Конспект занятия на тему: "Быт Древней Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект для занятия с детьми для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Быт Древней Руси»

Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.

Развивающие:

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы;

 -расширять словарный запас по теме;

 - обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун и т. д.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

- приобщать к культуре своего народа.

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудованиемини-музей «Русский народный быт», мини-музей «Русская изба», самовар, деревянные ложки, записи русских народных мелодий.

Вводная часть занятия:

(Звучит музыка, в группу заходят дети, встают в кружок)

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой вы живёте?

Дети: Россия.

Основная часть занятия:

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

(Дети садятся на лавочку)

Воспитатель: Я приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскуюстарину древнюю.

Воспитатель: А вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Потому что все строили из дерева.

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

Такие дома называли избами. И всё -то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. А как вы думаете, что главное в деревенской избе? Но прежде, чем вы ответите, послушайте загадку:

Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала. (Печь.)

Воспитатель:

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Были печи с трубой, которая выходила на крышу. Такая печь топилась по белому, и в избе не было дыма. Были в избах и печи, которые топились по-чёрному. Трубы не было, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы, в которых топились печи по - чёрному назывались «курные» или «черные», из-за копоти от дыма, и такие печи перестали делать, после того, когда научились делать русские печи.

Воспитатель: Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы, мы сейчас узнаем:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя. С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее (пословица). А сейчас, ребята, послушайте следующую загадку:

Что хозяйка в печку ставит?

Кто из вас ребята знает? (Чугунок)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок? А чтобы узнать ответ на этот вопрос, послушайте внимательно еще одну загадку:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами или вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился. (Горшок)

Воспитатель: Хоть горшок один да сам себе господин, без него никуда. (пословица)

В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленьких до больших. Следующий предмет- помощник:

Всех кормлю, а сама безротая. (Ложка)

Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили чугунок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой.

А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

(Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени мои сени». Двое детей играют на ложках.)

 Физминутка.

Дети встают на ноги, приплясывают и хлопают артистам.

Воспитатель: Ребята, долгими зимними вечерами хозяйки с помощью этого предмета пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Послушайте о нем следующую загадку:

Чем больше я верчусь,

Тем, тем больше я толстею. (Веретено)

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает. (Прялка)

Воспитатель: Дети, а в старину ещё были сундуки. Сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, а под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что это за место в избе? Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. А какие предметы находились в красном углу?

Дети: стол, лавки.

Воспитатель: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

Все званные гости сходились в новую избу к обеду, пиршество заканчивалось к вечеру с большими проводами гостей.

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Ребята, а хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня- ухват….

(Ребята называют по очереди старинные слова)

Заключительная часть занятия:

Что нового узнали о быте крестьян на Руси?

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни?

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Самый древний и полезный фрукт"

Познавательное занятие по экологическому воспитанию детей старшей группы...

Конспект занятия кружка "Путешествие к древним. Роль огня"

В занятии  используется презенрация "Путешествие в прошлое", интерактивная игра.Дети знакомятся с бытом древних, рассуждают о том, кем был огонь для древних - враг или друг.  По ходу занятия...

Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе...

Презентация на тему: Оружие Древней Руси.

Данную презентацию можно использовать, как наглядное пособие, отражащее различные виды оружия, которые использовали богатыри....

Конспект нод для кружковой работы (2 занятия) на тему "Традиционные промыслы Руси: от гжели до мезенской росписи".

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)Задачи:Образовательная 1. Обобщить знания детей о рус...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Быт Древней Руси»

Конспект открытого НОДпо нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшей группына тему: «Быт Древней Руси»Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской сем...