Конспект НОД «Путешествие по мифам Древней Греции» (части 1и 2)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бодрова Оксана Николаевна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_mify_dr._gretsii_2chstaya_kukly.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие по мифам Древней Греции» (часть II)

1. Познакомить детей с понятиями «миф», с образным языком мифов, С некоторыми их героями, с древнегреческой культурой. Учить осмысливать идею мифа.

2. Развить эстетический вкус, интерес к историческому прошлому народов, пополнение словарного запаса детей: миф, Эллада, Эллины, Олимп, скульптура, амфора, Гея, Афродита, Прометей, Зевс. Развивать музыкально-творческие способности детей,

3.  Воспитывать интерес к истории, мифам и легендам древних народов

Действующие лица:

рассказчики - воспитатель, музыкальный руководитель.

Прометей. Эпиметей, Зевс. Пандора - дети.

III. Музыкальный руководитель

-Ребята, посмотрите, у меня на столе разложены предметы: камешки, дудочки, деревянные палочки, колокольчики, свистульки из глины. Как вы думаете, для чего они мне здесь нужны?

Ребёнок

-Можно, с помощью этих предметов, сыграть красивую музыку.

Музыкальный руководитель

-А мы сыграем не только красивую, но и греческую музыку!.

Звучит фонограмма греческой народной музыки № 4.

{Дети играют на различных инструментах, музыкальный руководитель играет на флейте).

IY. Воспитатель

(Обращает внимание детей и гостей на макет древнегреческого театра).

- А теперь мы оказались в древнегреческом театре.

Дети встают и неторопливо (группами, тихонько разговаривая, перенося глиняные фигурки ближе к театру и садятся на скамьи (возле театра).

Воспитатель

-В то время в Греции театры строили под открытым небом. Наш театр находится на 6epeгу моря. Видите, здесь песочек, камни.

Дорогие гости, сейчас мы покажем небольшую сценку из греческого мифа.

«История о Прометее, его брате Эпиметее и ящике

Пандоры».

Музыкальный руководитель

-Земля родилась из хаоса сама собой. (Вопрос) Как называется земля по-гречески' (Гея). Раз есть земля, появилось и небо - Уран. От Урана и Геи родились остальные бог от них пошли звёзды, солнце, луна. реки. моря. горы.

Воспитатель

-Шло время, царём всех богов стал Зевс. Он был хорошим царём: справедливым, любил порядок и красоту, всем богам он нравился. Боги жили на Олимпе весело и спокойно. На земле тогда было красиво, но как-то пусто. И Зевс придумал населить землю разной живностью. Он приказал двум братьям-богам. Прометею и Эпиметею. вылепить глины людей и животных. Зевс дат братьям глину, а в придачу шерсть, зубы, когти, pога волосы. Прометей был умный, он стал лепить человека. Лепил не спеша, аккуратно, осторожно и с любовью. А когда оставил фигурки сохнуть на солнышке, увидел, что Эпиметей уже вылепил целый зоопарк. Звери у нею были с рогами, клыками, в космат шкурах, с хвостами. Они говорить не умели, но зато, быстро бегали. Кусались, царапал и не мёрзли от холода. Зевс

Зевс

-Не плохо получилось! (и дунул на глиняные фигурки - они ожили и зашевелились).

Прометей

Покачал головой: «Ай-яй-яй! Мои-то человечки голые, беззащитные и слабые! Им придётся прятаться в пещерах, питаться травой и желудями».

Воспитатель

-Жалко было Прометею на это смотреть, ведь такие красивые люди получились, и он придумал дать людям того, что заменит и хобот, и клыки, и шерсть. Такого у зверей нет.

Прометей

-Разум — ВОТ ЧТО Я ИМ дам! (Поднял указательный палец на лоб)

Воспитатель

-Он пробрался в кузницу бога Гефеста. вынес оттуда горящую головешку и отдал её людям. Это была не простая головешка, а божественный огонь разума. Люди сразу же поумнели: они стати греться у костра, варить пищу, шить одежду, строить дома. Они научились пахать, сеять, читать, писать.

Воспитатель

-Рассердился Зевс на Прометея за то. что он дал людям разум и приковал к высокой скате. А людей, за то. что они гордились тем какие они стати умными, решил наказать хитрым способом. Он приказал вылепить из глины самую красивую девушку, оживил её. Назвал Пандорой и отдал Эпиметею в жены. Пандора была лживая и коварная.

Зевс

Вот этот? Конечно, не трону, раз ты не велишь! А что там такое?

Зевс

-Вот она и накажет людей!

Эпиметей обрадовался, что ему такая красавица досталась, не насмотрится на неё.

