Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Работа содержит конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников и презентацию по данному конспекту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Венёвское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Федотова Наталья Александровна - воспитатель

     

План – конспект  познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема. «Полезные ископаемые»


Цель. Формирование у детей представления о подземных богатствах.

Задачи.

Обучающие: 

     -освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

а) причинно-следственных

б) схематизации, символизации связей и отношений между предметами окружающeгo мира

Развивающие:

     - развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

     -развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений

     -способствовать формированию интереса к исследуемому объекту

Воспитывающие: 

-воспитывать трудолюбие, уважение к окружающему миру природы

О.О «Познание»

     -Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

     -Показать разнообразие объектов неживой природы. Учить детей анализировать, делать выводы.

     -В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины и песка.

     -Предоставить детям возможность самим найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы

О.О «Коммуникация»

     -стимулировать самостоятельное формулирование выводов при проведении опытов

     -развивать речь как средство общения, формировать умение работать в парах

 Демонстрационный материал.

Ноутбук.

Мультимедийная установка.

Презентация «Полезные ископаемые»

 Глобус

2 Воронки

2 пластиковых стакана тонких

2 салфетки

вода в кувшине

Фланелеграф

Человечки - символы

Символы ПЕСОК+ГЛИНА

Лоток

2 прозрачных стакана (жёстких)

Символы воды для фланелеграфа

Ёмкость с мокрым песком

Ёмкость с сухим песком

Ёмкость с глиной

2 листа бумаги

Ёмкость с водой для смачивания бумаги

Поднос с материалами для изготовления песочных часов: бутылки, крышки, скотч, ножницы

Весы  с чашкой

Ёмкость для складывания использованной посуды

Раздаточный материал:

Подносы , на них стаканчики с песком, с глиной; карандаш

Коктейльные трубочки

Тарелочки с песочной и глиняной «колбаской» (изготовляются накануне)

Салфетки, чтобы накрыть 1-поднос,  2-песок,глину,  3-

Клеёнка для работы на ковре

Символы песок – глина для рефлексии  

Просмотр презентации.

Дети сидят на стульчиках, перед ними экран мультимедийной установки.

СЛАЙД №1- заголовок

Воспитатель. Наш земной шар очень богат. Вот глобус. Мы с вами знаем, что глобус – это модель земного шара. Я хочу вам рассказать не обо всех земных богатствах, а только о тех из низ, которые есть в нашей стране, вот, примерно здесь. (показ на глобусе)

Что же такое – богатство?

 Часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах Земли хранятся и другие богатства. Сегодня мы поговорим об этих, богатствах, которые находятся глубоко под землёй.

СЛАЙД № 2

Воспитатель. 

 Вот драгоценности, они очень красивые.

Где они находятся в природе? (под землёй)

Людям приходится с большим трудом их добывать. А как добывают, или достают то, что находится под землёй? (выкапывают). 

Поэтому их называют – ископаемые. Они очень нужны людям, полезны, поэтому говорят – полезные ископаемые.

А ещё их можно назвать  по-другому – сокровища земли, кладовая земли, хранилище земли.

В разных частях Земного шара находят разные ископаемые, а мы рассмотрим, какие полезные ископаемые добывают на территории нашей страны.

СЛАЙД №3

 Воспитатель. Это коллекция  полезных ископаемых, которые люди используют в хозяйстве. Большинство полезные  ископаемые твердые, похожи на обычные камни. Места, где в глубинах залегают полезные  ископаемые, называют месторождениями.

СЛАЙДЫ № 4, № 5

Воспитатель. Месторождения могут выглядеть так.

СЛАЙД № 6

Воспитатель. Порой на поверхности земли ничего не видно, учёным приходится много работать, чтобы определить, где найти полезные ископаемые.

 СЛАЙД № 7

Воспитатель. Это песок.  Так выглядит песчаный карьер. Песок используют в строительстве, для изготовления стекла  и зеркал.

СЛАЙД №8

Воспитатель. Это глина. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки. Наша Россия очень богата песком и глиной.

СЛАЙД № 9

Воспитатель. Это железная руда. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.

