Экологический проект "Капелька"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Самохина Галина Викторовна

Организация рационального использования вод — одна из наиболее важных современных проблем охраны и преобразования природы. Интенсификация промышленности и сельского хозяйства, рост городов, развитие экономики в целом возможны лишь при условии сбережения  запасов пресной воды.  Воду нельзя ничем заменить, этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива.                                                                                    

Воду может заменить только сама вода! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "Капелька"88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2065

Детский сад корпус № 11

НОМИНАЦИЯ «Экологические истории»

Проект «Капелька»

Москва 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Земля – одна из девяти планет Солнечной системы, и,  как известно, только на Земле сложились такие удивительные условия, при которых стало возможным возникновение и развитие живых организмов. Тайна возникновения жизни так же затеряна в прошлом, как и тайна возникновения Солнца, планет и всей вселенной.

Известно только, что возникновение и развитие жизни на нашей планете было бы невозможным без солнечных лучей, согревающих наружную оболочку Земли, без тонкого слоя газовой атмосферы и без огромного количества химического вещества, называемого водой.

Экология -  наука о взаимоотношениях живых организмов и систем организмов (популяций, сообществ) друг с другом и со средой их обитания. Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого;  какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.

Основателем этой новой науки признан немецкий биолог Эрнст Геккель (Ernst Haeckel). В своей книге «Всеобщая морфология» ещё в 1866 году он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы…это – учение о балансе между организмом и средой, предметом которого являются связи живых существ с неорганической и органической природой».

У слов экология и экономика – общий корень. Слово «Экология» образовано от греческого «oicos» – дом и «logos» – наука. Следовательно, это наука, изучающая наш «природный дом» и живые организмы «у себя дома». Слово «экономика» буквально означает искусство  ведения домашнего хозяйства. Вот почему, эти две науки должны идти рука об руку, способствуя сохранению и процветанию нашего Дома.

При этом очень важно понимать, что человека  нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой он обитает. Если мы хотим жить в согласии с Природой, то нам необходимо принимать её законы, не преступать определённые границы, и не изменять окружающую среду в соответствии со своими собственными потребностями.

Несмотря на высокий уровень технического развития, современная цивилизация продолжает (и будет) зависеть от природной среды, причём не только от её энергетических и материальных ресурсов, но и от её жизненно важных процессов, таких как круговорот воздуха и воды. Основные законы природы не потеряли своей силы, а лишь усложнили зависимость от них человека. От наших знаний этих законов и разумных действий, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды, зависит существование и сохранение нашей цивилизации.

Экология представляет собой теоретическую основу охраны природы и рационального природопользования

Природопользование - это деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов. Выделяют рациональное и нерациональное природопользование.

Нерациональное природопользование — это система природопользования, при которой в больших количествах и не полностью используются легко доступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению их. В этом случае производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда.

Рациональное природопользование — это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.

Вода́ (оксид водорода) — бинарное неорганическое соединение с химической формулой Н2O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней), а в газообразном — водяным паром. Вода также может существовать в виде жидких кристаллов (на гидрофильных поверхностях).

Большая часть  поверхности Земли покрыто водой,  96,5 % воды приходится на океаны с соленой водой, 1,7 % мировых запасов составляют пресные  грунтовые воды и 1,7 % — ледники и ледяные шапки , небольшая часть находится в реках, озёрах и болотах, и 0,001 % в облаках (образуются из взвешенных в воздухе частиц льда и жидкой воды).

АКТУАЛЬНОСТЬ

Среди всех веществ имеющихся на Земле, вода  занимает исключительное положение в природе и играет особо важную роль в жизни человека.

Значительное количество воды человек использует в своей повседневной жизни. Использованные воды, как правило, загрязнены, и если они не проходят специальной очистки, то загрязняют и природные воды – реки, озера, подземные воды.

Загрязненные природные воды ухудшают экологическую ситуацию в биогеоценозе, ведут к гибели существующих природных форм, в том числе и человека.

Вода играет исключительно важную роль в природе. Она создает благоприятные условия для жизни растений, животных, микроорганизмов. Вода остается жидкостью в температурном интервале, наиболее благоприятным для их жизненных процессов, для огромного количества организмов она является средой обитания. Уникальные свойства воды представляют неповторимую ценность для жизнедеятельности организмов. В водоемах вода замерзает сверху вниз, это имеет большое значение для обитающих в них организмов.