А когда ему пришлось отлучиться из дому, он сказал своей жене:

Эпиметей

-Всё здесь твоё, Пандора, бери что хочешь, только вот этот ящик не трогай!

Пандора

-Вот этот? Конечно, не трону, раз ты не велишь! А что там такое?

Эпиметей

Сам не знаю! Мне велено не трогать, а то беда случится!

Пандора

Хорошо, не буду ящик открывать. Поскорее возвращайся!

Воспитатель

-Но едва Эпиметей вышел за порог, как Пандора бросилась к ящику и открыла его. Что-то со страшным воем вылетело из ящика и вырвалось из окна. Пандора испугалась и скорее захлопнула крышку. Но было поздно: В ящике хранились болезни, обманы, тяжкий труд, голод, зло. страдания. Прометей собрал их по всей земле и спрятал у брата, чтобы они не мешали людям жить. Теперь болезни, обманы, голод и страданья снова стали жить среди людей.

А слова «ящик Пандоры» стали обозначать тайную опасность. Давайте вспомним русскую народную пословицу, которую здесь можно применить.

«Не буди лиха, пока оно тихо!» Из Древней Греции мы перенесёмся в наши дни.

Греческую музыку любят во всех странах. А вы знаете, какая самая популярная музыка в современной Греции?. СИРТАКИ. Когда в Грецию приезжают гости, из других стран, греки приглашают гостей в большой круг. Таким образом, они выражают любовь, заботу, гостеприимство к своим гостям. Ребята, давайте покажем нашим гостям танец «СИРТАКИ».

Греческий танец «Сиртаки»

Звучит фонограмма греческой народной музыки № 5

Музыкальный руководитель

-Ребята, приглашайте всех наших гостей в круг, мы постараемся ощутить чудесную музыку всем телом: руками, ногами.

-А в других странах обычаи гостеприимства выражаются по-разному. Например, у нас в России гостей встречают с хлебом-солью.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано русскую народную мелодию.

В зал входит девочка в русском сарафане, несёт каравай на подносе и с поклоном останавливается перед гостьей - Передаёт ей поднос.

Музыкальный руководитель (детям)

-Мы с вами познакомились с некоторыми Древнегреческими мифами, узнали много нового: послушали греческую музыку, надевали греческую одежду, теперь вы знаете, что богов в Элладе было много - главных и не главных. Вы, ребята, узнали много новых слов.

-Мы надеемся, что нашим гостям было уютном. гостеприимно!

-До свидания! Мы будем рады, если вы придёте к нам ещё! (Дети уходят из зала).

Воспитатель (обращается к гостям)

-Гости дорогие, давайте с вами снова встанем в круг и поиграем в детскую игру

«Вспомни всё, что узнали на занятии».

Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки № 6

Описание игры: в кругу воспитатель с плоскостной амфорой в руках, проходит мимо каждого участника с поклоном. С окончанием музыки, перед кем остановилась, тот должен ответить на вопрос. Если ответит, воспитатель наклоняет амфору в сторону открытых ладоней гостьи: «Вкусите напиток богов «АМБРОЗИЯ», или «О г богини мудрости - Афины примите «Багаж знаний».

Вопросы для игры:

1. Назовите любимых греческих богов и богинь:

Афродита - богиня любви.

Зевс громовержец - бог неба.

Афина - богиня мудрости.

2. Как называли свою одежду греки? (туника).

3. В какой стране появились первые спортивные соревнования? (в Греции).

4. Как Зевс наказал Прометея? (приковал к стене)

5. Что находилось в ящике, который открыла Пандора?

6. Как будет по-гречески «Земля?» (Гея)

7. Что означает по-гречески имя «Пандора?» (наделенная всяческими подарками)

8. Как в древности называлась греческая страна? (Эллада)

Конспект занятия с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие по мифам Древней Греции» (часть I)

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями «миф», с образным языком мифов, С некоторыми их героями, с древнегреческой культурой. Учить осмысливать идею мифа.

2. Развить эстетический вкус, интерес к историческому прошлому народов, пополнение словарного запаса детей: миф, Эллада, Эллины, Олимп, скульптура, амфора, Гея, Афродита, Прометей, Зевс. Развивать музыкально-творческие способности детей,

3. Воспитывать интерес к мифологии, истории человечества. Воспитывать интерес к истории, мифам и легендам древних народов.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Предметные изображения: амфоры, скульптуры, туники.
  • Теневой театр.
  • Гипсовая скульптура «Женская фигура».
  • Детские работы - пластилиновые фигурки человечков, амфоры.
  • Художественные иллюстрации, репродукции.
  • Предметы для шумового оркестра: флейта, дудочки, камни, колокольчики и др.

