Проект "Зеленая аптека"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Панкратова Любовь Ивановна

Проект "Зеленая аптека" Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelenaya_apteka.docx168.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Зеленая аптека"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11360_359df77b8eee1028b0a77767dd674390.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11360_18a023172b6ec0a7b50df1f18fc7998e.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11360_56932e6aa62db6a8571a6f1935496040.jpg.jpg

Составитель:

 Панкратова Л. И. 

 МБОУ Начальная школа – детский сад

г. Ессентуки

 Сроки реализации проекта: Июль 2015г.

Интегрированные образовательные области: "Художественное творчество", "Коммуникация", "Познание", "Социализация", "Физическая культура".

Тип проекта: коллективный.

Длительность проекта: краткосрочный  - 1 месяц

Участники проекта: дети старшей группы №5 «Березка», педагог, родители воспитанников.

Проблема: значение лекарственных растений для сохранения и укрепления здоровья человека. Восстановление здоровья  при помощи лекарственных растений. Воссоединение человека и природы. Бережное отношение к природному окружению.

Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение 

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.  

Актуальность: Сохранение и укрепление здоровья человека.

 

Оборудование:  Мультимедийная презентация «Бабушкина аптека», иллюстративный материал"лекарственные растения", гербарий из лекарственных трав, краски, кисточки, бумага для рисования, Д/игра "Вершки и корешки", венки из лекарственных трав.

I Этап

1. Мотивация: информирование детей о значимости лекарственных растений.

2. Беседа "Лекарственные растения"

 Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала оно цветет, а потом появляются листья. И листья у него необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

 Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)

В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

Показ картинки – ромашка. 
Я – ромашка – красота. 
По мне гадает детвора. 
Но и вдругом полезна я: 
Простуда если у тебя, 
То завари ромашку в кружке 
(Я через час уже готова). 
Рекомендуй меня подружке – 
И обе будете здоровы"

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

3. Загадки о лекарственных растениях.

Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай. (Чабрец)

Чабрец

Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.

Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)

Крапива
Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

 Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик)


Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная)


4. Дидактическая игра "Узнай по вкусу" (Лук, петрушка, укроп, мята, чеснок).

5. Игра "Определи по запаху" (мята, ромашка, душица, укроп, одуванчик, липа).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материалы: иллюстрации с изображениями лекарственных растений, засушенные растения.

6. Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:

На территории детского сада найти лекарственные растения.

Понаблюдать за подорожником, одуванчиком, липой, тысячелистником, укропом, мятой.

Собрать веточки лекарственных растений для гербария и познакомить  со способами засушивания растений ( переложить листами книги или газет и прижать гнетом или пересыпать сухим песком).

 

II Этап

1. Наблюдение "Наш верный друг - чистотел"

Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним видом. Рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы, что необходимо чистотелу для того, чтобы он рос .Соком чистотела смазывают ранки, выводят борадавки.

2. Дидактическая игра "Вершки - корешки"

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.

3. Экскурсия на поляну.

Цели: 

Познакомить детей с природным окружением нашего края Северный Кавказ, рассказать о многообразии трав, произрастающих  на Кавказе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в поле (ромашка, одуванчик, подорожник…).

Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.

Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.

Предварительная работа: Экскурсия в парк, сквер, на участок д/с, сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях, создание Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.

Словарная работа: Отвар, настой, лекарственные растения, заваривать, сушить хранить, прикладывать, фито чай, лекарственный сбор.

III Этап

1. Занятие по изо-деятельности: «Зеленая аптека» - рисование.

Цель: учить детей рисовать лекарственные растения.

2.Работа с родителями. Совместная деятельность по составлению гербария из лекарственных растений. Оформление книги полезных рецептов (обмен рецептами между родителями), изготовление венков из лечебных трав.

3.Дидактические  игры: «Что лечит это растение?», «Узнай растение по листу (цветку), «Где растет?»

4.Смотр – конкурс « Венок из лечебных трав» и использование венков при проведении народного праздника « Ивана Купалы».

Вывод: чтобы эти растения не исчезли с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.

Заключение: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе, тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения, будет дарить людям здоровье, исцелять от недугов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....