Познавательно-исследовательская деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шелдякова Валентина Николаевна

Знакомство детей со свойствами воздуха. Экологическое воспитание.Познавательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx72.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе. 

Тема: «Воздух». 
Цель: Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую , экспериментальную и игровую деятельность. 
Задачи образовательной области : «Познавательное развитие». 
1.Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования. 
2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный , издаёт звук при колебании ),способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека. 
3.Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы. 
Задачи образовательной области : «Речевое развитие». 
1.Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе (собираем секреты). 
2.Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков- символов. 
Задачи образовательной области: «Здоровье», 
1.Укреплять мышцы дыхательной системы , носоглотки и верхних дыхательных путей , путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики . 
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». 
1.Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям : мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки. 
2.Воспитание культуры поведения и общения. 
Предполагаемый результат. 
Ребёнок 
*сформирует первичные представления о воздухе ,его свойствах и роли в жизни человека. 
* будет уметь: решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы. 
* сформирует умение : делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования , 
*научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки -символы. 
*получит практический опыт проведения экспериментов . 
Мотивация: Найти ответ к загадке, узнать секреты воздуха. 
Игровая сюжетная линия: Переписка с героями : лисёнком, мудрой совой, 
ёжиком. 
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, тарелочка с водой, стакан , листы бумаги, карточки символы, листы бумаги. 
Методы, приёмы, формы. 
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы( основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка. 
Наглядные : показ способа действий ,знаки – символы. 
Практические: опыты и эксперименты. 
Игровые: игровая ситуация, загадка. 
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная. 



Ход занятия. 
Вводная часть. 
Мотивация и включение детей в деятельность. 
В: Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого она и что в нём написано? 
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова .Лисёнок ,ёжик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку ,а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь . 
Он невидимый ,но всё же 
Без него мы жить не сможем 
Окружает нас с тобой, 
Не поймать его рукой. 
В: Ребята, вы догадались, что это? 
В : В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. 
Основная часть. 
Открытие нового знания. 
Воспитатель достаёт мешочек. 
В: - Что находиться в мешочке ? 
Д: Он пустой. 
В: Попробую наполнить мешочек тем невидимым, что находиться вокруг меня . 
-Что теперь в мешочке? Какой он стал? 
Д: Упругий, мешочек наполнился. 
В: Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух. 
Включение нового понятия «воздух» в систему знаний детей и изучение свойств воздуха. 
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть его секреты. 
Знаками- символами будем обозначать всё , что мы узнаем о воздухе. 
Предлагаю детям обозначить воздух с помощью знака- символом. 
В: Ребята, а везде ли есть воздух? 
Выслушиваю версии детей. 
Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты. 
-А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух? 
Д: Он снова вокруг нас. 
В: Что мы сейчас узнали о воздухе? 
Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает. 
Предлагаю изобразить ,то что мы сейчас узнали детям с помощью символа . 
В: Ребята, скажите, а вы видите воздух глазками? 
В: И я тоже его не вижу. Значит воздух какой ? Какими словами можно его назвать? 
Д: Невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно. 
Вывод: воздух невидимый, через него всё видно. 
Это качество воздуха обозначим символом , чтобы про него не забыть. 
В:Ребята ,а вы хотите увидеть воздух. Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте ,она сухая или мокрая (дети трогают и говоря т ,что она сухая). 
-Как вы думаете в стакане кроме ваты ещё что нибудь есть? 
Выслушать предположения детей. Предлагаю детям проверить их ответы. 
Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то, что держать его нужно очень ровно. 
В:Ребята ,как вы думаете какой стала вата? 
Д: Вата стала мокрой. 
(в-ль предлагает детям потрогать). 
Д: Вата осталась сухой. 
В:Если вата осталась сухой значит туда не попала вода. Как вы думаете , что помешало воде намочить вату? 
Выслушиваю предположения детей. 
В: Правильно ,ей помешал воздух ,который находится в стакане. 
Вывод: Воздух, который находиться в стакане, не пускает туда воду. 
А как вы думаете ,если опуская стакан в воду ,я слегка наклоню его ,что тогда произойдёт? 
Дети высказывают своё мнение. 
В:- А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду). 
-Что появляется в воде? ( Пузырьки ). Откуда они появились? 
В: Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода. 
В :-Посмотрите ,вата стала мокрой. Как вы думаете ,почему ? 
В:- Воздух вышел ,а его место заняла вода. 
-С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха. 