                                                  Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель

- Давным-давно была такая страна Древняя Греция. В ней были высокие горы, зелёные леса, тёплое море и много-много солнца

I. ТЕНЕВОЙ ТЕАТР: горы, дом с колоннами, растительность.

Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки. № 1

Воспитатель

- Жители называли свою чудесную страну Элладой, a себя - эллинами. Ребята, Повторите слово ЭЛЛАДА (повторяют). Они строили красивые дома с колоннами, из мрамора вырезали скульптуры. Эти ску льптуры были так красивы, что их впоследствии покупали в других странах. Ребята, повторите слово СКУЛЬПТУРА. Молодцы! Из глины греческие мастера делали очень красивые амфоры с рисунками. (Обращается к гостям): обратите внимание на работы наших детей. (Выставка детских работ)

Людям хорошо было там жить, потому что в Древней Греции всегда было лето. Сейчас мы покажем, какую лёгкую одежду носили в то время эллины.

Фонограмма греческой народной музыки. № 2.Демонстрация одежды

Звучит тихая греческая музыка, дети проходят по залу. Их движения соответствуют «статусу»«положению» характеру дачного героя.

Воспитатель

Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки № 3

- Древние греки сочиняли удивительные истории о богах и героях. Эти история называются МИФАМИ. Запомним это слово. Дети, повтори слово МИФ.

Вы видели мультфильм о Геракле? Это тоже миф. Жители древней Греции веря ли. что на самой высокой горе, которая называется Олимп, жили главные боги. (Все вместе повторите - ОЛИМП). А в лесах, прудах, горных пещерах, водились боги попроще- нимфы, сатиры, наяды. Боги жили и на земле, среди людей. Главные боги поглядывали со своего Олимпа вниз и следили за тем. чтобы люди вели себя хорошо: не обижали лгу т друга, не ссорились, не обманывали. любили своих детей. А нимфы, сатиры, наяды следили чтобы в лесах пели птицы, прыгали зайцы, чтобы ручейки не пересыхали. чтобы море не топило корабли. Вообщем. боги следили за тем. чтобы всё было красиво

Воспитатель

Любимым героем Древней Греции был Геракл. Из мультфильмов даже вы знаете кое-что о его подвигах.

Кто мне скажет, кто такой Геракл и чем он прославился?

Ответ ребёнка: «Геракл был сыном самого главного бога Зевса. Он много странствовал по свету, сражался с чудовищами, которых никто не мог одолеть».

- Кто ему помогал совершать подвиги?

Ребёнок«Совершать подвиги Гераклу помогала богиня мудрости Афина».

- Кто скажет, чем прославился Геракл, когда был маленьким мальчиком?

Ребёнок: «Однажды, злая богиня Г ера решила его погубить и послала двух ядовитых змей к мальчику в спальню. Но маленький Геракл не испугался».

Он схватил этих змей руками и сдавил с такой силой, что задушил их. С тех пор жители городов обращались за помощью к Гераклу.

Воспитатель

-Афина - богиня мудрости, сказала маленькому Гераклу: «Боги дали и тебе могучую силу, чтобы ты был защитником слабых, освобождал свою землю от чудовищ и врагов». Наши мальчики. когда подрастут, тоже будут защитниками своей страны.

II. ТЕНЕВОЙ ТЕАТРфигурки Геракла и Льва из мифа «Немейский Лев»

Музыкальный руководитель

Сейчас дети расскажут миф о Немейском Льве. (Двое детей подходят к теневому театру).

Ребёнок

- В окрестностях города Немея жил огромный ЛЕВ. его боялись люди и звери. Даже стрелы не могли пробить толстую шкуру льва. Геракл не побоялся льва, а набросился на него и повалил на землю.

2-й Ребёнок

Г розный лев пытался высвободиться из рук Геракла, но ему не помогли ни огромные клыки, ни острые когти. Отважный Геракл победил чудовище и спас город.

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Фигурки «Стимфальские птицы»

Воспитатель

- Дети расскажут о другом мифе - «Стимфальские птицы»(Трое детей)

Первый ребёнок- Геракл решил помочь жителям города Стимфаль избавиться от жестоких птиц, которые терзали людей и животных. Он отправился в лес и увидел целые тучи птиц. У птиц были медные когти и клювы, а перья из бронзы.

Второй ребёнок-Они кружились в воздухе, прыгали по земле, сидели на деревьях и кричали так громко, что у Геракла зазвенело в ушах.

Геракл стал стрелять в птиц золотыми стрелами, птицы падали, но на их место прилетало ещё больше птиц.