Вода играет огромную роль в жизнеобеспечении человека. Она используется им непосредственно для питья, хозяйственных нужд, как средство передвижения и сырья для получения промышленных и с/х продуктов, имеет рекреационное значение, велика ее эстетическая значимость. Таково далеко не полное перечисление роли воды в природе и жизни человека.

Научно-техническая революция сопровождается все большим потреблением водных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Это обусловлено ростом объемов промышленной продукции, формированием новых очень водоемких отраслей производства и отсутствием очистных сооружений. 

Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры воды. С повышением температуры в водоеме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие.

К числу наиболее вредных химических веществ относят нефть и нефтепродукты. В связи с ростом добычи, транспортировки, переработки и потребления нефти расширяются масштабы загрязнения природы. Нефть может попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания, но  основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья. Первыми жертвами загрязнения нефтепродуктами морских пространств оказываются птицы. Их оперение, когда они садятся на поверхность воды, затянутой пленкой нефти, утрачивают свои теплоизоляционные свойства. Вскоре птица погибает в результате кровоизлияния и расстройств вызванных нарушением терморегуляции. Но не только птицы страдают от действия нефтепродуктов, поскольку пленка нефти препятствует насыщению воды кислородом, прекращается жизнедеятельность организмов, в частности планктона. Кроме того, некоторые компоненты нефти действуют как настоящие яды на морских беспозвоночных, в особенности на ракообразных и даже на рыб

Наиболее крупный потребитель   воды — сельское   хозяйство. Применение ядохимикатов на полях приводят к сильному химическому загрязнению водоемов вредными соединениями. Загрязнение водной среды происходит в результате прямого внесения ядохимикатов при обработке водоемов для борьбы с вредителями, поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных угодий, при сбросе в водоемы отходов предприятий-производителей, а также в результате потерь при транспортировке, хранении и частично с атмосферными осадками.

Процессы  урбанизации  сопровождаются     все  большим  потреблением     воды    для    хозяйственно-бытовых нужд. Расход воды на одного человека в городе значительно выше,  чем  в  сельской    местности.   Поэтому рост городского  населения    резко увеличивает  использование воды для бытовых целей.

В целом в мире 71 % потребляемой   воды   расходуется   сельским   хозяйством, 23%—промышленностью  и  6%—на   коммунально-бытовые нужды.

Таким образом, все основные тенденции научно-технической революции приводят к росту использования ресурсов пресных вод, которые способствуют возникновению региональных и глобальных проблем, связанных с  их истощением и загрязнением.

Затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимают первое место среди всех расходов человечества на охрану природы. Поэтому организация рационального использования вод — одна из наиболее важных современных проблем охраны и преобразования природы. Интенсификация промышленности и сельского хозяйства, рост городов, развитие экономики в целом возможны лишь при условии сбережения  запасов пресной воды.                                                                             Воду нельзя ничем заменить, этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива.                                                                                       Воду может заменить только сама вода!

Участники проекта:

Педагоги -3

Родители- 5

Воспитанники старшей группы «Смешарики» - 15

Ученики - 4

Цель проекта: 

уточнить и расширить знания о значении  воды в жизни всего живого, раскрыть основные факторы  загрязнения воды и меры по  ее охране и сбережении.

Задачи проекта:

– описать причины загрязнения водоемов;

– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;

– показать необходимость бережного отношения к воде;

– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

Гипотезой исследования мы выдвигаем утверждение, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов и их берегов  опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Педагог: организует образовательные ситуации,  расширяет  предметно пространственную развивающую среду, поддерживает инициативу детей в экспериментальной детской деятельности, инициирует и участвует в продуктивной деятельности детей, консультирует  родителей, фиксирует результаты в сочинении историй детьми.

Дети: выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и опыты, самостоятельно фиксируют результаты,  сочиняют истории, являются оформителями книги, изготавливают пластилиновых героев для мультфильма, активные участники акций.

Родители: участие в акции, экскурсии, участие в образовательной деятельности; участие в исследовании, анкетировании.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Срок  реализации проекта-  6 недель (с 21.09.2015 по 31.10.2015 г.)

Подготовительный этап

Сроки проведения -  1 неделя

п/п

Мероприятия

1

Подборка материала, пособий, литературы по теме.

2

Введение родителей в тему проекта

3

Составление анкеты, памяток  для родителей.

4

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнет вода».

5

Обогащение ППРС( для исследовательской деятельности, пополнение библиотеки  энциклопедиями, фотографиями, плакатами  т.д)

6

Решить вопрос об участии в проекте младших школьников

7

Разработка маршрута экскурсии.

8

Составление плана проведения проекта.

