Образовательная деятельность по ознакомлению с историей книги (для детей 3-6 лет) Тема: Первопечатник Иван Федоров
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вельмовская Галина Викторовна

В познании литературы детям могут помочь различные виды занятий.

 

Цель: познакомить детей с историей создания книг, показать их значимость в жизни человека.

Воспитателю. Начиная новый год пребывания детей в дошкольном учреждении, знакомьте их не только с историй книг, расскажите, как книга создается, кто такие автор и художник, чем детская книга отличается от взрослой. Старайтесь воспитывать у детей интерес к книге, уважение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В познании литературы детям могут помочь различные виды занятий.

Занятие по ознакомлению с историей книги (для детей 3-6 лет)

Тема: Первопечатник Иван Федоров.

Цель: познакомить детей с историей создания книг, показать их значимость в жизни человека.

Воспитателю. Начиная новый год пребывания детей в дошкольном учреждении, знакомьте их не только с историй книг, расскажите, как книга создается, кто такие автор и художник, чем детская книга отличается от взрослой. Старайтесь воспитывать у детей интерес к книге, уважение к ней.

Воспитатель. Книги в нашем государстве появились давно, так давно, что и представить себе трудно. Тогда и государство наше по-другому называлось: не Россия, а Русь, и книги были другими. Их писали от руки, писали долго, терпеливо выводя одну буковку за другой. Книг было немного. Люди бережно относились к ним и прочитывали от доски до доски.

А знаете, почему так говорят: от доски до доски? Какие доски могут быть в книге? Оказывается, могут. Раньше в книгах переплет был из досок.

Воспитателю. Если в речь детей понятие «переплет» не введено, покажите им, что это такое, и объясните, что на месте картонного, бумажного, ламинированного (одетого в целлофан) переплета нынешней книги в древней русской книге были доски.

Доски обтягивались кожей, украшались драгоценными каменьями, и книга становилась необыкновенно красивой.

Но позже у нас, в России, был изобретен печатный станок. И придумал его человек, которого, звали Иван Федоров. В те времена того, кто умел печатать книги, называли друкарь, то есть печатник. Иван родился и жил в Москве, здесь же и первую книгу напечатал. Появление первой книги было очень важным событием. Говорят, сам царь Иван Грозный при этом присутствовал и наблюдал за работой мастера-волшебника Ивана Федорова.

Иван Федоров был человеком грамотным, много знавшим, умевшим красиво рисовать. Ему хотелось свои знания и умения другим передать. Вот и стал он книги печатать и продавать, чтобы люди из книг много мудрости узнали.

Иван Федоров создавал такие замечательные книги, что один англичанин, увидев его творение, «воскликнул в восторге, что за один лист этой книги он бы отдал всю Англию». Иван Федоров напечатал первую в России детскую книгу.

А давайте с вами подумаем, что это была за книга. Как она могла называться?

Попробуем порассуждать: если Иван Федоров очень хотел, чтобы все люди знали грамоту и умели читать, то для того, чтобы читать научиться, что нужно прежде всего знать? Конечно же буквы, поэтому первая книга для детей называлась «Азбука». Такое обращение к детям есть в ней: «Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя...» Как видим, знания уже тогда считались «украшением» человека


Занятие на тему «Что я прочитаю малышу»

(Занятие проводится среди четырехлетних и шести-семияетних детей)

Цель: учить выбирать книгу для чтения и мотивировать выбор; способствовать росту авторитета читающих детей среди сверстников и воспитанников других возрастных групп; вырабатывать потребность в общении ребят разного возраста.

Занятие начинается в подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит книги с небольшими по объему, интересными текстами и сообщает детям, что они скоро отправятся в гости к четырехлетним малышам, предлагая ребятам решить, что бы они почитали четырехлеткам, почему именно эти книги или тексты они хотят прочитать.

В группе 6—7-летних ребят всегда найдется тот, кто к этому возрасту хорошо читает. Из книг, выбранных воспитателем или названных детьми, надо взять небольшое по объему произведение, которое сначала будет прочитано ребенком в своей группе, а затем он же прочитает его малышам.

