Неживая природа. Каменная одежда земли.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство детей с телами неживой природы (камни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamennaya_odezhda_zemli.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим миром по теме:

"Неживая природа.

Каменная одежда земли"

Программные задачи:

•    продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

•    экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

•    расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

•    развивать у детей представления о самоценности природы;

•    воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

•    вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, книг, наборов открыток, марок. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов "Полезные ископаемые", "Охрана недр земли", "Заповедник камней", "Памятники неживой природы". Просмотр видеофильмов "Саяны", "Водопады", "Байкал", сказок П. Бажова, В. Волкова "Волшебник изумрудного города". Экскурсии в этнографический музей, музей Природы, в лес, на стройку, на речку.

Материал:

Плакаты, иллюстрации, картинки, "ящик ощущений", коллекция камней, карта-план комнаты, глобус, физические карты полушарий, луны, емкости с водой, молоток, краски, кисточки, салфетки.

Обогащение словаря:

Искусственный, шероховатый, гладкий, галька, облицовка, гранит.

Ход занятия

Беседа-рассказ "Камень".

У Земли есть каменная одежда. Там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы.

Вопросы: Кто из вас был в горах? Какими они бывают?

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, фотографий горных ландшафтов.

Многие камни из нашей коллекции - это как бы кусочки гор.

Задание: Найти и показать горы на глобусе, на физической карте полушарий.

Каким цветом показаны горы? Сложно ли найти камни?

В природе камней много, есть природные: гранит, гравий, мрамор, щебень и другие; и искусственные: керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты.

Вопрос: Где используется камень? Высказывания детей. Камень используется в строительстве набережных, мостов, для облицовки домов, фонтанов. Замечательную облицовку из мрамора мы видим на многих станциях в метро, вокзалах, во дворцах культуры, в музеях. Скульптор из камня высекает различные фигуры - скульптуры. Если каменная глыба большая, то каменщики из нее нарезают куски-блоки и укладывают один на другой - получается стена, колона моста. Это похоже на то, как мы складываем домик из кубиков. Из мелких разноцветных камней художники создают прекрасные изображения - мозаики.

Делают украшения для женщин, вазы, панно и многое другое. Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели - из них строят дома, здания, кладут печи. Рабочие, которые работают с камнем на стройке, называются каменщики.

Задание: Сравнить камни (природный и искусственный). Определить их прочность (твердые или хрупкие).

Работа с "ящиком ощущений".

Определить камни на ощупь и объяснить, по каким признакам вы это сделали (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.)

Задание: Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги).

Попробуем их на ощупь в воде и достанем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

Версии детей.

Игра "Мы геологи".

Найти по карте-плану комнаты спрятанные камни. Условное обозначение места камешков: символ

- гора. Рассказать, что нашли (искусственный, природный камень), описать свою находку: форма, цвет, размер, есть ли трещины, узоры, кристаллики (используя луну).

Самостоятельная работа с камешками "сувенир".

Роспись камней красками. По ходу работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, объясняя всем детям, что когда высохнут рисунки на камнях, мы их покроем лаком в свободное от занятий время.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»

Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности....

Исследовательский проект по естествознанию (неживая природа). Тема: "Небесные тела, влияющие на Землю".

Исследовательский проект по ознакомлению старших дошкольников с небесными телами- Солнцем  и Луной. Применение солнечной энергии на Земле, влияние приливов на нашу планету. Понятие времени- сутки...

Экологический проект. «Берегите эту землю»: (неживая природа).

Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошко...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"

Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязиЗадачи: Расширять представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;Сформировать целостный взгл...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"

В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" было проведено занятие по теме  "Живая и неживая природа" в подготовительной к школе группе .  Материа...