В: -Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус? 
Ответы детей. 
В:- Ребята, а у воздуха есть вкус? 
Как мы можем это проверить? Ответы детей. 
В: - Наберите ртом воздух, у него есть вкус? 
Ответы детей. 
Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный. 
Обозначение на листе секретов. 
В:-Ребята, а как вы думаете у воздуха есть запах? 
-Как мы можем это проверить? 
-Вдохните воздух носом. 
- Что вы чувствуете? 
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха . 
Обозначение на листе секретов. 
- А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха). 
Д:- Воздух пахнет цветами. 
В: -Почему? 
Д: Вы распылили освежитель воздуха. 
В: Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах? 
Д: -Воздух передал. 
В: Значит, какой мы можем сделать вывод? 
Ответы детей. 
Вывод: воздух передаёт запах. 
Обозначение на листе секретов. 
В: - А что нам нужно сделать , чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым? 
Д: Открыть окно и проветрить группу. 


Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолёт». 
Мы отважные пилоты 
За штурвалом самолёта. (Руками изображают ,как крутят штурвал). 
Самолётик-самолёт ( развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох). 
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание). 
Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох). 
Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание). 
Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз, плавный выдох). 
И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание). 
Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз, плавный выдох). 
Мы летаем высоко (руки поднять вверх). 
Мы летаем далеко! (Ладошки складывают ,как если бы человек смотрел в бинокль). 
Мы летали , утомились 
И на стульчики приземлились! (Присесть). 
В:- Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете? 
Д: -Дыхание. 
В: -Как вы думаете ,что использует человек для дыхания? 
В: Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. 
В:-Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать? 

-Вы ,что нибудь слышите? 
Вывод: Воздух не имеет звука. 
В:-Ребята,предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. 
Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль неё так ,чтобы получился звук. 
-Что происходит с бумагой? 
Д:- Она дрожит. 
В:-Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук. 
- Приложите край листа бумаги и скажите па-па. Губы ощущают дрожание. 
-Что происходит с краем листа бумаги? 
-Он дрожит и заставляет дрожать ,колебаться воздух. 
Приложите пальцы к горлу и скажите ,ощущаете дрожание горла. 
Голосовые связки которые находятся у нас в горле заставляет дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи. 
Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух 
Заключительная часть занятия. 
Пишем письмо с ответом .Дети рассказывают всё ,что узнали про воздух опираясь на символы обозначающие свойства воздуха.

Эколого - оздоровительный проект

“Чистота – залог здоровья”

Цель: Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды; потребность в поддержании чистоты окружающей среды; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе; эстетическом преобразовании действительности.

Проблема для детей: что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы.

Участники: воспитатель, дети, родители, эколог, руководитель ИЗО.

Время проведения проекта: в течение года.

Средства реализации проекта:

  • Обсуждение понятий “Чистота – залог здоровья”, “Чистота – половина здоровья”.
  • Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, бережном отношении к природе.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
  • Викторина “Чистюли” (уход за домом, одеждой, поведение на природе).
  • Домашнее задание (родители и дети) “Что ещё должно быть чистым?”.

Вывод: чем больше загрязняется природа – хуже здоровье человека, меньше животных, растений.

  • Наблюдение “какой мусор и сколько его остаётся после прогулок?”.
  • Акция “Чистота вокруг нас” (по сбору мусора на территории детского сада, с родителями: во дворе).
  • Акция “Чистое утро” (начиная с гигиенических процедур, наведение чистоты в группе, на участке, территории детского сада).
  • Рисование плакатов в защиту окружающей среды (ИЗО, с родителями).
  • Соревнование между группами детского сада “самый чистый участок”, “Самый зелёный участок”.
  • Оформление фотоальбома.
  • Выставка рисунков.

Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детских садов, дворов).

Результативность проекта: у детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в группе, на участке детского сада, во дворе, на природе.

Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке рисунков, в рисовании плакатов в защиту окружающей среды.