Кроме того, после предварительной подготовки старшие дети могут рассказать малышам о прочитанной книге; о том, что изображено на иллюстрации; показать рисунки, которые они нарисовали к прочитанным текстам; прочитать выученные наизусть стихи; рассказать о любимой книге, принесенной из дому.

Так как о своем опыте общения с книгой станут говорить сами дети, то все это будет способствовать пробуждению и развитию интереса к чтению, повышению авторитета читающих детей, разновозрастному общению и передаче читательского опыта без «посредников» - взрослых.


Творческие задания

Эти задания можно выполнять как с группой детей в ДОУ, так и с одним ребенком в домашних условиях.

От 1 года до 2 лет

Игры-звукоподражания. Попросите ребенка представить себя кем-либо, например, при чтении стихов Марины Дружининой — курочкой, теленком, и повторять за вами те звуки, которые издают персонажи стихов.

КУРОЧКА

Ты скажи нам, курочка,
Где же наша улочка?

Да совсем недалеко!
Там за речкой! Ко-ко-ко!

ТЕЛЕНОК

Среди елок и сосенок Маму потерял теленок.

-Где же м-ма-а-ма? Не пойму-у-у!

 — Здесь я, мой хороший! Му-у-у!

Продолжите игру, используя народные прибаутки.

Говорят, говорят у нас так:

Курочки на улочке — кудах-тах-тах,

 Свинки у осинки — хрю-хрю-хрю,

Овечки у речки — бе-бе-бе,

 Козочки у лозочки — ме-ме-ме,

Коровки у дубровки — му-му-му,

Конюшки у горушки - - и-го-го.

От 2 до 3 лет

1. Рисуйте вместе с ребенком под приговорку:

Точка, точка,        Точка, точка,

Запятая,        Два крючочка,

Минус,        Носик, ротик,

Рожица кривая.        Огуречик.

Вот и вышел человечек!

2.        Предложите детям угадать героя книги по описании.  Делать это нужно на другой день после чтения произведения, так как у детей этого возраста объем памяти мал, им трудно будет называть героя, которого они успели забыть.

Произведение                                        Материал для узнавания

Е. Чарушин. Томка.                                «Уши длинные, хвост короткий». Кто                                                                 это? Чей это «хвост-обрубочек торчит Как Томка научился плавать.                                наружу»?

От 3 до 4 лет

1. Переставив местами существительные или глаголы, сделайте из данного стихотворения небылицу-перевертыш. По аналогии сочините собственные небылицы.

Кошка у окошка песенку поет.

Бабушка на кухне пирожки печет.

Внучка на диване куклу одевает.

Буря за окошком воет-завывает.

2.        Прочитайте стихотворение Ильи   Сельвинског«Что правильно?». Разберитесь в том, что здесь действительно верно.

Гречка

в печке,

Валенки

На завалинке?

Валенки

В печке,

На завалинке

 гречка?

                                  Гречка

В валенке,

Печка

                    На завалинке?

Валенки

В гречке,

Завалинка

В печке?

3. Прочтите стихотворение Михаила Я снова «Я рисую грозу». Вместе с детьми попробуйте изобразить то, что описал поэт.

Тучка-тучка,

Запятая —

Это молния кривая!

Это дождик у крылечка.

Это — шляпа человечка.

Сам сидит он под крыльцом,

Потому что страшный гром!

4.        Доскажи словечко. Взрослый выбирает стихотворение или отдельную строфу с парными (близко отстоящими) рифмами, читает его ребенку, а через короткий промежуток времени читает опять, пропуская последнее слово во второй и четвертой строках. Ребенок должен по ходу чтения досказать его.

Мы не ляжем рано спать,

Дочку надобно купать.

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.                                Е. Благинина Аленушка

ЕХАЛИ ЗАЙЦЫ

Тары-бары, тары-бары.

 Зайцы ехали с базара.

Закупили для зимовки

Тридцать пять мешков... морковки.                 В. Агапов

5. Прочитайте детям два раза стихотворение Ирины Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки». Попросите детей нарисовать кулинаки-пулинаки.

Кулинаки-пулинаки,

Громко гавкают собаки,

Тихо тикают часы,

Чистят чижики носы.