9

Заказ методического пособия по экологии «Юные экологи Москвы»

Основной этап

Сроки проведения:  4  недели

сроки

Мероприятия

2 неделя

Чтение художественной литературы :                                                             К. Паустовский «Поэзия дождя».                                                                Русская народная сказка «Снегурочка» ;                                                            Н. Абрамцева «Сказка о тумане.                                                                   Загадки про лед, пар, снег, росу и т.д.

Беседы с детьми:                                                                                               «Вода друг - вода враг»,                                                                                            « Как я отдыхал на водоеме (море, речка)»,                                                    «Для чего вода  нужна?».

Проведение опытов и экспериментов :                                                                      по теме «Вода - свойства, состояния».                                                             по теме «Вода - для растений».                                                              Оформление дневников наблюдений.

Рисование «Капелька- ты такая разная!».

Анкетирование родителей.

Дидактические игры:  «Где живет вода?», «Для чего нужна вода», «Круговорот воды».

3 неделя

Чтение художественной литературы :                                                                 В Бианки «Зеленый пруд»;                                                                           русская  народная сказка: «Иван Царевич и серый волк»;                                 загадки про озеро, пруд, речку, море, ручей.

Акция «Очистим берег пруда». Целевая прогулка на пруд.

Опыты:  Рассматривание воды из пруда через микроскоп, изготовление фильтра, игры эксперименты «Тонет-не тонет», «Растворяется - не растворяется». Заполнение дневника наблюдений.

Составление рассказов детьми.

Сюжетно-ролевая  игра « Туристы» .

Пластилинография «Аквариум»

Дидактические игры: «Кто где живет?».

Презентация: «Богатый водный мир».

4 неделя

Чтение художественной литературы:                                                                 Н. Абрамцева «Сказка  про речку».

Рассказ о профессии  эколога.

Опыты на тему: «Загрязнение воды через почву».  «Грязный лед»,  Эксперимент «Масло и вода».

Подведение итогов в дневнике наблюдений.

Прогулка младших школьников на автомойку. Рассказ ребятам дошкольникам о прогулке и проведенной акции.

Сюжетно-ролевая игра « Автомастерская»

Презентация «Загрязнение мирового океана».

Памятки для родителей « Правила поведения на природе»

5 неделя

Беседы  детьми «Что будет, если вся вода исчезнет или будет загрязнена?», « Как мы экономим воду дома?».

Рассказы детей, которые вместе с родителями считали сколько тратят воды за сутки?

Эксперимент: «Что быстрее отмыть?» (грязную тарелку после  еды, или тарелку через 2 часа после еды).

Рисование знаков напоминаний и запрещающих знаков по теме «Экономьте воду», «Не загрязняйте водоемы»

Акция: Мы вас научим (нарисованные знаки дарим детям других групп).

Памятки для родителей  «10 способов экономии воды»

Изготовление макета с родителями  в группе «Один пруд - два отношения»

6 неделя

Создание и оформление книги по результатам проекта (тексты фиксировались воспитателями и родителями). Оформление детскими иллюстрациями.

Создание мультфильма по рассказу детей.

Показ мультфильма для детей ДО

Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта, мы рассчитываем получить следующие результаты:

- изменится отношение к использованию природных ресурсов детьми и   взрослыми;

 - повысится уровень активности детей,

-  вырастет  самостоятельность  в решении поставленных задач;                                                                                 - изменится стиль поведения детей и их родителей  в природе.

Выводы: Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, что человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов и их берегов  опасно для всего живого.

Оказывается, что взрослые и большинство воспитанников осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды и конечно счетчики на воду. Хотя есть семьи, которые не задумываясь тратят водные ресурсы. Есть семьи, которые используют водоемы не только для отдыха, рыбалки, прогулки,  но и для бытовых нужд  (моют автомобили, споласкиваю посуду, шампура, не всегда собирают за собой мусор на берегу водоемов, особенно в зимний период).

Во время работы над данным проектом  мы достигли следующих результатов:

 - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующие самопознанию, саморазвитию;

 - повысили уровень экологического поведения детей и родителей.

 Результат достигнут.

Список литературы:

  1. Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арустамова.
  2. Человек и среда его обитания.  Хрестоматия. Под ред. Г.В. Лисичкина и Н.Н.Чернова.  
  3. Ковинько "Секреты природы – это так интересно".

     4. С.Н. Николаева  "Воспитание экологической культуры".

     5. Методическое пособие « Мы юные экологи Москвы».

 

Приложение: презентация и видеоролик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...