Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Емелина Татьяна Сергеевна

Конспект НОД в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_0.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект  НОД

                 в подготовительной группе 

                                на тему:

«Путешествие в историю Древней Руси»

Программное содержание:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

4.Закреплять умение детей творчески использовать в изобразительной деятельности знакомые им нетрадиционные техники исполнения.

5.   Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; летопись,  богатырь.

 6.Развивать творческие способности детей.

7. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, к истории возникновения России, любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Материал к занятию: русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня,  иллюстрации о богатырях, репродукция картины Васнецова «Три богатыря», щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, магнитофон, аудиозапись былины.

Предварительная работа: чтение книг: И. Никитина “Русь”, былины о богатырях, « История России для детей». Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками.

Ход НОД:

 Дети вместе с бабушкой Маланьей под русскую – народную песню “Ах, ты степь, широкая” змейкой заходят в зал и приветствуют гостей.

Тетушка Маланья:  Детушки, посмотрите, там, в дальнем-далеке виднеется Родина. Нравится она вам? Эх, оседлать бы Сивку – Бурку, взлететь к самым небесам и окинуть взором нашу великую Русь - матушку. Так и хочется воскликнуть: “Ух, красотищи – то сколько!” Как же нам досталось такое невиданное богатство? Именно, об этом мы сегодня и узнаем из нашего путешествия. Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Древней Руси?

Дети: Да.

Тетушка  Маланья: Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). Детушки, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано.

Кто прямо пойдет,

Тот Древнюю Русь попадет! (на старославянском языке).

Тетушка Маланья: Вы все поняли, о чем здесь написано?

Дети: Нет.

Тетушка Маланья: Почему?

Дети: Это старославянские слова. Так говорили и писали наши предки.

Тетушка Маланья: Правильно, так раньше говорили и писали наши предки. Детушки, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице “Медленнее идешь – быстрее придешь”. Но сначала давайте посмотрим на карту (показывает) и узнаем, откуда пошла земля Русская. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

Дети: Славяне.

Тетушка Маланья: Правильно, славяне. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Днепр (показать на карте). Как вы думаете, как им тогда жилось?

Дети: Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.

Тетушка Маланья: Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?

Дети: Мы обо всем узнали из летописи и  былин.

Тетушка Маланья:  Расскажите, что такое – летопись?

Дети: Летопись – это произведение, где монахи описывали, как наши предки жили в древние времена.

Тетушка Маланья: Совершенно верно. Летопись – это древнее историческое произведение, в которой по годам или летам (отсюда и название – лето или год) описывалось все, что происходило на русской земле в древние времена.

Тетушка Маланья: Расскажите, что такое былины?

Дети: Былины это русские народные песни о подвигах богатырей. Былина – старина, “старинушка”, о действие происходящем в прошлом.

Тетушка Маланья: Кто сказывал былины?

Дети: Былины сказывал певец в Древней Руси.

Тетушка Маланья: Я предлагаю вам послушать отрывок из былины. Вспомните как она называется? О ком эта былина?

Слушание былины в аудиозаписи.

Дети: Былина называется « Илья Муромец».

Тетушка Маланья:  Каких еще богатырей вы знаете?

Дети: На Руси еще были богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка…

Тетушка Маланья: Для чего нужны были богатыри?

Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.

 Показ картины «Богатыри»

Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова.

 Тетушка Маланья: Как одевались богатыри?

Дети: Одежда богатырей состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – брамица. На ноги они надевал поножи, а на руки – поручи.        

А как называется снаряжение богатыря?

 (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

2. Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?                 

Тетушка Маланья: Молодцы, много знаете про богатырей. А сейчас узнаем про их заботы.

(на фоне музыки звучат слова: “Нет, не перевились еще богатыри на земле русской”.

Мальчики:

Наша сила велика

И крепка у нас рука.

Ты, вражина, убирайся,

А не то намнем бока.

(Под музыку “Богатырская наша сила” мальчики пляшут с мечами и щитами в середине пляски к ним присоединяются с платочками девочки).

В конце пляски девочка говорит слова:

Мы платочки вышивали,

Встречи с вами ожидая.

Вас защитники Руси

Благодарим от всей души.

Девочки дарят платочки “богатырям”, а взамен получают мечи и вместе уходят.

Тетушка Маланья. Не только платочки дарили богатырям. Красивые вышитые узорами рубахи дарили богатырям матери,  сестры или невесты.  Она сопровождала богатырей во всех дальних походах на ворога. Вот мы и узнали как, готовятся богатыри к защите своей Родины.

Как вы думаете, как же простые люди становятся богатырями?

Дети: нужно много тренироваться; нужно учиться бить врагов; нужно быть здоровым и умным.

Тетушка Маланья. Я с вами согласна. Богатырями не рождаются, богатырями становятся! И это происходит по-разному Можно быть сильным, но трусливым. А можно быть слабым, но очень любить свою Родину, свой народ и тогда родная земля сделает тебя богатырём.

Тетушка Маланья. Ну что же детушки  есть у нас доспехи,

а что же еще нужно настоящим богатырям?

Дети: Богатырю нужен настоящий богатырский конь.

Тетушка Маланья. Я предлагаю вам отправиться в творческую мастерскую, в которой мальчики  изготовят  для себя настоящего  богатырского коня, а девочки  вышьют для них красивую русскую рубаху. Вы согласны? Тогда проходите  и усаживайтесь.

Но прежде чем начать работу давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).

Дети выполняют работу.

Тетушка Маланья. Хорошие  у нас получились работы.  Я предлагаю девочкам подарить  рубахи.

Итог занятия

Где вы сегодня побывали?

Что нового узнали?

Что вам особенно понравилось в путешествии?

Что вам запомнилось?

Надеюсь, что в будущем наши мальчики будут настоящими защитниками нашей Родины. А наше путешествие по Древней Руси подошло к концу.

Дети вместе с тетушкой Маланьей под музыку выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в историю Древней Руси

Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси....

ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ. "КАК ИЛЬЯ МУРОМЕЦ БОГАТЫРЕМ СТАЛ"

Современным дошкольникам мало что известно о быте  и истории Древней руси. А ведь это знакомство может послужить основой для патриотического воспитания, развития социально-коммуникативных качеств...

Конспект НОД "Путешествие в историю книг"

Конспект НОД в подготовительной  группе...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Конспект занятия на тему: "Быт Древней Руси"

Конспект для занятия с детьми для детей старшего дошкольного возраста....