Кулинаки-пулинаки,

Тихо тикают собаки,

Громко гавкают носы,

Чистят чижики часы.

Кулинаки-пулинаки,

Чистят чижиков собаки,

Тихо гавкают часы,

Громко тикают носы.

Кулинаки-пулинаки,

Где часы, а где собаки?..

Только тот и разберет,

        Кто ходит задом наперед.

6. Прочитайте детям стихотворение Ивана Демьянова «Смешной котенок». Попросите изобразить котенка, который ловит свой хвост.

Васька вертит головой –

Ловит хвост пушистый свой.

 Серый хвостик вьется,

В лапки не дается!..

Васька кружится волчком

С высунутым язычком...

 Серый хвостик вьется,

В лапки не дается...

Васька выбился из сил,

Зашипел от злости;

Вдруг поймал и укусил

Свой пушистый хвостик

По-кошачьи вскрикнул: - Ой!

Взвился хвост над головой...

И уткнув в подушку нос,

Кот сидит до ночи, —

Очень сердится на хвост,

С ним играть не хочет.

7. Прочитайте детям сказку «Лиса и заяц». Попросите описать обстановку в избушке зайца. Обратите их внимание на то, что в сказке внутреннее убранство «избенки» не описано: «У лисы была избенка ледяная, а у зайца — лубяная». Так что же находилось внутри избушки? Не упустите и то, что на одну деталь интерьера заячьей избушки сказка указывает. Это печь. Постарайтесь, чтобы дети сами обратили внимание на это.

От 4 до 5 лет

1. Доскажи словечко. Для детей этого возраста выбирается стихотворение или строфа с перекрестными рифмами (1 —3, 2—4). Методика работы та же, что и для предыдущего возраста.

Под стволами двух дубов

Помолчим немножко,

Принесем домой грибов

Полное лукошко.                         Я. Аким Грибной лес

2.        Прочтите стихотворение Светланы   Пшеничных «Ночной лес». Вместе с детьми назовите тех, о ком пишет автор. Пусть ребята попробуют изобразить звуки ночного леса.

Лес ночной

Был полон звуков:

Кто-то выл,

А кто мяукал.

Кто-то хрюкал,

Кто-то топал,

Кто-то крыльями

Захлопал,

Кто-то ухал

И кричал,

И глазищами

Вращал.

Ну, а кто-то

Тихо-тихо

Тонким голосом

МОЛЧАЛ!

3. Отгадайте вместе с детьми литературные загадки.

КТО Я?

По лужайке с травкою

Я хожу и чавкаю.

У забора с дыркою

Я стою и фыркаю.

У реки с осокою

Я лежу и чмокаю.

Хвостик закорюкою —

Радуюсь

И хрюкаю.         М. Яснов

«ЗАГАДОЧНЫЕ ГИРЛЯНДЫ»

В лес уснувший, опустелый,

Прилетела птицей белой.

Всем обновки раздает —

Дело к празднику идет.

Нарядилась и сама

Белым кружевом зима.                 Н. Вернигора

Кто носит горы  

На спине.

Я позабыл,

Напомни мне

(Верблюд)         Ж. Давитьянц

СТРАННАЯ ВСТРЕЧА

Мне довелось увидеть то,

Чего не видывал никто:

По переулку шло пальто.

Народ вокруг понять не мог,

Кто это движется без ног.

А это был — ты знаешь кто?

Мальчишка в папином пальто.         Дж. Родари

«ЗАГАДКИ ПРО МАШИНУ»

Первый мой вопрос простой,

Что пробьет туман густой?

Чьи волшебные лучи

Освещают путь в ночи?

На машине их две пары...

Догадались? Это — ФАРЫ!         Ю. Энтин

4.        Прочитайте детям стихотворение Михаила Яснова «Вот как я семью нарисовал». Пусть каждый ребенок по примеру лирического героя стихотворения нарисует себя или кого-то из членов своей семьи, используя геометрические фигуры.

Вот как я семью нарисовал:

Мама — круг

А бабушка — овал,

Папа — треугольник.

Младший братик —

Этот замечательный квадратик.

Как же я себя изображу?

