Консультация на тему Организация и планирование работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей
консультация по окружающему миру на тему

Чугунова Ольга Леонидовна

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №32 «Светлячок»

Консультация зам. зав. по ВМР Чугуновой О.Л. на тему:

«Организация и планирование работы по формированию  нравственно-патриотических чувств у детей»

(январь, 2013 г.)

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!

Люди, с момента рождения инстинктивно, естественно         привыкают к окружающей их среде, природе и культуре, своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Патриотизм в современных условиях - это с одной стороны -преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, маме, папе, дедушке, своему дому, улице, детскому саду, городу.

С этой целью в детском саду проводится с детьми целенаправленная работа, которая должна проходить во взаимодействии с семьей.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот момент у него развиваются чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, своей страной и в дальнейшей мере определяют последующий путь  жизни.  Корни этого влияния - в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, играх, музыке, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Виды работы, которые можно проводить в детском саду:

*Создание уголка, воспроизводящего атмосферу и русский национальный быт.

*изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок)

*знакомство с праздниками и традициями русского народа.

* знакомство с русским   искусством,

* знакомство с  русскими народными играми,

*краеведение

Для того, чтобы обеспечить целенаправленное и систематическое нравственное воспитание старших дошкольников , эту работу надо планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приемы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Также в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов , с учетом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален., то есть с учетом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду. Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей  воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и т. д.

.. Поэтому как  самостоятельный   раздел  нравственное воспитание не планируется. Однако, формирование навыков поведения, вежливого и заботливого отношения к людям , аккуратного и бережного отношения к вещам, культурно- гигиенических навыков  требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования. Важной формой работы являются беседы, где в плане указываются название бесед и основные вопросы к детям. Также самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность»  Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения, служба спасения, поручения, задания, изготовление поделок, работ, чтение художественной литературы, прослушивание аудио и видео записей и другие формы работы с детьми. Нужно отметить , что и самостоятельная деятельность детей должна носить целенаправленный характер и планироваться в соответствующем  разделе. Нельзя обойти такую форму организации, как праздники и развлечения в детском саду, куда также можно включать введение специализированных дней («день здоровья, «день вежливости», «день добрых дел» и др). Воспитание  должно осуществляться в единстве с семьей, поэтому  планируется и проводится работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения  детей.

Перспективное планирование по ознакомлению детей  подготовительной группы с русским народным творчеством основано на идее целостного подхода к обучению и воспитанию детей. Каждое занятие предусматривает решение конкретных  обучающих, развивающих и воспитательных задач. Решаются они не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином  педагогическом процессе. Вместе они направлены на реализацию общей цели- приобщение детей к истокам русской национальной культуры через различные виды деятельности и развитие детского творчества. Планирование предполагает:

-Создание доброжелательной, свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата,

-формирование активной гражданской позиции, понимания принадлежности к русскому народу, причастности  к  возрождению и продолжению русских обычаев и традиций.

-знакомство с различными видами и жанрами фольклора,

-воспитание уважения к труд народных умельцев, понимания смысла традиционных образов, орнаментов. Их связи с обычаями и традициями русского народа.

-интеграцию работы на основе поэтического и музыкального народного творчества, декоративно-прикладного искусства.

-Активное включение детей в различные виды деятельности,

-индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов.

-уважительное отношение к детскому творчеству, активное участие в мероприятиях детского сада,

-систематичность и последовательность , непрерывность в работе в течение всего учебного года.

-повторение и усложнение материала.

-использование произведений народного творчества в самостоятельной деятельности детей.

В   планировании  предусмотрены  использование  различных методов  и приемов,  чередование различных  видов деятельности  (загадывание загадок,  рассматривание картин,  беседы  с  детьми,  рассказы педагога, театрализованная деятельность,  пение,  игра, ручной труд, рисование.

Найти, раскрыть и развить задатки, таланты ребенка, способствовать индивидуальности - одна из важнейших задач взрослого.

И конечно, важными задачами являются:

Развитие познавательных интересов и любознательности,

-Формирование представлений о жизни своих предков, о народной культуре,

-О традициях и обычая,

-Формирования сопричастности к своему народу,

-Формирование активной гражданской позиции.

Педагогу необходимо создать благоприятную атмосферу для раскрытия способностей, создать условия, обеспечивающие свободную деятельность детей. Чтоб успешно проводить занятия по знакомству детей с русским народным творчеством, необходимо вложить в эту работу свое сердце, свою любовь.

Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с культурно- историческим наследием русского народа- это основа, которая позволяет не только давать знания, но и кропотливо осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие детей с самого раннего возраста.

Сентябрь.

Тема занятия:  «Хлеб всему – голова»

Задачи: Дать детям понятие о том, что хлеб- главный продукт питания на Руси, настоящее богатство земли русской .Уточнить знания детей о труде людей, связанных с выращиванием урожая. Воспитывать бережное отношение к хлебу, труду хлеборобов. Познакомить с картинами художников: И. Шишкин «Рожь», А. Саврасов  «Рожь».

Тема занятия: «Не печь кормит, а руки».

Задачи: Закрепить знания о русской печке, о кухонной утвари, об овощах на русском столе.

Тема занятия: «Осенины. Оспожинки»

Задачи: Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником  Оспожинки.  Рассказать об огромном значении земли  для людей, отраженном в фольклоре. Развивать художественное восприятие поэтических текстов.

Тема занятия: «Капустные вечеринки»

Задачи: Познакомить детей с праздником Воздвиженья, с  традицией молодежи устраивать капустные вечеринки. Добиваться плавного исполнения, выразительного интонирования, четкого произношения фраз.

Перспективное планирование позволяет следующее.

1 Установить преемственность в  работе всех педагогов в ДОУ, обеспечить их взаимодействие и сотрудничество. Например, песни, хороводные игры, частушки целесообразнее разучить на музыкальных занятиях. Подвижные игры можно разучить на занятиях по физической культуре.

2.Равномерно распределить фольклорный материал в течение всего года, своевременно закрепить его, избежать спешки.

3.Яснее видеть намеченную цель - знакомство с культурным и историческим наследием, приобщение к истокам русской народной культуры, воспитание любви к семье, Родине, формирование активной гражданской позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»

laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...

План совместной с родителями работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей.

План через ознакомление дощкольников с чувашкими праздниками с использованием элементов народного фольклора....

Консультация для родителей: «Кубанские казачьи сказки как основа формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

В связи со сложившейся ситуацией в мире и актуализацией культурно-цивилизационной, геополитической и религиозной концепции «Русский мир» возникла потребность в возрождении традиций русског...

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...