Проект "Юный исследователь".
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
В проектной деятельности участвовали дети старшей группы №6 и их родители.Авторы проекта: Уютнова В.П. и Михайлова О.В.
Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issled.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Юные исследователи».
Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна, Михайлова Ольга Валентиновна.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», группа №6 «Почемучки».
Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2014 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица).
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков, В.В.Запорожец, Г.И.Щукина, И.Д.Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее.
Известно, что ознакомление с каким–либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Однако на практике мы сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н.Поддьякова доказывают, что причины лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.
Доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно – действенное и наглядно - образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Познавательная экспериментальная деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности. Из утверждений академика Н.Н.Подьякова («Мышление дошкольника») следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Это подтверждают и результаты современных исследований, которые показывают, что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.
Ребенку–дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т. п. – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом наполнения разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Проблема:
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создать условие для опытно-исследовательской деятельности.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
- Развивать самостоятельность в решении проблемных ситуаций и последовательской деятельности.
- Формировать умение детей объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Ожидаемые результаты:
- в группе созданы необходимые условия для опытно – исследовательской деятельности;
- дети активны, любознательны, у них развит интерес к экспериментальной
деятельности;
- развиты мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- дети применяют разные способы экспериментирования, самостоятельно ставят новые
вопросы и ищут на них ответы, доказательно объясняют полученный результат;
- у родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Основные этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Изучить познавательную и методическую литературу о детской познавательно –
экспериментальной деятельности, а так же интернет ресурсы.
- Беседа с родителями «Организация проектной деятельности по экспериментированию».
- Обсуждение проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации
проекта.
- Сбор материала (иллюстраций, картинок и оборудования) для экспериментирования.
- Составление перспективного плана.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
Картотеки опытов:
- «Познавательные опыты для детей»;
- «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»;
- «Эксперименты с водой»;
- «Ставим опыты»;
- «Опыты и эксперименты»;
Альбомы:
- «Что такое снег?»;
- « Экспериментально – опытническая деятельность дошкольников с неживой природой».
Оборудование экспериментального уголка:
* Разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, емкости для воды;
* Баночки с песком, глиной, торфом, разнообразными крупами, плодами, камушками,
ракушками;
* Разные магниты и железные предметы;
* Фонарики разных форм и размеров;
* Увеличительные стекла разных размеров;
* Бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, перья и т.д.;
* Пищевые красители;
* Пипетки, термометры для воды;
* Шприцы без игл, трубочки, деревянные палочки, мерные ложки и стаканчики;
* Воздушные шарики, ленточки для определения направления ветра, сито, воронки,
формочки для льда;
* Наборы полотенец, клеенчатых фартуков, косынок, салфеток;
* Схемы, таблицы и алгоритмы выполнения опытов;
* Журнал зарисовок опытов детей;
* Литература и энциклопедии по теме;
* Различные часы: песочные, секундомер, компас;
* Водяные и песочные мельницы, весы, микроскоп, бинокль;
* Набор различных зеркал.
2. Основной этап.
Работа с детьми:
- Чтение, просмотр и прослушивание аудио записей о познавательно – исследовательской
деятельности;
- Просмотр презентаций и изучение опытов и экспериментов;
- Проведение занятий по экспериментальной деятельности;
- Рассматривание картинок с опытами и экспериментами.
Продуктивная деятельность.
- Проведение опытов и экспериментов;
- Зарисовка опытов в журнал;
- Оформление журналов с опытами детей;
- Создание картотеки с опытами, которые провели вместе с детьми;
Работа с родителями.
- Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности»;
- Консультация «Организация экспериментальной деятельности в домашних
условиях»;
- Семинар – практикум «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»;
- Сделать макет по разным частям света;
- Проведение анкетирования.
3. Обобщающий этап:
- Создание книги «Книга научных опытов для маленьких детей».
Выводы:
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.
Список используемой литературы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
7. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...