Проект "Юный исследователь".
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Уютнова Валентина Петровна

В проектной деятельности участвовали дети старшей группы №6 и их родители.Авторы проекта: Уютнова В.П. и Михайлова О.В.

Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_issled.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юные исследователи».

Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна, Михайлова Ольга Валентиновна.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», группа №6 «Почемучки».

Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2014 года.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

 Актуальность.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица).

        На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.    

         Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков, В.В.Запорожец, Г.И.Щукина, И.Д.Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее.

      Известно, что ознакомление с каким–либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Однако на практике мы сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н.Поддьякова доказывают, что причины лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

     Доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно – действенное и наглядно - образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

     Познавательная экспериментальная деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности. Из утверждений академика Н.Н.Подьякова («Мышление дошкольника») следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Это подтверждают и результаты современных исследований, которые показывают, что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.

     Ребенку–дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т. п. – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом наполнения разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Проблема:

      На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условие  для опытно-исследовательской деятельности.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию  с ними.
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Развивать самостоятельность в решении проблемных ситуаций и последовательской деятельности.
  6. Формировать умение детей объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Ожидаемые результаты:

- в группе созданы необходимые условия для опытно – исследовательской деятельности;

- дети активны, любознательны, у них развит интерес к экспериментальной

   деятельности;

- развиты мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- дети применяют разные способы экспериментирования, самостоятельно ставят новые

  вопросы и ищут на них ответы, доказательно объясняют полученный результат;

- у родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Основные этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

- Изучить познавательную и методическую литературу о детской познавательно –

  экспериментальной деятельности, а так же интернет ресурсы.

- Беседа с родителями «Организация проектной деятельности по экспериментированию».

- Обсуждение проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации

   проекта.

- Сбор материала (иллюстраций, картинок и оборудования) для экспериментирования.

- Составление перспективного плана.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

Картотеки опытов:

- «Познавательные опыты  для детей»;

- «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»;

- «Эксперименты с водой»;

- «Ставим опыты»;

- «Опыты и эксперименты»;

Альбомы:

- «Что такое снег?»;

- « Экспериментально – опытническая деятельность дошкольников с неживой природой».

Оборудование экспериментального уголка:

* Разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, емкости для воды;

* Баночки с песком, глиной, торфом, разнообразными крупами, плодами, камушками,

   ракушками;

* Разные магниты и железные предметы;

* Фонарики разных форм и размеров;

* Увеличительные стекла разных размеров;

* Бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, перья и т.д.;

* Пищевые красители;

* Пипетки, термометры для воды;

* Шприцы без игл, трубочки, деревянные палочки, мерные ложки и  стаканчики;

* Воздушные шарики, ленточки для определения направления ветра, сито, воронки,

  формочки для льда;

* Наборы полотенец, клеенчатых фартуков, косынок, салфеток;

* Схемы, таблицы и алгоритмы выполнения опытов;

* Журнал зарисовок опытов детей;

* Литература и энциклопедии по теме;

* Различные часы: песочные, секундомер, компас;

* Водяные и песочные мельницы, весы, микроскоп, бинокль;

* Набор различных зеркал.

2. Основной этап.

Работа с детьми:

- Чтение, просмотр и прослушивание аудио записей о познавательно – исследовательской

  деятельности;

- Просмотр презентаций и  изучение опытов и экспериментов;

- Проведение занятий по экспериментальной деятельности;

- Рассматривание картинок с опытами и экспериментами.

Продуктивная деятельность.

- Проведение опытов и экспериментов;

- Зарисовка опытов в журнал;

- Оформление журналов с опытами детей;

- Создание картотеки с опытами, которые провели вместе с детьми;

Работа с родителями.

- Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности»;

- Консультация «Организация экспериментальной деятельности в домашних

   условиях»;

- Семинар – практикум «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»;

- Сделать макет по разным частям света;

- Проведение анкетирования.

3. Обобщающий этап:

- Создание книги «Книга научных опытов для маленьких детей».

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.

Список используемой литературы:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
7. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
8. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...