Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей на тему: «Пришла к нам осень золотая»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шакурова Валентина Павловна

Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ, что растения и животные приспосабливаются к этим изменениям. Показать детям что ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) и создает для них хорошие условия жизни, совершает добрые дела, любит и помогает природе и его можно назвать юным экологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_prishla_k_nam_osen.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Конспект образовательной деятельности

по экологическому воспитанию детей

на тему: «Пришла к нам осень золотая»

подготовила

воспитатель Шакурова

Валентина Павловна

2015 г.

Программное содержание:

  1. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ, что растения и животные приспосабливаются к этим изменениям.
  2. Показать детям что ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) и создает для них хорошие условия жизни, совершает добрые дела, любит и помогает природе и его можно назвать юным экологом.

Материалы к занятию:

Стихотворения об осени, дидактические игры «Чудо – дерево» и «Тучка» (сделаны воспитателем группы), картинки перелетных и зимующих птиц и диких животных, картинка с изображением свиристели и барсука, венки из осенних листьев, обручи, раздаточные плоскостные фигурки с изображением перелетных и зимующих птиц, грамзапись П.И.Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь»).

Предварительная работа:

- наблюдение в природе,

- слушание музыки,

- чтение и заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия:

Восп-ль: Послушайте загадку и скажите о каком времени года в ней говорится.

                «Пришла без красок и без кисти

                И перекрасила все листья»   (осень)

Восп-ль: Сколько месяцев длится осень?

Дети: Три

Восп-ль: Назовите осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп-ль: Какой месяц идет сейчас?  

Дети: Октябрь

Восп-ль: Октябрь – это «расцвет» золотой осени. Вокруг все красиво! Природа радует нас яркими красками. Листопад в разгаре: по ветру плавно летят желтые, красные, расноцветные листья.

                 Осень на опушке краски разводила,

                 По листве тихонько кистью проводила.

                 Пожелтел орешник, и зарделись клены,

                 В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

                 Утешает осень:

                                          - не жалейте лето!

                 Посмотрите – роща золотом одета!

                                                                           З. Федоровская

Восп-ль: А наше дерево не хочет порадовать нас. Стоит сухое уже, засохшее. Поможем ему, чтобы оно нас порадовало и порадовалось вместе с нами.  Как вы думаете как же ему помочь? (ответы детей)

Дети: Его нужно полить.

Восп-ль: Чтобы наше дерево порадовало нас яркой листвой давайте позовем в гости «волшебную тучку». Из нее прольется волшебный дождик, напоит водой наше дерево и тогда оно нас порадует листвой. А для того, чтобы пошел дождик. Давайте вспомним приметы осени.

(Дети поочередно называют приметы осени и вывешивают под тучку дождинки)

Восп-ль: Вот, ребята, и дождик прошел, а листочки все не появились. Наверное дерево хочет, чтобы мы еще что-то сделали. Сейчас я спрошу у дерева, что оно хочет.

Восп-ль: Наше чудо – дерево хочет, чтобы мы рассказали о добрых делах, которые можно сделать для природы.

Восп-ль: А что такое добро?

  • Добро – это такие дела и поступки людей, от которых другим людям становится хорошо, радостно, приятно.
  • Добро – это забота о других.
  • Добро никого не обижает и ничего не разрушает.
  • Добро все равно что солнышко: от него все сияет, оживает, растет.

Всем становится радостно и весело.

Восп-ль: Люди, которые заботятся о природе, изучают ее помогают ей называются экологами. А дети, которые любят природу, стараются сделать добрые дела природе, помогают растениям и животным, заботятся о них называют юными экологами. Хотите быть юными экологами? Давайте тогда вспомним как мы заботимся о деревьях.

Восп-ль: Какие добрые дела мы можем сделать для нашего «чудо–дерева»

Дети: Полить, обрезать сухие ветки, окопать, замазать раны, подвязать тяжелые ветки, подвязать сломанные ветки, повесить скворечники, повесить кормушки, подсыпать к корням снег и листья, еще раз полить.

Восп-ль: Посмотрите, ребята, наше дерево ожило, на нем появилось много разноцветных листьев. Сухое дерево от нашей заботы и доброты стало «счастливым». 

Вот так и в природе вокруг нас: деревья, цветы, животные будут себя хорошо чувствовать, если мы к ним будем проявлять доброту и заботится о них.Они будут хорошо себя чувствовать и порадуют нас своей красотой и здоровьем.

Восп-ль: А чтобы наше «чудо – дерево» еще больше почувствовало нашу доброту и заботу о нем, давайте соберем ему еще листочков.

Физкультминутка.

                          Листья по ветру летят (побежали по кругу)

                          Кружатся, кружатся (кружатся)

                          И на землю тихо падают, ложатся (приседают)

                          Листопад, листопад (руки вверх, покачивание)

                          Закружилось все кругом (кружатся)

                          Мы листочки соберем (берут листья)

                          И из них венки совьем (становятся в круги)

Восп-ль: Подарите наши листики «чудо-дереву». (Дети вешают листья и садятся за столы)

До чего же хороша осень! Как вокруг все красиво! А вот у птиц и зверей осенью наступает «горячая пора».

В октябре покидают наши края последние перелетные птицы. На смену им прилетают гости с севера.

Игра «Зимующие и перелетные»

(Дети называют птиц, определяют к какому виду «зимующих или перелетных» они относятся и вывешивают фигурки перелетных птиц над «чудо – деревоо», а зимующих под редкие снежинки из «Тучки».)

