путешествие по уралу, подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Головко Светлана Владимировна

конспект занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_uralu_.docx35.61 КБ
Файл prezentatsiya_k_uralu.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное

дошкольное учреждение

детский сад комбинированного вида № 511

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ  

«Путешествие по Уралу»

Подготовительная  группа

Выполнила воспитатель:

Головко Светлана Владимировна

Екатеринбург

Интеграция  областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Цели:

  • Обобщить представление детей о родном крае, о его богатствах.
    Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;
  • Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи:

  • Уточнить и обобщить, пополнить  знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Проверить знания детей о народно-прикладных промыслах Урала, о писателях и поэтах Урала.
  • Развивать самостоятельность в продуктивной деятельности  при реализации замысла поделки,  развивать мелкую моторику рук;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
  • Познакомить с культурой и традициями Урала.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Материал:

  • Портрет  П.П.Бажова;
  • Экспонаты  камнерезного искусства;
  • Минералы   и  камни Урала;
  • Фотографии города Екатеринбурга   и  природы Урала;
  • Символика г. Екатеринбурга    и  Свердловской области

Предварительная работа:

  • Чтение сказов, произведений, стихов поэтов   и   писателей Урала;
  • Д/И «Собери герб»;    по сказам Бажова П.П.
  • Экскурсия в мини-музей   группы   «Уралочка »;
  • Беседы с детьми по темам:  «Животные Урала», «Березонька -  красавица» Рисование рисунков, активное  участие  детей  в  играх – ситуациях.

Словарная работа:

  • камнерезное искусство, герб, щит, минералы, малахит, горный хрусталь, опал, агат активизировать слова «крылатка», «полезные ископаемые».

Оборудование:

  • Выставки рисунков  по сказкам: «Серебряное копытце», «Каменный цветок»,  «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка».
  • Видео-презентация   « Путешествие   по  Уралу», ноутбук, мультимедиа.
  • Магнитная доска,  карта - маршрут, письмо, наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям о птицах», фотографии «Уральские леса», «Горы», перья птиц  из бумаги, запись «Голоса русского леса», листы бумаги на каждого ребенка, карточки «Лесные правила».  
  • Коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры, музыкальное сопровождение.
  • Бумага по количеству детей,
  • Сухие листья, семена растений

Ход мероприятия:

Воспитатель: 

Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Кто знает, как наш край называется?

Дети: Урал  

Воспитатель:  Верно, Урал.

                                                       На Урале самоцветы,

                                                       Самоцветен весь Урал.

                                                       Я хочу, чтобы об этом

                                                      Ты немного тоже знал.     (Р.А. Дышаленкова)

Воспитатель:

Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут (показывает магнитную доску с размещенной на ней картой).

Итак, отправляемся в путь. Отгадайте загадку:

                                   Оно весной нас веселит,

                                   А летом жарким холодит.

                                   Осенью питает,

                                   Зимой согревает.

                                   Что это такое?

Воспитатель    выслушивает ответы детей  деревья, кусты и т.д.

 

Воспитатель: 

Правильно, это дерево. Красивы уральские леса. Посмотрите, первая остановка на нашей карте - «Лесная».

Дети смотрят презентацию  

Воспитатель: 

А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах?

(выслушивает ответы детей)

Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуйте их отгадать. Отгадаете правильно - наш «волшебный телевизор» покажет это дерево. Будьте внимательны. Первая загадка:

                                                    Осень тихая настанет

                                                    Красок дереву добавит.

                                                    Листья расписные.

                                                    Желтые, резные.

                                                    А крылатки - семена

                                                    Разлетятся кто куда.

Дети: Клен

Воспитатель: 

Правильно, это клен.

О каких семенах клена говорилось в загадке?    (выслушивает ответы детей)

Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке? Иди, Оля,   найди крылатки клена. Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут    в наших лесах, и подберем к ним семена (обращаемся к презентации).

У меня длинней иголки,                                         Клейкие почки,

Чем у елки,                                                         Зеленые листочки

Очень прямо я расту                                                 С белой корой

В высоту.                                                                   Стоит под горой.

Если я не на опушке,                                                 (Береза)

Ветки только на макушке.

(Сосна)

Я из крошки — бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней И белок —

Ничего, что плод мой мелок.

(дуб)

Воспитатель: 

Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена. А теперь давайте    поиграем в игру, которая называется «Скажи, какой?» У меня на столе лежат,     опавшие    с    разных деревьев,  листья. Нужно будет угадать,   с какого они дерева и назвать их (дает     образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев;    выставляет их на магнитную доску).

Воспитатель: 

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Как вы думаете, как

 называется следующая остановка?

(выслушивает ответы детей)

 Воспитатель: 

Остановка — «Птичья».

                                       Хранит уральский лес чудес немало.

                                       И их нам показать готов.

                                       Хочу, чтоб здесь светлее стало

                                       От звонких птичьих голосов

(звучит запись голосов птиц)

 Воспитатель: 

Ребята, вы очень   много знаете о птицах. Попробуем стать настоящими лесными

 следопытами — узнаем по загадкам, что за птицы живут в наших Уральских лесах. А в  качестве подсказки я буду использовать картинки. Смотрите и слушайте внимательно.

 (демонстрирует по очереди перья, Читает загадки, выставляет отгадки — изображение птиц    на магнитную доску).

Непоседа пестрая,                                                 Днем спит,

Птица длиннохвостая,                                                 Ночью летает

Птица говорливая,                                                 И мышей хватает.

Самая болтливая.                                                 (Сова)

(Сорока)

Длинноногий, длинношеий,                         Это хищник И злодей.

Длинноклювый. телом серый,                 Берегись его когтей!

А затылок яркий, красный,                         Камнем падает с небес -

Бродит по болотам грязным.                         Улетайте птички в лес!