СЛАЙД № 10

Воспитатель. На заводе  в больших печах по переработке руда плавится. А из руды выплавляют разный металл - чугун, сталь, например.

 СЛАЙД № 11

Воспитатель. Из металла делают очень многое; от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей.

СЛАЙД № 12

Воспитатель. Это гранит. Он очень твёрдый, бывает разных цветов.

 

СЛАЙД № 13

Воспитатель. Гранит  издавна используется при строительстве и сооружении памятников.

 СЛАЙД № 14

Воспитатель. Это торф, образуется торф на болотах. Его собирают с помощью специальных торфяных комбайнов. Торф очень полезен для растений, поэтому  его используют как удобрение. Им можно топить печи, потому что торф при горении даёт много тепла и хорошо согревает дом.

 СЛАЙД № 15

Воспитатель. Это каменный уголь. Уголь  залегает и глубоко под землёй, и на её поверхности. Уголь добывают в шахтах. Добыча угля - нелёгкий труд.  Профессия человека, который трудится в шахте называется шахтер. Угля людям нужно очень много, поэтому его на поездах везут в разные концы страны.

 СЛАЙД № 16

Воспитатель. Каменный уголь используют  как топливо. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него делают краски и разные пластмассовые изделия.

СЛАЙД № 17

Воспитатель. Это нефть. Она чёрная, жидкая, маслянистая, находится глубоко под землёй. Нефть добывают с помощью специальных буровых установок. Для чего же она нужна? Из нефти делают топливо для всех видов транспорта. Без топлива не сможет отправиться в путь ни самолёт, ни поезд, ни автомобиль, ни трактор, ни космический корабль.

СЛАЙД № 18

Воспитатель. Земные богатства помогают делать замечательные рисунки. В таком карьере добывают мел. Затем он превращается в хорошо знакомые нам мелки, цветные и белые. Он используется при изготовлении таблеток, витаминов, косметики.

СЛАЙД № 19

Воспитатель. Посмотрите, ребята, на хорошо знакомый нам предмет – пакет соли. Как же сюда попала соль? Соль – тоже ценное полезное ископаемое. Её добывают в таких карьерах. Все эти и многие другие вкусные блюда было бы невозможно приготовить без соли.

СЛАЙД № 20

Воспитатель. Это драгоценные камни - алмазы, изумруды, сапфиры, рубины. Их  добывают в горах, в воде, под землёй.

СЛАЙД № 21

Воспитатель. Из них делают украшения: браслеты, колечки и многое другое.

 СЛАЙД № 22

Вот какая богатая  наша страна! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют.  Изучают полезные ископаемые учёные, исследователи.

Переход к опытнической деятельности

Воспитатель. Мы с вами тоже сегодня станем исследователями. Наша лаборатория к работе готова, но нам необходимо  защитить свою одежду, потому что во время работы в лаборатории мы можем испачкаться. Вот специальные фартуки, которые не боятся ни воды, ни грязи.

(Надеваем фартуки, сделанные из полиэтиленовых пакетов, проходим за столы)

ОПЫТ 1. Исследование плотности и водопроницаемости материалов.

Устанавливаем 2 воронки в прозрачные пластиковые стаканы. Воронки выстилаем тканью. Наполняем одну воронку песком, другую глиной, уплотняем. Наливаем в воронки воду.

Вопрос к детям: почему песок пропускает воду, а глина нет?

Выслушиваю предположения детей, затем предлагаю представить частички песка (песчинки) и частички глины в виде человечков.

Моделирование на фланелеграфе: устанавливаем 2 символа: песок и глина. Плотность песка и глины изображаем с помощью человечков.

Вывод: глина плотнее песка. Её частички сильнее связаны между собой.

ОПЫТ 2. Исследование плотности материалов.

Самостоятельная работа с материалом.

Делаем попытку проткнуть карандашом (незаточенной стороной) песок, затем глину.

Вопрос к детям: почему сквозь песок карандаш проходит заметно легче, чем сквозь глину?

Снова обращаю внимание детей на фланелеграф, где отображена плотность веществ.

Вывод: частички глины плотнее связаны между собой, поэтому сквозь глину карандаш проходит труднее, чем сквозь песок.