Восп-ль: А сегодня я хочу познакомить вас с еще одной птицей, которая прилетает к нам с севера на зимний период.

(показ картинки «Свиристель»)

Восп-ль: Ребята, может быть кто-то знает как называется эта птица?

Свиристели очень любят зимние ягоды – рябину, калину, боярышник, можжевельник. Если урожай рябины хороший, свиристели могут прожить у нас до самой весны. Эти птички, найдя ягоды, так увлекаются едой, что забывают обо всем на свете. Тогда можно подойти к ним поближе и хорошенько их разглядеть. А как свиристели нарядны – настоящие красавицы! Перышки у них серо-голубые, грудки и хохолки – розовые, а крылышки полосатые. Еще они очень красиво поют – нежно, мелодично и немного печально. Когда свиристели кушают ягоды, то проглатывают их целиком, не расклевывая. Съеденная ими пища усваивается не полностью: часть ягод и плодов в непереваренном виде выделяется из организма и, попав в почву, дает полноценные всходы. В этом и состоит полезная роль свиристелей.

Восп-ль: Как готовятся к зиме дикие животные?

Заяц – в октябре заяц линяет и меняет свою летнюю серую шубку на белую. Летом у зайца шерстка редкая, а к зиме у него вырастает густой подшерсток.

Восп-ль: А еще интересно, что у зайцев появляется потомство три раза в год: весной – «настовики», летом – «травники», осень в октябре – «листопадники». У зайцев особое воспитание: родился зайчонок, мать один раз накормила его и убегает. А зайчонок будет сидеть спокойно где-нибудь в укромном уголке, пока не научится бегать. У зайцев главная защита – быстрые ноги. А мылыши бегать не могут. Вот матери и покидают их, чтобы своим запахом не привлечь хищников. Новорожденный зайчонок запаха не имеет. Затаившегося зайчонка, если он подобрал под себя лапки. Не учует никакой зверь. Что же касается голода, то новорожденный его не испытывает: желудок малыша наполнен жирным и питательным молоком. Пройдет несколько дней, и зайчонок выбежит из-под куста. Теперь он может бегать куда захочет.

Медведь. Медведь тоже готовится к зиме. Целыми охапками тащит сухие листья в свою берлогу и устилает ее.

Восп-ль: Послушайте стихотворение и расскажите о ком оно.

Золотой клубочек.

                     Загорелись, как пожар

                     На рябине кисти,

                     Катится навстречу шар

                     Из осенних листьев.

                                Ты его не узнаешь?

                                Приглядись-ка – это еж!

                                Золотым клубочком стал

                                Хитрый ежик колкий,

                                       Листья клена нанизал

                                       На свои иголки.

                                       Их несет к себе домой,

                        Стелет на кроватку,

                        Чтобы долгою зимой

                        Спать под елкой сладко.

                        Пусть ему навеют сны

                        Снежные метели,

                        Пусть проспит до весны

                        В теплой колыбели.    

Еж:  Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву себе на иглы. Встанет еж с охапкой листьев на спинке и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Еж не делает запасов на зиму. Когда наступят холода, он заберется в свой теплый и уютный домик и проспит до весны.

Восп-ль: А как к зиме готовятся лиса и волк?

Дети: ответы детей

Восп-ль: А сегодня я хочу вам еще рассказать об одном животном. (показ картинки) Как вы думаете кто это?

Дети: (если не узнают назвать)

Восп-ль: Барсук серо-коричнего цвета. На мордочке у него белая полоска. Осенью барсук чистит свою нору, а потом натаскивает внутрь свежих листьев и утеплившись, залегает на зимнюю спячку. Ноги у барсука маленькие короткие, поэтому если бы он зимой не спал, то завяз бы в снегу. Да и шубы у них не очень то теплые, того и гляди земерзнет зимой.

Восп-ль: А теперь давайте вспомним какие лесные звери залегают в зимнюю спячку?

Дети: Медведь, еж, барсук.     

Восп-ль: С какой новой птицей вы познакомились? О каком новом лесном жителе вы сегодня узнали?

(ответы детей)

Восп-ль: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо потрудились: помогли нашему «Чудо-дереву», не забыли и о птицах, и о лесных животных. Я думаю мы не забудем делать добрые делаи станем настоящими юными экологами природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей на тему: «Путешествие в весенний лес»

Формировать реалистические представления о лесе как об экосистеме.Расширять знания детей о растениях и животных, их назначении в жизни человека....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей на тему: «Уход за комнатным растением-фикусом»

Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях в уголке природы является основным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологическ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей на тему: "Путешествие в весенний лес"

ЦЕЛИ: 1. Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных лучей, становиться теплее, тает снег, проталины, изменяется одежда людей. 2. Показать связь изменений в неж...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по теме «В гости к осени»

конспект НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе по теме "В гости к осени"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Пришла к нам осень золотая» для детей второй младшей группы

Тема: «Пришла к нам осень золотая»Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный , жёлтый, зелёный, оранжевый; упражнять в рисовании ладошкой.Задачи: 1. Учить наносить гу...

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в осенний парк». Вос-ль :Анфимова Е.И. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г.Петрозавовдск.

Тема: «Экскурсия в осенний парк». Цели: Расширить, обогатить и систематизировать знания детей об осени.            Формиров...