Перелетные птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шакурова Галина Валентиновна

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме «Перелетные птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме «Перелетные птицы».

Цель занятия: Уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой природе, закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт).

Задачи: 

Образовательная: Дать знания о пользе птиц в природе.

Развивающие: Развивать знание детей о внешнем виде и повадках птиц. Развивать умение лепить знакомые предметы, передавать их характерные особенности.

Воспитательные Воспитывать интерес, наблюдательность и любовь к пернатым. Поддерживать желание о них заботиться, охранять.

Образовательные области: 

«Коммуникация»,«Познание»,«Здоровье»,«Социализация», «Художественный труд».

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, игрушка Сова, мяч, конверты с заданиями, салфетки, пластилин, доски для лепки, стеки, клеенка.

Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Прилетели птицы», словесная игра (с мячом)«Кто как голос подаёт?», упражнение «Совушка – сова», лепка, подведение итогов.

Ход занятия.

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим.

Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

1.Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

2.Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)

3.Что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)

4.Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

Солнышко выглянуло, стало теплее, светлее, веселее.

Ребята, смотрите, кто это к нам прилетел? (Показ игрушки Совы).

Дети: Сова.

Сова  принесла нам письмо. Давайте его прочитаем. 
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем  к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут.  И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»
- Ребята, поможем перелетным птицам?

Дети: Да. 
Воспитатель: Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием:

Задание №1 (Что вы знаете о перелетных птицах?)

Воспитатель: Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы имеют перья и крылья. Перья помогают им сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску.

Воспитатель: Ребята, а где живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек.

Воспитатель. Ребята,а что происходит с некоторыми птицами осенью?

Дети: Осенью некоторые птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому птицы улетают в теплые края.

Как их называют? (перелетными).

Задание №  2. (Загадки о перелетных птицах).

 Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. (Сопровождая показом картинок).

Воспитатель: 1. Всех перелетных птиц черней,

Чистить пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица……(грач)

Воспитатель: Грач постоянный спутник тракториста, как только начинают перекапывать землю на полях, грач тут же приступает к работе, он ловковыхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи больши

ми семьями и свои гнезда строят высоко на дереве.

В народе говорят: «Если на горе грач на горе, то весна во

дворе», еще «Увидел грача – весну встречай».

Воспитатель:  На шесте – дворец,

Во дворце певец,

А зовут его… (скворец)

Эта красивая черная птица, с небольшими белыми пятнышками по всему телу. Селится в старых дуплах деревьях или в скворечниках, развешенных для него людьми. Поет, подражая отличными звуками

голосами других птиц.  «Увидал скворца – знай весна у крыльца».

Воспитатель: Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это… (соловей)

Это небольшая птичка. Ну, что в ней собственного? Серенькая, грудка беленькая, хвостик чуть рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются в листья, вернувшись отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.  В народе есть приметы «Соловей всю ночь поет – к хорошей погоде».

Задание № 3.Словесная игра (с мячом)«Кто как голос подаёт?»

Воспитатель: Правила игры: я называею птицу и спрашиваю вас, как она подаёт голос, после бросаю вам мяч. Вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и бросаете мяч обратно мне.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

 А теперь назовите мне птенцов перелетных птиц.
- Когда у птиц появляются птенцы? (Весной). Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её  птенца.

У грача – грачонок,

у скворца – скворчонок,

у кукушки – кукушонок,

у утки – утенок, у гуся – гусенок,  

у аиста – аистенок,

у журавля- журавленок.



Задание№ 4 (Игра «Прилетели птицы».)

Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи,

аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а

только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину?

Родин – это место где родился. Поэтому, птицы возвращаются,

чтобы свить гнездо высидеть птенцов. За лето птенцы вырастают и

осенью с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей;

Воспитатель: Так давайте мы с вами, будем помнить и заботиться о них, ведь это нам по силам.

Задание №5.

- Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там? (Воспитатель открывает конверт, там задание слепить друзей для Совушки).

Упражнение «Совушка - сова».

Совушка - сова большая голова. (Дети поднимают руки над головой, соединяя замок в кисти рук).

На суку сидела, головой вертела (ставят кулачки перед собой как будто «сидят» на ветке, влево вправо повороты головы).

Вот – так, вот - так, а потом, как полетела – вот – так, вот – так! (Махает руками вокруг себя).

Воспитатель: - Одна сова, совсем одна. Ей очень грустно одной. Давайте птичек сделаем из пластилина, пусть сова не будет одна ? Ответ: Да.

- Каких птичек можно сделать для совы? Ответы детей.

Рассмотреть и описать строение птиц на картинках и строение совы - игрушки. Назвать части тела, размер, цвет. Отметить, что воробей и синица маленькие по размеру, а голубь большой.

Воспитатель предлагает подумать, что за птичку для совы, каждый из детей будет лепить (выслушивает предложения детей). Воспитатель называет приемы и последовательность лепки.

Воспитатель: - Берем целый небольшой кусочек пластилина и круговыми движениями между ладонями раскатываем шарик, затем шарик раскатываем между ладонями прямыми движениями - получается туловище, оно вытянутое у птички.

- Голова круглая, круговыми движениями между ладонями по часовой стрелке раскатываем поменьше кусочек пластилина, прищипываем клюв – вот - так, зубочисткой отмечаем глазки.

- Сглаживающими движениями соединяем голову с туловищем.

- Оттягиваем хвостик (показ).

- С помощью чего птички летают? Ответ: С помощью крылышек.

- Берём два маленьких кусочка пластилина. Один за другим, раскатываем круговыми движениями между ладонями. Кладём получившийся «шарик» на ладонь, а другой ладонью сверху давим. «Сплющиваем» этот шарик и получаются два крылышка.

- Крепим крылышки к туловищу.

- С помощью зубочистки, делаем лапки у птички.

- Ах, какие птички – невелички. Песенки запоют, весёлое настроение сове принесут!

- Воспитатель в ходе занятия уточняет и напоминает приёмы лепки. Обращает внимание, как правильно пользоваться салфеткой, доской для лепки.

- В конце занятия, предлагает полюбоваться своими птичками. Обыграть поделки детей, взяв сову.

Воспитатель: Ну вот ребята птиц мы расколдовали!.

Итог занятия:

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Березка

Конспект интегрированной НОД в старшей

группе по теме «Перелетные птицы».

Составил: Шакурова Г.В.

г. Заринск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...