По бумаге перышком вожу,

То туда вожу им,

То обратно я —

Получилось что-то непонятное:

Уголки,

Неровные края...

Мама, неужели это я?

5.        Прочитайте детям прибаутку:

На болоте стоит пень.

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Придумайте вместе с ребятами такие истории, которые бы заставили петь                   шевелиться и смеяться.

От 5 лет до 7-го года жизни

1. Доскажи словечко. Играем с рифмами, далеко отстоящими друг от друга (опоясывающими: 1—4, 2—3).

В доме с утра

Снова игра:

Ложка стала лопаткой,

Мама — синичкой,

Дед — электричкой,

Бабушка быстрой лошадкой.                С. Махотин   Завтрак

2. По мнению психологов, в 5 – 6 лет начинается «война полов»: мальчики и девочки уже не любят играть вместе и активно общаться. Предложим им игру по стихотворению С. Маршака «О мальчиках и девочках» (Из чего только сделаны мальчики?..). Кто из них — мальчики или девочки — назовут больше слов, обозначающих предметы, которыми пользуются и те, и другие: например велосипед, книга, фломастер и т. д.?

3. Научите детей выразительно читать эти стихи:

Парус наш на совесть сшит.

Нас и шторм не устрашит

Журчали ручьи и урчали

Жужжали шмели над ручьями.

Крошка кошка на окошке

Кашку кушала по крошке.                М. Пляцковский

С перепелом

Перепел

В паре

Пел.

Перепела

Перепел

Пе-

Ре-

Пел.                Г. Лагздынь

Скороговорка         МЫЛО И МИЛА

Мыла

Мила

Мишку

Мылом,

Мила

Мыло

Уронила.

Уронила

Мила

Мыло,

Мишку

Мылом

Не домыла.

«ДРУЗЬЯ ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАН»

Наш дружище Бегемот

Думал днями напролет

 Если я - ГИППОПОТАМ,

Значит, я родился ТАМ.

Ну а я родился ТУТ.

Значит, я - ГИППОПОТУТ.         Е. Лаврентьева

4. Прочитайте детям стихотворение В. Берестова про семиглавого дракона. Поэт любил играть с детьми в рифмы к слову «голова». Поиграйте и вы с вашими воспитанниками таким образом или нарисуйте с ними семь голов так, чтобы получились голова, пасть, головка, глотка, башка, рожа, личико.

В дверь диетической столовой

Вошел дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

— Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти —

Прочие сласти.

Для этой головки —

Перловки.

Для этой глотки —

Селедки.

Для этой башки —

Пирожки.

Для этой рожи —

То же.

Для этого личика —

Два сдобных куличика.

Что еще? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик, вилку.

5.        «Я сегодня Шехерезада». Это достаточно сложная творческая работа, цель которой — учить детей рассказывать сказки. Для этого необходимо провести подготовку, в которой заняты и воспитатель, и родители. Следует пояснить и детям, и родителям, что Шехерезада (Шахразада) — персидская девушка, героиня восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Она должна была рассказывать своему повелителю сказки в течение ночи, но с наступлением утра сказка прерывалась на самом интересном месте. Шехерезада, по преданию, знала более тысячи сказок, отсюда и название сборника «Тысяча и одна ночь». Мастерское исполнение сказок помогло ей через 1001 ночь стать царицей.

Родители вместе с детьми могут выбрать небольшую, но увлекательную и динамичную сказку, внимательно прочитать ее, найти кульминационный момент (высшая, самая напряженная точка в развитии действия), потому что это, как правило, самое интересное и загадочное место в сказке.

Ребенок должен сказку запомнить и пересказать в группе, остановившись, как Шехерезада, на самом интересном месте.

Детям — участникам этого процесса предстоит затем сказку продолжить, но не так, как в книге (в случае, если дети знают книжный вариант). Надо придумать нечто свое, оригинальное.

Имена лучшего рассказчика и лучшего фантазера сообщаются всем, в том числе и родителям. Детей надо похвалить, а если есть возможность — вручить приз.

P.S. Для родителей и воспитателя. Существует предание, что мать великого немецкого поэта И. В. Гете именно так развивала творческие способности своего сына.

