Ознакомление дошкольника с окружающим миром, занятие Солнышко
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Головко Светлана Владимировна

Патриотическое воспитание, ознакомление дошкольников с символикой России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_solnyshko.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное

дошкольное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 511

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДОШКОЛЬНИКА

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 Тема: «СОЛНЫШКО»

                                                       

                                                 

                                                                                                                     

Составитель:

Головко Светлана Владимировна, воспитатель,

вторая квалификационная категория

Екатеринбург

Цели:

  • Ознакомление дошкольников с государственным символом России - гербом. 
  • Подвести  детей к пониманию  того,  что символы  не просто обозначают, а описывают, рассказывают  явления, дети должны усвоить, что символы многозначны.
  • Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
  • Расширять  запас слов  детей, совершенствовать  умение использовать  в речи  сложные предложения, закреплять умение  отвечать на вопросы   в краткой и распространенной форме.
  • Продолжать развивать  у детей внимание, память, мышление.

Задачи:

  1. Познакомить детей с образом солнца  в  народном творчестве  (потешки, загадки, декоративно-прикладное искусство).
  2. Расширить представления детей о государственной символике российского государства.
  3. Развитие  образного мышления  и  эстетического восприятия  окружающего мира.
  4. Воспитать чувство  патриотизма, уважительное  отношение к  гербу нашей  страны.

Материал:

Иллюстративно-дидактический   материал:  «Государственные символы России», выставка дымковских, филимоновских,  каргопольских,  глиняных  игрушек (фигурки птиц, коней и т.д.).

Предварительная работа:

Экскурсия в уголок символики,  рассматривание экспонатов, беседа с детьми, обмен впечатлениями.

Словарная работа:

Россия - название нашей родины, нашей страны, Родина,  символы, герб, государство, геральдический щит, двуглавый орёл, скипетр, держава и т. д.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок  из сказки  К.И. Чуковского «Краденое солнце»:  

Солнце по небу гуляло и за тучу  забежало.

Глянул заинька в  окно,  стало заиньке темно.

Наступила  темнота, не ходи за ворота:

Кто на улицу попал – заблудился и пропал.

Плачет серый воробей: «Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно  -   в поле зернышка не видно!»

Плачут зайки на лужайке: сбились бедные с пути,

Им до дома не дойти.

Воспитатель:

Почему заплакали птицы и  звери?

Дети:

Солнце спряталось за тучу. Стало темно и ничего не видно.

Воспитатель:

Для чего нам нужно солнышко?

Дети:

Оно светит, дает нам тепло.

Воспитатель:

Могут ли люди,  животные, растения  жить без солнца?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

В какое время года солнышко ярче  всего светит  и  сильнее греет?

Дети:

Летом, весной.

Воспитатель:

Ребята и животные, и растения, и люди не могут жить без солнца.   Оно дает  нам тепло,  свет,  помогает  выращивать  хлеб, овощи, фрукты, красивые цветы. Если светит  солнце, настроение становится лучше,  мы радуемся, улыбаемся,  говорим какая хорошая погода.

Когда солнце прячется  за тучами, люди звали его, закликали его песенками и   стихами –  закличками.

 

Воспитатель:

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.

Твои детки плачут, по камушкам   скачут.

Солнышко отзовись, Красное, появись.

Дети  повторяют  за воспитателем закличку.

Воспитатель:

 Дети, а отгадайте загадку:

Голубой платок, алый колобок по  платку катается,

Людям улыбается.                                           (СОЛНЦЕ НА НЕБЕ)

Дети:

Солнце на небе.

Воспитатель:

Где мы можем увидеть  солнце?

Дети:

На небе.

Воспитатель:

Кто летает по небу, кто летает  в воздухе?

Дети:

Птицы.

Воспитатель:

Отгадайте, дети ещё одну загадку:  

Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет.  (СОЛНЦЕ)

Дети:

Солнце.

Воспитатель:

Можно ли смотреть  прямо на солнце?

Дети:

Можно  только в специальных  темных очках, солнцезащитных.

Воспитатель  показывает детям  дымковскую игрушку -  глиняного петушка,  обращая особое внимание  на красный петушиный гребень.

Воспитатель:

Знаете ребята,  что  в стародавние времена  людям казалось,  что утренние  лучи похожи на   петушиный гребень. Солнце  буди нас по утрам  своими  лучами, своим светом,  как петушок. Раньше солнышка просыпается  петушок   и   своим пением  прогоняет ночь.

 

Воспитатель:

Ребята давайте вместе прочитаем потешку:

Петушок, петушок, золотой петушок,

Масляна  головушка, шелкова бородушка!

Что ты рано  встаешь, голосисто поешь?

Деткам спать не даешь?

Физкультминутка «Петушок».

        Дети выполняют махи руками, имитируя  движения крыльев, поднимают руки  вверх,  изображая  с помощью пальцев  гребешок,  поворачиваются  вправо и  влево под песенку:

Петушок, петушок, золотой петушок,

Ты подай  голосок через темный лесок.

Через лес, через реку  покричи: КУ-КА-РЕ-КУ.

Дети садятся,  и воспитатель задает вопрос:

Воспитатель:

Каким цветом  рисовали мастера  солнце на глиняных игрушках?

Дети:

Желтым, оранжевым, красным – теплыми цветами.

Воспитатель:

Давным – давно  люди думали, что  солнце путешествует днем по небу   в колеснице – красивой,   золотой, сверкающей повозке, рассказывали об этом сказки.

 

Воспитатель:

Как  вы думаете, кто был запряжен в колесницу, кто мог бы везти колесницу по небу эту сказочную повозку?

Дети:

Птицы.

Воспитатель:

Какими  должны были бы быть  эти птицы? Большими  или маленькими?

Дети:

Большими.

Воспитатель:

Каких вы знаете больших птиц?

Дети: Орлы.

Воспитатель показывает детям изображение  герба России.

Воспитатель: Что же изображено на гербе? (Ответы детей: орел, щит, дракон, всадник на коне).

Воспитатель:

На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними  – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха), а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника(Георгий Победоносец) – серебряное копьё, которым он поражает дракона(означает победу добра  над злом, готовность народа защищать  сою родину от врагов).

Воспитатель:  А почему орёл двуглавый, может, вы знаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Воспитатель:

Орлы – очень большие и сильные птицы. Они летят близко друг к другу и поэтому кажутся  одним целым, только  головы двух орлов повернуты в стороны,  чтобы лучше видеть  все вокруг. И со стороны казалось,  будто летит один орел с двумя головами – двуглавый орел. Но прошло много времени и люди забыли эту историю о солнце, которое разъезжало  по небу  на колеснице, которую несли два орла. Но сейчас мы можем увидеть  этот образ  на главном символе  нашей страны – ГЕРБЕ РОССИИ.

Воспитатель предлагает рассмотреть изображение  современного государственного герба.

Воспитатель: 

Посмотрите на то,  что  золотой двуглавый  орел на красном фоне очень похож на  солнышко, сияющее своими лучами – перьями.     Наш герб объединяет всех людей живущих  в нашей стране, в  России,  объединяет всех нас.

 

Воспитатель:

Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки сильно и   почувствуем какие мы сильные  и дружные.

Занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Сад на подоконнике». Во 2-ой младшей группе

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Выбирая наиболее по...