Третий ребёнок -Уставший Геракл прекратил охоту и уснул. Ему во сне явилась богиня Афина и подсказала ему. что нужно сделать».

Воспитатель - Геракл смастерил много деревянных трещоток и расставил их около гнездовий медных птиц. Когда поднялся ветер, трещотки закрутились и загрохотали. Перепуганные птицы поднялись со своих гнёзд и улетели навсегда.

Публикации по теме:

Конспект по эстетическому развитию старшего дошкольника«Подвиги Геракла» Программное содержание:

Развитие творческих способностей у детей с общим нарушением речи посредством кукольного театра

 
Развитие творческих способностей у детей с общим нарушением речи посредством кукольного театра

Развитие творческих способностей у детей с общим нарушением речи через кукольного театра.

Кукольный театр! Как ждут дети кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью. Дети «помогают» куклам: предупреждают об опасности, плачут, топают, кричат, отгоняя нежелательного героя!

Для меня очень благодатное дело, это кукольный спектакль. Иногда через куколрешаешь такие проблемы, которые с простым общением с ребенком и не получается. Например, были у меня случаи, когда только кукла приходила ко мне на помощь. Был у нас в саду мальчик флегматичный, отрешённый о всего и сколько я не билась, не могла услышать от него на занятиях ни одного слова, молчит и всё.

Тогда заяц за ширмой решил похвастаться, что он поет лучше, чем дети. И заревел «Лиса по лесу ходила». Лёня не выдержал и громко сказал«Да неправильно ты поёшь!»«А как надо правильно?» - обрадовалась я. И он мне в правильной интонации чистым звуком запел «Лиса по лесу ходила».

Или расшалились дети на занятии, но стоит только на руку надеть куклу медведя, например, и сказать низким голосом«Ребята, вы же мои друзья, вы меня уж не подводите!», как тут же устанавливается тишина.

Очень любят играть дети в игру «Терем теремок» с куклами. Теремок каким он будет придумываем сами: то это лапоть, то коробочка опрокинутая и туда дети подставляют лесенку из кубиков, чтобы куклам было удобно заходить в домик и каждый персонаж сточиться своим определённым образом: зайчик, в высоких нотах, медведь и волк в низких нотах.

Очень удобные кукольные мини-спектакли с пальчиковыми персонажами, сами дети начинают фантазировать, вовлекая всех детей в диалог. Конечно, готовый спектакль дети смотрят с удовольствием, когда играют взрослые или настоящие артисты, но нет той радости, которую они испытывают, когда играют с куклами сами.

Работу над спектаклем начинаю со знакомства с куклами. Разрешаю походить с ними, пообщаться, привыкнуть к ним. Затем читаю текст или сказку спектакля. Вместе придумываем выразительные движения, интонации в голосе. В спектакли вводим музыку, которая развивает у ребёнка чувство ритма, создаёт праздничную атмосферу.

Очень удобно отрабатывать упражнения заданные логопедом. Например, Петрушка, как более грамотный, учит Буратино правильному звукопроизношению, а в конце играют в игры на развитие координации, пальчиковые игры и др.

Хочется сказать о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детейспособствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Произведения, которые разыгрывают дети расширяют кругозор, обогащают словарь, дают пищу уму, делают речь выразительной.

Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советниками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.

Кукольная игра – средство развития речевой культуры, фантазии.

При помощи кукол создаётся та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребёнка.

Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, отрабатывайте через кукольные спектакли правленую поставленную речь, развивайте творческую инициативу!

Публикации по теме:

Буклет о театреТеатральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с мифами Древней греции"

Цель: дать детям представление о жанре мифа, его назначение; учить понимать отличие от других жанров - сказки и рассказы....

Презентация: "Мифы древней Греции"

Презентация по истории рассказывающая о богах Древней Греции....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции».

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности  «Путешествие по мифам Древней Греции»....

Интегративная игра "Мифы Древней Греции"

В последнее время стало актуальным развитие у ребенка планетарного сознания, интереса и уважения к другим культурам. Ребенок должен осознавать себя в непрерывном контексте истории, связанным с п...

Значение знакомства дошкольников с мифами Древней Греции и Рима

Мы видим сюжеты греческой мифологии в литературе, живописи, скульптуре, архитектурном убранстве городов. Знакомство детей дошкольного возраста с её сюжетами, героями, смысловой наполненность...

Ознакомление дошкольников с Мифами Древней Греции

Пояснительная записка по теме "Ознакомление дошкольников с Мифами Древней Греции"...

конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Мифы Древней Греции"

в конспекте найдете подборку интересных игр, заданий, вопросов викторины на тему: "Мифы Древней Греции"...