Прочитайте сказку Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Все вместе сочините письмо девочке Таффи.

Читается произведение, выбранное воспитателем. Дети дают оценку герою или событию. Педагог намеренно не соглашается с ними, побуждая к обсуждению текста, включая ребят в диалог. Это же самое надо делать и в домашних условиях.

Воспитатель дает оценку событию или герою, заведомо провоцируя детей на несогласие с ним, на необходимость доказывать, аргументировать свои мысли.

Тексты для такой работы надо выбирать небольшие, но содержащие в себе предмет для обсуждения, проблему, неоднозначное решение которой приведет к разговору, диспуту. Чтобы обратить внимание детей на сам текст, воспитатель в ходе обсуждения постоянно цитирует его, подчеркивает значимые детали или фрагменты. Как пример предлагается рассказ Любови Воронковой   «Радости».

Ребята сидели на бревнышках под березами и разговаривали.

—        А у меня радость, — сказала Аленка, — у меня новая лента, смотрите, какая блестящая!

Она показала свою косу и новую ленту в косе.

У меня тоже радость, — сказала Таня, — мне цветные
карандаши купили. Целая коробка.

Подумаешь, радости! — сказал Петя Петухов. — Уменя вот удочка есть. Сколько хочешь рыбы наловлю. А что там карандаши какие-то? Испишутся, и все.

Тут Демушке захотелось похвалиться.

—        А у меня розовая рубашка, вот она! — сказал Демушка и растопырил руки, чтобы все видели, какая у него красивая рубашка.

Только Ваня слушал и ничего не говорил.

—        А у Ванюшки даже никакой, хоть бы маленькой, радостинки нет, — сказала Аленка, — сидит и молчит.

Нет есть, — сказал Ваня, — я цветы видел.  Все сразу стали спрашивать:

Какие цветы?

Где?

—        В лесу видел. На полянке. Тогда я заблудился. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.

Ребята засмеялись.

—        Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашел!

А еще я один раз зимой крыши видел, — сказал Ваня. Ребята засмеялись еще громче.

Значит, летом ты крыши не видишь?

Вижу. Только зимой на крышах был снег. И солнце светило. С одной стороны крыша синяя, а с другой — розовая. И вся блестит.

Вот еще! — сказала Аленка. — Как будто мы снег на крыше не видели. А что он был синий да розовый, это выдумал.

—        Да он просто так, — сказал Петя Петухов, — он нарочно!

—        Может, у тебя еще какие радости есть? — спросилаТаня.

—        Есть, — сказал Ваня, — еще я видел серебряных рыбок.

Демушка встрепенулся:

Где?

Настоящих? Серебряных? — Петя Петухов даже вскочил. — В пруду? В речке?

В луже, — сказал Ваня.

Тут все так и повалились со смеху. А Петя Петухов проворчал:

Я так и знал. Он же все нарочно!

Нет, не нарочно, — сказал Ваня, — после дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в ней солнце светило. И ветер был. Вода дрожала, и в ней серебряные рыбки играли.

—        Вот болтун, — сказала Аленка, — никакой у него радости нет, так он и придумывает.

Аленка смеялась. А Таня сказала задумчиво:

—        А может, у него этих радостинок побольше, чем у нас. Ведь он их где хочешь найдет...

Воспитателю. Подумайте вместе с детьми, нарочно говорил о своих радостях Ваня? Что такое настоящая радость Что может быть радостью?

6. Создание ситуации розыгрыша при работе с текстом!

Воспитатель, беседуя с детьми о прочитанном, заведомо допускает ошибку. Дети должны не только обнаружить ошибочку, но и объяснить, почему стало возможным ее появление! Например, с детьми седьмого года жизни по методу «пересказ — чтение» может быть прочитан роман Л. Чарской Л «Княжна Джаваха». По окончании чтения воспитатель воз« вращается к главе «Таинственные огоньки. Башня смерти» говорит о том, что именно эта глава остановила его внимание, и ему хочется, чтобы ребята вновь пережили тот момент, когда Юлико идет в Башню смерти. Дети не только должны поправить ошибку воспитателя (в Башню идет Нина, а не Юлико), но и понять эту намеренную оговорку. Воспитатель сказал так потому, что именно Юлико первым заметил огонек в развалинах; или потому что хотел, чтобы мальчик пересилил страх; чтобы мальчик откликнулся на просьбу Нины вместе с нею идти в Башню, а не малодушничал перед нею. Далее вместе с детьми можно подумать над тем, а мог ли Юлико пойти в Башню вместо Нины или вместе с Ниной.