Клином осенью летит                                 Острый клюв и зоркий взгляд.              

И протяжно так кричит.                         Распугал он всех зверят!

(Журавль)                                                         (Ястреб)

 

Воспитатель: 

Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а     что им всем помогает летать?

(выслушивает предположения детей)

Воспитатель: 

Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем   это    доказать.    В полете, птица раскрывает крылья и   расправляет хвост. Так она опирается    на   воздух. У каждого из вас под стулом лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь   поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно?  Почему? (выслушивает ответы детей:  легкий, тонкий, большой)

Воспитатель: 

Верно, лист опускался медленно, потому что    опирался на Невидимку - воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь?  Как падал лист? Как вы  думаете, почему он упал быстро? (выслушивает ответы детей: круглый,  тяжелый, маленький )

Верно, скомканный лист   стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю,   она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку —   воздух.

А теперь немного отдохнем — сделаем лесную зарядку.

 Физ. минутка.

Дети по лесу гуляли,                 (маршируют на месте)

За природой наблюдали.         (прикладывают ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели         (поднимают голову вверх)

И их лучики согрели.                 («тянуться к солнышку»)

Бабочки летали,                 (делают взмахи руками)

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,                 (хлопают в ладоши)

Ногами топаем!                 (топают)

Хорошо мы погуляли                 (маршируют на месте)

И немножечко устали!                 (садятся на стульчики)

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и   письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что    вы, ребята, хотите  побольше,  о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской   посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы    природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их    — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»

Воспитатель: 

Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом Дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай  мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая   остановка — «Горная».

Воспитатель: 

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь    камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?

(выслушивает ответы детей: на улице,  в горах, в  лесу, в реке.)

Воспитатель: 

Верно,  везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как     красивы Уральские горы (обращаются к презентации  -    картинки   Уральских    гор).

Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями  —    полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». Скажи, Саша.   Повтори, Даша. А какие полезные ископаемые вы знаете?  Как они помогают человеку? Как  их добывают?  Правильно  машины - помощники.

 (выслушивает ответы детей: уголь, гранит, мрамор; по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых  и машины,  которые помогают людям)

 

Воспитатель: 

Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные   помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни.    Потому — то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными. Ребята,    какие драгоценные камни вы знаете?

(выслушивает ответы детей, демонстрирует их  на   слайдах-иллюстрациях) 

Воспитатель: 

Посмотрите, ребята, вот  Хозяйка Медной горы нам  показывает свои сокровища. (приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции    минералов, иллюстрации,  фотографии).

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный,  то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка,  летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

Скажите,  как мы называем людей, которые изучают горы?

(ответы детей  - геологи, скалолазы и т.д.)

Посмотрите,  есть у нас образец гор и не хватает ученых, которые изучают эти горы. Но горы наши маленькие и геологи должны быть маленькими. Какой  материал поможет нам сделать геологов.

(ответы детей: пластилин, картон и т.д.)

Давайте мы их сделаем из пластилина, тогда они будут как настоящие. Предлагаю вам разделиться на пары, чтобы сделать работу интересней.

Воспитатель: 

Вот как много разных камней.  Человек научился обрабатывать   эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь   некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

 Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце,

 маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы

 «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.  Скажите ребята, а кто автор этих  сказов.

Дети:  П. Бажов

 Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки    Медной горы (раздаст детям  подарки).

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мыс тобой живем...   (В. Степанов)

 

Воспитатель: 

Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. Ребята, понравились вам подарки? На каких  остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей).

Вот    как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы. Посмотрите, наша карта

 показывает, что осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора

 возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовительная группа МБДОУ № 511 Выполнила воспитатель: Головко Светлана Владимировна Путешествие по Уралу

Слайд 2

Урал

Слайд 3

Станция Лесная Prezentacii.com

Слайд 4

Деревья

Слайд 5

Станция Птичья

Слайд 8

Станция Горная Prezentacii.com

Слайд 10

Уральские горы Prezentacii.com

Слайд 11

utt Геологи

Слайд 13

Турмалин – залог здоровья Барит для изготов бумаги, резины

Слайд 15

Павел Бажов

Слайд 16

Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, И березки, вдоль которых, Взявшись за руки, идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом . И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мыс тобой живем... (В. Степанов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр "Путешествие в сказку" (подготовительная группа)

Конспект занятия по математике для закрепления материала по теме "Количество и счёт". Занятие помогает закрепить: знания детей о порядковом счёте; умение увеличивать и уменьшать числа в пределах перво...

сценарий праздника "Новогоднее кругосветное путешествие" для детей подготовительной группы

Каждый под Новый год ждёт чудес и подарков, а что говорить о детворе? Этот праздник поможет вам совершить необычное путешествие по разным странам вместе с Дедом Морозом, встретиться с друзьями, любимы...

Конспект занятия: «Здравствуй мир» Тема: «Путешествие в Африку» Подготовительная группа. Программа "школа 2100"

Программа  «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которое обеспечивает  творческое усвоение знаний учениками посредством специально о...

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Устюг"

Конспект занятия по обучению грамоте. В качестве иллюстраций сделала компьютерную презентацию с иллюстрациями различных дедов Морозов, их помощников, с фото Устюга и новогодним поздравлением для ребят...

План-конспект Игры-путешествия с детьми подготовительной группы Тема: «Волшебное путешествие в эпоху гусар»

Цель: Вызвать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников истории и культуры.Задачи:Образовательные:- актуализировать   знания детей о достопримечательностях своего города...

Конспект занятия - путешествия в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"

Конспект  занятия - путешествия  в старшей - подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в Великий Устюг"Задачи:совершенствовать умение определять твердый и мягкий сог...