Привлечено внимание как детей, так и родителей к тому, что чистота окружающей среды важная часть составляющая здоровье человека и всего живого на Земле. Сформирована осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детского сада, дворов), необходимости здорового образа жизни.

Исследовательский проект

“Мусор”

Актуальность темы: Привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Цель педагога: Сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле; воспитание бережного отношения к природе. Развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.

Цель детей: В ходе исследовательских действий понаблюдать, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время. Куда девается мусор? Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям? В результате практических действий с бросовым материалом использовать как вторсырьё для изготовления поделок.

Проблема:

1. Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения.

2. Что нужно сделать с мусором, чтобы он не загрязнял окружающую среду.

I. Подготовительный этап.

  1. Обратить внимание на мусор, который мы выбрасываем каждый день дома, в детском саду. Куда он девается? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берётся? Есть ли рядом мусорные баки, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду?
  2. Чтение и обсуждение литературы по проблеме. Стихотворение “Мусорная фантазия” А. Усачёва. Сказка “Серая шапочка и Красный волк” Н.А. Рыжовой.

II. Исследовательский этап.

  1. Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.
  2. Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”
  3. Беседа о дождевых червях, их поиск в природе.
  4. Сбор мусора на экологической тропинке.
  5. Сортировка собранного мусора:
  • металлический
  • пластиковый
  • бумажный и т.п.
  1. Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, её обитателям?
  2. Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?

Запись предложений детей.
Света Г.: “Я думаю, мусор сгниёт и исчезнет”.
Максим С.: “Мусор так и останется, его лучше закапать”.

  1. Закапывание разного вида мусора:

а) упаковочные материалы;
б) пищевые продукты;
в) опавшие листья; для дальнейшего наблюдения за ними.

  1. Периодическое откапывание мусора и наблюдение за тем, что с ним происходит.
  2. Занесение результатов исследований в специальную таблицу.

Вид мусора

Стекло зелёного цвета

Полиэтиленовый пакет

Пластиковая бутылка

Металлическая бутылка

Обёрточная бумага

Апельсиновая кожура

Яблочная кожура

Картофельные очистки

Время захоронения: апрель 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль 2015г.

без изменений

без изменений

без изменений

без изменений

помялась и стала мягкой, мокрой легко рвётся

исчезла

исчезла

небольшие кусочки нашли с трудом

сентябрь 2015г.

без изменений

без изменений

без изменений

без изменений

небольшие трудно определяемые остатки

нет

нет

нет

  1. По окончанию работы по проекту, уборка оставшегося мусора в мусорные баки.

III. Обобщающий этап.

  1. Выяснение с детьми, куда могли пропасть листья?
  2. Что произошло с пищевыми отходами?
  3. Обсуждение результатов исследования.

Мы в апреле мусор взяли, 
На участке закопали.
И чего там только нет!
Есть обёртки от конфет,
Есть кожурки от картошки,
Апельсиновых немножко,
Целофана есть немало,
Даже банка из металла,
И бутылка из пластмассы!
Мы узнать решили это!
Ну во что вся эта масса 
Превращается за лето?!
Лето целое прождали,
В сентябре всё раскопали…

Дети делают свой вывод по исследуемому проекту.

Серёжа С.: “От апельсиновой кожуры. От картошки ничего не осталось, всё исчезло в земле”.

Юля М.: “ Банка заржавела, пакеты и стекло такие же и остались.”

Вывод: природные объекты перерабатываются естественным путём, искусственные – нет.

http://50ds.ru/img/_3MO11MJJ5.gif

  1. Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
  2. Знакомство родителей с результатами исследований.
  3. Семинар-практикум для родителей “Игрушки из отходов”
  4. Оформление эскиз схемы “Что происходит с мусором?”

Заключение: В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.

Помните:

Бумага брошенная вами будет лежать более 2-х лет.

Консервная банка – более 30 лет.

Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.

Стекло – 1000 лет.

Литература:

1. Грехова Л.И. “В союзе с природой”.

2. “Дошкольное образование” №16-2001г.

3. Мереньянова О.Р. “Формирование у детей основ экологической культуры”

4. “Начальная школа” №7-2001г.

5. Николаева С.Н. “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....