        Такое задание способствует развитию внимания к тексту, свидетельствует о степени его понимания каждым ребенком.

Приводим здесь отрывок из главы «Таинственные огоньки. Башня смерти».

Примечания:

Одна из башенок в развалинах старой крепости называлась «Башней смерти». Согласно старинному грузинскому преданию, там погибли красавицы-девушки, не сдавшись в плен туркам. Ночью в башне мелькал огонек. Юлико и Нина решили, что это огонек души самой смелой из девушек — Тамары.

Юлико, хотя был одногодком Нины, но выглядел младше, слабее, «бледнее и воздушнее». Нина не надеялась, что Юлико когда-то станет джигитом и часто испытывала его.

—Юлико! — сказала я ему как-то, сидя на том же неизменном обрыве и не сводя глаз с таинственно мерцающего огонька, — ты меня очень любишь?

Он посмотрел на меня глазами, в которых было столько преданности, что я не могла ему не поверить.

Больше Дато? — добавила я только.

Больше, Нина!

И сделаешь для меня все, что я ни прикажу?

Все, Нина, приказывайте! Ведь вы моя королева.

Хорошо, Юлико, ты добрый товарищ, — и я несколько покровительственно погладила его белокурые локоны. —Так вот, завтра в эту пору мы пойдем в Башню смерти.

Он вскинул на меня глазами, в которых отражался ужас, и задрожал, как осиновый лист.

Нет, ни за что, это невозможно! — вырвалось у него.

Но   ведь я буду  с тобою!

Нет, ни за что! — повторил он.

Я смерила его презрительным взглядом.

—Князь Юлико! — гордо отчеканила я. — Отныне вы не будете моим пажем.

Он заплакал, а я, не оглядываясь, пошла к дому.

Не знаю, как мне пришло в голову идти узнавать, что делается в Баше смерти, но раз эта мысль вонзилась в мои мозг, отделаться от нее я уже не могла. Но мне было страшно идти туда одной, и я предложила разделить мой подвиг Юлико. Он отступил, как малодушный трус. Тогда я решили отправиться одна и даже обрадовалась этому, соображая, что. вся слава этого «подвига» достанется в таком случае мне од ной. В моих мыслях я уже слышала, как грузинские девушки спрашивают своих подруг: «Которая это — Нина Джаваха?» — и как те отвечают: — «Да та бесстрашная, которая ходила в Башню смерти». Или: «Кто эта девочка?» — «Как, вы не знаете? Ведь это бесстрашная княжна Джаваха, ходившая одна ночью в таинственную башню!».

И произнося мысленно эти фразы, я замирала от восторг, удовлетворенной гордости и тщеславия. К Юлико я уже ж чувствовала больше прежнего сожаления и симпатии. Но заниматься много мыслью о Юлико я не могла, моей душе созрело решение посетить Башню смерти во чтбы то ни стало, и я вся отдалась моим мечтам.        ,

И вот страшная минута настала. Как-то вечером, простясь с отцом и бабушкой, чтобы идти спать, я, вместо того что4 бы отправиться в мою комнату, свернула в каштановую аллею и одним духом домчалась до обрыва. Спуститься сквозь колючий кустарник к самому берегу Куры и, пробежав мост подняться по скользким ступеням, поросшим мхом, к руинам крепости — было делом нескольких минут. Сначала издали, потом все ближе и ближе, точно путеводной звездой, мелькал мне приветливо огонек в самом отдаленном углу крепости.

То была Башня смерти.

Я лезла к ней по ее каменистым уступам и — странное дело! — почти не испытывала страха. Когда передо мной зачернели в сумерках наступающей ночи высокие, полуразрушенные местами стены, я оглянулась назад. Наш дом покоился сном на том берегу Куры, точно узник, плененный мохнатыми стражниками-чинарами. Нигде не видно, было света. Только в кабинете отца горела лампа. «Если я, крикну — там меня не услышат», — мелькнуло в моей голове, и на минуту мне сделалось так жутко, что захотелось повернуть назад.