ОПЫТ 3. Сравнение веса сухого и влажного песка.

Насыпаем в  одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок. Сравниваем: какое ведёрко тяжелее? Результата проверяем на весах, наблюдаем за отклонением стрелки. 1 ребёнок фиксирует результат первого взвешивания на модели весов. Сравниваем результаты двух взвешиваний.

Промежуточный вывод: мокрый песок тяжелее сухого.

Вопрос к детям: попытайтесь догадаться, почему мокрый песок тяжелее сухого. Покажи на схеме - человечках, куда «забралась» вода в песке (в промежутки между «человечками»)

Вывод: мокрый песок тяжелее сухого, потому что к нему добавляется вода.

ОПЫТ 4. Клеящие свойства воды.

На демонстрационной дощечке 2 кучки песка: влажный и сухой.

Вопрос: какой песок легче сдувается ветром –   влажный или сухой?  

Эксперимент: подуть на песок сквозь трубочку.

Промежуточный вывод: сухой песок сдувается легче.

Вопрос к детям: почему сухой песок сдувается легче? Чем склеены частички влажного песка?

Вывод: вода способна «склеивать » песчинки.

 

Дополнительный  эксперимент «Клеящие свойства воды»

Подходим к доске. Делаем попытку приклеить к доске сухой лист бумаги, он падает. Смачиваем лист в воде – приклеивается.

 Вопрос к детям: как долго вода сможет удерживать лист бумаги? (до высыхания)

ОПЫТ 5. Хрупкость глины и сыпучесть песка.

Индивидуальная работа с материалом.

У детей – заранее слепленные и высушенные «колбаски» из песка и глины.

Эксперимент: взять в руки глиняную «колбаску», затем попытаться взять в руки  «колбаску» из песка. Ударить по куску сухой глины и сравнить рассыпавшиеся частички с песком.

Вопрос: почему рассыпалась фигурка из песка? Почему вода её больше не склеивает?

Вывод. Песок становится сыпучим, когда вода высыхает. Глина при высыхании воды становится хрупкой.

Упражнение «Хрупкость и сыпучесть» - физминутка

Воспитатель. Представьте себе, что вы становитесь то сыпучим песком, то хрупкой глиной.

 (по сигналу «Песок» дети «рассыпаются» - разбегаются по групповой комнате; по сигналу «Глина» - «ломаются», изображают хрупкость) 

 

ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

«В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: по короткой, но глинистой или длинной, но песчаной. Все выбрали длинную. Только Саша пошел по короткой. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду, сели обедать - и только тогда появился Саша, мокрый, грязный, сердитый. Почему Саша так долго добирался до дома? Ведь он пошел по короткой дороге... А какую до рогу выбрали бы вы в солнечный день, после дождя? Объясните почему».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(Садимся с детьми в круг на ковре. Перед нами расстелена клеёнка и приготовлено необходимое оборудование.)

Изготовление песочных часов

Постановка проблемной задачи: у нас в группе есть песочные часы. Они очень удобны, но пользоваться ими опасно, поскольку сделаны они из стекла. Нам нужны безопасные в использовании часы.

Задание: посмотрите на поднос с набором предметов и придумайте, из чего можно сделать песочные часы.  (из пластиковых бутылок)

 Аналитическая задача:

1. Рассмотреть песочные часы. Проанализировать их строение.

2. Составить схему строения песочных часов (на фланелеграфе)

Совместная деятельность воспитателя и детей: изготовление песочных часов.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, вспомнить, какие свойства песка и глины мы сегодня исследовали. Вот, на тарелочках, приготовлены символы – песок и глина. Тот, кто вспомнит и назовёт какое-либо свойство этих материалов, может взять соответствующий символ и положить его перед собой.  

(Дети высказываются и выкладывают символы. В конце обращаем внимание на количество символов, делаем вывод: как много свойств песка и глины мы исследовали, узнали много нового о хорошо знакомых веществах)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полезные ископаемые Подготовительная группа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание

В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...

познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Муравьи"

Экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмо...

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Такой белый и коварный…»

laquo;Такой белый и коварный…»Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников...