвет, величину.

Целевые прогулки.

Беседы «Наши цветы», «Что мы знаем об овощах и фруктах».

Дидактические игры: «Парные картинки», «Разрезные картинки».

Чтение: З. Александрова «Ромашки», П. Воронько «Берёзка».

Продуктивная деятельность «В саду созрели яблоки», «Цветы», «Морковка для зайчика».

Животный мир

Наблюдать за насекомыми. Учить называть их: бабочка, жук, божья коровка, спокойно вести себя вблизи них.

Обобщить представление о домашних и диких животных, насекомых, птицах.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: потешка «Тень, тень потетень…», белорусская народная сказка «Пых», Т. Александрова «Медвежонок Бурик», В. Бианки «Купание медвежат», К. Ушинский «Петушок с семьёй», К. Чуковский «Цыплёнок».

Дидактические игры: «Парные картинки», лото

Продуктивная деятельность «Жуки в траве», «Цыплёнок»

Неживая природа

Отмечать состояние погоды: тепло, солнечно, идёт дождь, дует ветер. Наблюдать за дождём, рассмотреть участок после дождя, отметить, что земля мокрая, кругом лужи.

В ветреную погоду послушать шелест листьев. Наблюдать, как качаются ветки деревьев.

Рассматривание иллюстраций.

Игры с вертушками.

Продуктивная деятельность «Дождик, дождик полно лить».

Дидактические задания

«Найди такой же цветок», «Покажи маленький (большой)листик», «Посмотри куда дует ветерок», «Покажи, как кричит петушок(летает бабочка, ходит лисичка)».

Обучение трудовым действиям

Учить собирать срезанную траву, складывать в кучу.

Учить с помощью взрослых связывать траву в пучки, делать кукол, обыгрывать их.

Продолжать учить убирать игрушки, собирать камешки, веточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по ознакомлению с природой на тему: "Природа - помощник в воспитании детей" (из опыта работы)

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культ...

Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект. Непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.

Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...