Однако любопытство и любовь к таинственному превозмогли чувство страха, и через минуту я уже храбро пробиралась по узким переулкам крепости к самому ее отдаленному пункту, откуда приветливо мигал огонек.

Вот она — высокая, круглая башенка. Она как-то разом выросла передо мною. Я тихонько толкнула дверь и стала подниматься по шатким ступеням. Я шла бесшумно, чуть касаясь пятками земли и испуганно прислушиваясь к малейшему шороху.

И вот я у цели. Прямо передо мною дверь, сквозь трещину которой   проникала узкая полоса света.

Осторожно прижавшись к сырой и скользкой от мха и плесени стене, я приложила глаз к дверной щели и чуть не вскрикнула во весь голос.

Вместо мертвой девушки, вместо призрака горийской красавицы я увидела трех сидевших на полу горцев, которые при свете ручного фонаря рассматривали куски каких-то тканей. Они говорили тихим шепотом. Двоих из них я разглядела. У них были бородатые лица и рваные осетинские одежды. Третий сидел ко мне спиной и перебирал в руках крупные зерна великолепного жемчужного ожерелья. Тут же рядом лежали богатые, золотом расшитые седла, драгоценные уздечки и нарядные, камнями осыпанные дагестанские кинжалы.

Так не уступишь больше за штучку? — спросил один из сидящих того, который был ко мне спиною.

Ни одного тумана.

А лошадь?

Лошадь будет завтра.

Ну, делать нечего, получай десять туманов и айда!

И говоря это, черноусый горец передал товарищу несколько золотых монет, ярко блеснувших при свете фонаря. Голос говорившего показался мне знакомым.

В ту же минуту третий горец вскочил на ноги и повернулся лицом к двери. Вмиг узнала я его. Это был Абрек.

Этого я не ожидала!..

Передо мною совершалась неслыханно дерзкая мошенническая сделка.

Очевидно, это были душманы, горные разбойники, не брезгавшие и простыми кражами. Абрек, без сомнения,

играл между ними не последнюю роль. Он поставлял им краденые веши и продавал их в Башне смерти, чудесно укрытой от любопытных глаз.

Все эти соображения вихрем пронеслись в моей пылавшей голове.

Слушай, юноша, — произнес в эту минуту другой татарин с седой головою, — завтра последний срок.  Если не доставишь коня — берегись... Гори не в раю Магомета, и мой кинжал достанет тебя.

Слушай, старик: слово правоверного так же непоколебимо, как и закон Аллаха. Берегись оскорблять меня. Ведь и мой тюфенк (винтовка) бьет без промаха.

И обменявшись этим запасом любезностей, они направились к выходу.

Дверь скрипнула. Фонарь потух. Я прижалась к стене, боясь быть замеченной. Когда они прошли мимо меня — я стала ощупью впотьмах слезать с лестницы. У нижней двери я помедлила. Три фигуры неслышно скользнули по крепостной площади, носившей следы запустения более, чем другие места в этом мертвом царстве.

Двое из горцев исчезли за стеною с той стороны, где крепость примыкает к горам, третий, в котором было нетрудно узнать Абрека, направился к мосту.

Я догнала его только у обрыва, куда он вскарабкался с ловкостью кошки, и, не отдавая себе отчета в том, что делаю, схватила его за рукав бешмета.

—        Абрек, я все знаю! — сказала я.

Он вздрогнул от неожиданности и схватился за рукоятку кинжала. Потом, узнав во мне дочь своего господина, он опустил руку и спросил немного дрожащим голосом:

Что угодно княжне?

Я все знаю, — повторила я глухо, — слышишь ты это? Я была в Башне смерти и видела краденые вещи и слышала уговор увести одну из лошадей моего отца. Завтра же весь дом узнает обо всем. Это так же верно, как я ношу имя княжны Нины Джаваха...

