Конспект НОД по познавательному развитию (Экология) «Хозяйка Медной горы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Познакомить детей с минералами (каменный уголь, мел), их свойствами. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, уважение к людям трудящимся в шахтах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_pr_ekologiya.zip21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 24»

«Хозяйка Медной горы»

Конспект НОД по познавательному развитию (Экология)

в старшей группе № 4.

Составил       воспитатель

Ахметова Р.Н.

г.Нижнекамск

Конспект НОД по познавательному развитию (Экология)

Тема: «Хозяйка Медной горы»

Ахметова Резеда Нургаяновна, воспитатель МБДОУ № 24, г. Нижнекамск

Возрастная группа: старшая.

Цель:

  1. Познакомить детей с минералами (каменный уголь, мел), их свойствами.
  2. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе.
  3. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, уважение к людям трудящимся в шахтах.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с минералами (каменный уголь, мел), их свойствами используя карточки-модели (твердость, хрупкость, цвет, вес, плавающие/тонущие, растворимые/нерастворимые). Расширить знания о явлениях неживой природы; представление о добыче и использовании этих минералов человеком.
  2. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе, умение сравнивать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память.
  3. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, уважение к людям трудящимся в шахтах.

Предварительная работа с детьми: 

  1. Беседы о полезных ископаемых.
  2. Занятия по ознакомлению со свойствами и качеством металла, дерева, пластмассы  бумаги.
  3. Чтение сказки Бажова П. «Каменный цветок».
  4. Д/И «Что из чего сделано?»

Предварительная работа педагога: Приготовление карточек-моделей, набор иллюстраций и предметов, написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала, презентации, музыкального сопровождения к НОД.

Обогащение и активизация словаря: лошадка, барыня, свистулька, расписные.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Компьютер, проектор, презентация по теме. карточки-модели для определения свойств минералов (каменный уголь, мел); торф, известняк, 2 сосуда с водой, молоток, весы, , проектор, компьютер, презентация. Раздаточный материал для детей: Раздаточный:  каменный уголь, мел, листы с белой и темной бумагой, лупа, салфетки.

Методы и приемы: исследовательская работа, индивидуальная работа, просмотр иллюстаций, вопросы к детям, эксперементирование, рассказ.

Структура НОД: 

  1. Вводная часть (2-3 мин.).
  2. Основная часть (13-15 мин.).
  3. Заключительная часть (3-5 мин.).

Микротемы:

  1. Дети сидят на ковре. За столами все готово. Сюрпризный момент: звучит музыка, воспитатель вносит «посылку» от Хозяйки Медной горы.
  2. Выполнение заданий отправленных Хозяйкой Медной горы.
  3. Физкультминутка (1-2 мин.).
  4. Продолжение работы за столами.
  5. Отправить посылку с карточками «Хозяйке медной горы».
  6. Подведение итогов. Обобщение знаний. Поощрение.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Организация детей на НОД:

  1. Дети сидят полукругом на ковре.
  2. Дети размещены за столами.

Литература: 

  1. Программа воспитания и обучения» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005.
  2. «Экологическое воспитание в детском саду» под ред. О.А. Соломенниковой, 2006.
  3. «Экологическое воспитание дошкольников» под ред. Г.Ф. Бабыниной, 2009.

Ход занятия:

Этапы работы: 1. Вводная часть: стук в дверь, входит почтальон и передает посылку воспитателю.

- Ребята, интересно, кто прислал нам посылку? Откроем ее и узнаем. Тут есть письмо, прочитаем?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я много читала о том какие вы умные и способные, знаете много о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А ,что это за предметы и какие они, вы узнаете и напишете мне. Желаю удачи! Хозяйка медной горы».

- Ребята, вы вспомнили, что это за Хозяйка медной горы? Из какой она сказки?

- Давайте заглянем в посылку и посмотрим, какие предметы нам прислали.

(Воспитатель достает каменный уголь)

2. Основная часть.

- Ребята, кто знает, как называется этот предмет?

- Правильно, этот предмет неживой природы называется каменный уголь. Хозяйка медной горы просила все узнать о нем, а поиогут нам в этом карточки.

- Какого цвета этот предмет?

- Я вывешиваю карточку, обозначающую цвет. Наш уголь черного цвета. Что мы можем еще узнать о нем? Этот предмет твердый или мягкий? Что нужно сделать, что бы это узнать?

(Потрогать, нажать пальцами).

- Возьмите в руки уголь и попробуйте определить это.

- Максим, подойди к карточкам и выбери подходящую (выбирает обозначающую жесткость).

- Вы согласны?

- Как, вы думаете. Уголь прочный или хрупкий минерал?

- Давайте проверим. Я молоточком ударю по нему, а вы посмотрите, что с ним произойдет?

(Воспитатель ударяет молотком по предмету, уголь рассыпается)

- Что произошло с углем? (Он рассыпался на кусочки).

- Мы можем сказать, что он прочный? (Нет, он хрупкий).

- Ваня, подойди к карточкам и покажи ту, которая обозначает хрупкость. (Показ нужной карточки)

- Ваня правильно показал?

- Молодец!

- А теперь я вам покажу карточку, а вы скажете, что она обозначает. (Показывает карточку с весами).

- Правильно, что мы определяем с помощью весов? Где вы их видели? Для чего их используют?

- Правильно. Давайте и мы с помощью весов взвесим каменный уголь.

- Стрелка весов двигается, значит уголь имеет вес.

- Какую карточку мы выберем? (Весы).

