Перелетные птицы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Никитина Лидия Алексеевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Перелетные птицы» с использованием современной образовательной технологии – мнемотехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx26.33 КБ
Файл zagadki.docx2.1 МБ
Файл prilozhenie2.docx524 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Перелетные птицы»

с использованием современной образовательной технологии – мнемотехника.

Автор: Никитина Лидия Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №38

Отделение ДОД

Приморского р-на, г. Санкт-Петербурга.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программное содержание:

  1. Продолжить знакомство с многообразием диких птиц, с их отличительными особенностями (живут на воле, боятся человека), приспособленности к жизни.
  2. Закрепить обобщающее понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; пополнить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
  3. Формировать умение выделять характерные особенности птиц (величина, окраска, голос, повадки).
  4. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы».
  5. Формировать умение составлять короткий описательный рассказ о перелетных птицах с опорой на мнемотаблицу.
  6. Способствовать развитию логического мышления связной устной речи; совершенствовать грамматический строй речи.
  7. Формировать элементарные экологические знания; воспитывать познавательный интерес и любовь к Родной природе, бережное отношение к птицам;

желание оказывать помощь зимующим птицам.

Оборудование: ноутбук, презентация «Загадки о перелетных птицах», CD-диск, микрофон, мнемотаблица «Расскажи о птицах», выставка книг о птицах, предметные картинки с изображением перелетных птиц, игрушки птиц, бумажные птицы на нитке.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов

- В.Бианки «Птичьи разговоры», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь»;

- Г.Скребицкого «Крылатые соседи»;

- Г.Снегирева «Птицы наших лесов»

  1. Инсценирование мини – диалогов, «разговоров птиц» из прочитанных рассказов.
  2. Составление мнемотаблиц, их использование при заучивании и рассказывании.
  3. Изготовление кормушек для птиц (совместно с родителями).
  4. Подбор релаксационной музыки для занятия: лес.., шелест листвы.., журчание ручья.., пение птиц..

Ход занятия

  1. Организационный момент

Занятие начинается со звучания релаксационной музыки лес.., шелест листвы.., журчание ручья.., пение птиц..

Закройте глаза..., представьте себе, что сейчас не осень, а лето… Вы очутились в самом прекрасном месте на Земле – в лесу.

Перед вами огромный цветущий луг, на нем много красивых цветов, порхают бабочки, дует легкий летний ветерок.. покачивая листочки. Вот он побежал по твоему лицу (погладьте нежно лицо руками), носику, щечкам, забрался за шиворот – погладьте его там.

Он не озорник, он любит и ласкает вас… Вам хочется находиться среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух!

Может, вы что-то слышите? Может это шумят деревья или поют птицы, а, может быть, вы слышите, как звучит тишина? Почувствуйте красоту родной природы, почувствуйте, как вам хорошо, как вас наполняют свежие силы!

А теперь откройте глаза, оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость, оставайтесь на занятии в хорошем настроении.

Воспитатель: А вот и наши друзья – Смешарики. Они нам что-то принесли. /Открывается конверт от Нюши/

Загадки «Перелетные птицы» - Презентация /см.Приложение №1/

  1. Как одним словом можно назвать этих птиц? Почему? Чем они отличаются от домашних птиц? / птицы живут на воле, боятся человека, сами приспосабливаются к условиям жизни: строят гнезда, добывают корм, улетают на зиму в теплые края/
  2. Почему они улетают? /становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, замерзают водоемы. Птицам трудно добывать корм./
  3. Как они летят?
  • Рассматривают сюжетную картинку;
  • Словарь: косяк, стая, клин, вожак.

Воспитатель: давайте вспомним дыхательную гимнастику «Птичка, лети!».

Детям предлагается разместить птичку на ладони, сделать короткий вдох носом и длительный целенаправленный выдох ртом. В результате – птичка слетает с ладони. Упражнение повторить 4-5 раз.

  1. Проблемная ситуация

Смешарик Крош прислал нам тоже письмо, в котором он просит рассказать о перелетных птицах. Выполним его просьбу?

  1. Составление рассказов о перелетных птицах

Воспитатель:  Рассказать  Крошу о перелетных птицах нам поможет вот такая таблица /Приложение №2/

  • Рассматривают мнемотаблицу; обратить внимание детей на присутствие в таблице зрительных образов
  • Разобрать:

- с чего следует начать рассказ?

- какую информацию должен содержать рассказ ещё?

- чем должен закончиться рассказ?

  • Составляют рассказ с опорой на зрительные образы в мнемотаблице:

- как называется птица?

- как выглядит? Назвать части тела?

- чем покрыто тело? Окраска оперения.

- где живет? Как выглядит жилище?

- как называются детеныши?

- чем питаются?

- какой звук издает?

- какую пользу приносит?

  • Воспитатель записывает рассказы детей на CD-Диск.

  1. Физминутка «Ласточки»

/Дети выполняют имитационные движения согласно текста/

Какой звук издают ласточки? (тви-тви, тви-тви)

Ласточки летели (тви-тви, тви-тви)

Все люди глядели.

Ласточки садились (тви-тви, тви-тви)

Все люди дивились.

Сели, посидели (тви-тви, тви-тви)

Снова полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели (тви-тви, тви-тви, тви-тви…)

  1. Закрепление темы

  1. Воспитатель: с грустью проводили мы в теплые края наших пернатых друзей. Опустел лес, скучно стало без заливистых напевов птиц.

А вот уже и поздняя осень на дворе, выпал снежок…

Не видно в лесу тропинок,

В шубах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

  1. Детям предлагается:

- рассмотреть карточки с графическими рисунками (зимний лес в снегу; деревья в снежных шубах; жучки; дерево; птичка – пичуга; дом с окном; кормушка, корм)

- стихотворение читается ещё раз; дети записывают текст при помощи карточек с графическими рисунками.

- воспроизводят стихотворение самостоятельно с опорой на зрительные образы – символы (графические рисунки).

  1. Итог

Воспитатель предлагает детям отнести на почту диск с записью рассказов о перелетных птицах и стихотворение: выражает надежду на то, что с помощью ребят наши друзья – Нюша и Крош узнали много нового и интересного о жизни перелетных птиц.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...