- Ребята, как вы думаете, для чего у нас на столах белая бумага?

- Давным-давно люди рисовали углем, когда еще не придумали ручек и карандашей. Возьмите в руки уголь и попробуйте нарисовать им на бумаге.

(Дети выполняют задание воспитателя).

- Посмотрите на свои руки. Что с ними случилось?

- Да, уголь марает руки. Вытрете руки салфеткой.

- Что за предмет у вас еще на столе. Для чего он нужен?

(Это лупа, стеклышко. Она нужна, что бы рассматривать что-либо).

- Правильно, это лупа – увеличительное стекло. Давайте с помощью него рассмотрим уголь. Что вы видите? (Индивидуальный опрос 1-2 детей).

- Ребята, предметы у которых есть дырочки называют пористыми.

- Опустим этот уголь в воду и посмотрим, что с ним случится.

(Пошли пузырьки, вода стала грязной).

- Как вы думаете, уголь растворяется в воде?

- Помешаем палочкой, и посмотрим, он растворяется в воде или нет?

- Нет, не растворяется.

(Приглашается ребенок для выбора нужной карточки).

- Рамиль, посмотри на сосуд с водой, где находится уголь: на дне или на поверхности?

- Что можно сказать о предмете, если он на дне?

(Он тяжелый).

(Приглашается ребенок для выбора нужной карточки).      

Воспитатель показывает карточку с огнем.

- Что обозначает эта карточка?

- Правильно, это значит, что уголь горит. Мы с вами этот опыт проводить не будем, так как детям со спичками играть нельзя.

(Показ иллюстраций с горением угля в печи, угольных шахт и шахтеров на мониторе проектора)    

- Уголь при горении выделяет много энергии. Благодаря этому его используют в качестве топлива. Им отапливают дома. Уголь – это полезное ископаемое. Он происходит из останков погибших деревьев. Они гниют и превращаются в торф. (Воспитатель показывает почву). Торф много лет лежит в земле и образуется каменный уголь. Добывают этот каменный уголь шахтеры-горники. Они строят шахты, подземные коридоры, делают освещение, прокладывают рельсы, по которым перемещают в контейнерах каменный уголь. Труд шахтера очень тяжелый.  

- А сейчас немного отдохнем (Физ. Минутка).

- Что за предмет у нас еще лежит в коробке?

(Мел)

- Мел – это, то же минерал, полезное ископаемое. Давайте его то же рассмотрим.     А помогут нам в этом карточки.

- Потрогаем мел, он твердый или мягкий? (Выбор карточки)                        

- Какого цвета мел? (Выбор карточки)

- Отличается уголь и мел цветом?

- Проведите мелом по темному листу бумаги. Что произошло?

(Он оставил след – рисует).

- Остались крошки - он крошится. Можно сказать, что он прочный? Нет, он хрупкий.

- Посмотрите, какие разные минералы, как вы думаете, мел имеет вес?

- Давайте вместе убедимся в этом.

(Взвешивается мел – имеет вес)

(Выбор карточки)

- Давайте проверим: мел тонет или нет?

(Воспитатель опускает мел в сосуд с водой, мел тонет)

- Мел тонет - он тяжелый.

(Мел начинает растворятся в воде).

- Мел исчез в воде, что мы можем сказать об этом? (Растворился)

- Правильно, вода помутнела, а мел растворился. В этом мел и уголь отличаются.

- Вот видите какие разные минералы, а по качествам и свойствам они отличаются.

- Ребята, давайте подумаем, как люди используют этот минерал?

(Предположения детей)

- Мел получают из известняка (воспитатель демонстрирует известняк). Известняк используют как удобрение в почве для подкормки животных, для изготовления цемента и даже зубного порошка. Весной белят стволы для защиты деревьев от вредных насекомых и яркого солнца. Поэтому уголь и мел называют полезными ископаемыми, по тому, что они приносят пользу людям.

3. Заключительная часть.

- С какими минералами нас познакомила хозяйка медной горы?

Индивидуальный опрос 3-4 детей:

- Азалия, что ты узнала о каменном угле? Тебе помогут наши карточки.

- Илиза, что нового ты узнала о меле?

- Никита, какие опыты мы провели, что бы узнать об этом?

- Ребята, вам трудно было проводить опыты?

- Мы узнали много нового о предметах неживой природы. Как вы думаете, Хозяйка медной горы останется довольной нами?

- Сегодня нам помогли карточки, их мы отправим обратно в посылке. А вот и почтальон (Входит почтальон).

- На занятии вы были молодцы, хорошо отвечали, выполняли задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (экология) "Елочка - зеленая иголочка"

Конспект НОД по познавательному развитию (экология)...

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология) в средней группе. Тема: ”Воздух – какой он?”

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология)в средней группе.Тема: ”Воздух – какой он?”Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха.Задачи:Образовательные:- дать представление о том...

План - конспект по ОО "Познавательное развитие" (Экология) "Путешествие Золотой Рыбки", старшая группа

Формирование представлений детей о болагоприятных условиях жизни рыб и растений  аквариума....

Конспект по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»

Закрепить представления об изменениях продолжительности дня и ночи в течении осенне-зимнего периода....

Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «А»

Тема: «Государыня соль» Цель:Дать детям представление о значении соли в жизни человека.Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойств...

Конспект по рисованию "В гостях у Хозяйки медной горы"

Совершенствовать навыки рисования человека по представлению, развивать фантазию и воображение. Продолжать учить передавать в рисунке движения персонажей, композиционно грамотно располагать изображение...