Абрек вскинул на меня глазами, в которых сквозил целый ад злобы, бессильной злобы и гнева, но сдержался и проговорил возможно спокойнее:

Не было случая, чтобы мужчина и горец побоялся угроз грузинской девочки!

Однако эти угрозы сбудутся, Абрек: завтра же я буду говорить с отцом.

О чем? — дерзко спросил он меня, нервно пощипывая рукав бешмета.

Обо всем, что слышала и видела и сегодня, и в ту ночьв горах, когда ты уговаривался с этими же душманами.

Тебе не поверят, — дерзко засмеялся горец, — госпожа княгиня знает Абрека, знает, что Абрек верный нукер, не выдаст его полиции по глупой выдумке ребенка.

—        Ну, посмотрим! — угрожающе проговорила я. Вероятно, по моему тону горец понял, что я не шучу, потому что круто переменил тон речи.

Княжна, — начал он вкрадчиво, — зачем ссоришься с Абреком? Или забыла, как Абрек ухаживал за твоим Шалым? Как учил тебя джигитовке?.. А теперь я узнал в горах такие места, такие!,  и он даже прищелкнул языком и сверкнул своими восточными глазами. — Лань, газель не проберется, а мы проскочим! Трава — изумруд, потоки из серебра... туры бродят... А сверху орлы... Хочешь, завтра поскачем? Хочешь? — и он заглядывал мне в глаза и вклады вал необычайную нежность в нотки своего грубого голоса.

Нет, нет! — твердила я, затыкая уши, чтобы помимо воли не соблазниться его речами, — я не поеду с тобой никогда больше. Ты душман, разбойник, и завтра же я все расскажу отцу...

—        А-а! — дико, по-азиатски взвизгнул он, — берегись, княжна! Плохи шутки с Абреком. Так отомстит Абрек, что  всколыхнутся горы и застынут реки. Берегись! — и еще разгикнув он скрылся в кустах.

Я стояла ошеломленная, взволнованная, не зная, что предпринять, на что решиться...

Читая такие произведения, как «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля (выборочно), придумывайте с детьми свой город, свою страну, «населяйте» ее своими героями, «обустраивайте» их жизнь, «стройте» дома, устанавливайте взаимоотношения
и т.д.Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Нофелет». Поиграйте с ними в слова-перевертыши. Придумайте истории с этими словами.

Каким ученым Федя стал!

Кто б мог сравниться с Федею!

Он лето целое листал Тома энциклопедии.

Людей известных, например,

Он знает всех... до буквы «эр».

А ну-ка, Федя, дай ответ,
А кто такой был Нофелет?

Кто? Нофелет? Ах, Нофелет...
Скажу я вам на это,

Что стыдно людям ваших лет

Не знать про Нофелета!

Жил в Древнем Риме Нофелет,

Не то мудрец, не то поэт...

Откуда только знает он

Такого мудреца?

Мы просто слово «те-ле-фон»

Прочли ему с конца.

А получился «Но-фе-лет»,

Не то мудрец, не то поэт.

7. По два раза медленно, выразительно прочитайте детям три произведения. Попросите их выразить словами или красками то чувство, которое возникло у них при слушании стихов.

ВЕТЕР

Ветер дул всю ночь,

Шумели

Ели,

Морщилась вода.

Сосны

Старые

Скрипели,

Ивы

Гнулись

У пруда.

Выло,

Дуло,

Завывало,

А когда пришел

Рассвет,

Ветра

Будто не бывало,

Будто не было

И нет.                         С. Козлов

Скажи-ка нам, ветер,  

Какого ты цвета?

— Я — цвета заката,

Я — цвета рассвета,

Я — снежного цвета,

Я — цвета огня...

Такой я, каким

Ты увидишь меня.                         В.Лунин

ВЕТЕР

Вчера был злой  —  Шумел, свистел,

Качал деревья,

Бился в стекла.

Зато сегодня — Тихий, теплый.

Наверно, с юга прилетел.                         Ж. Давитьянц

8. «В литературе образы создаются при помощи слова, и без особой восприимчивости к художественному слову, без ощущения его многозначности, ассоциативности, неповторимости не может быть настоящего читателя».

а)        Прочитайте детям предложенные здесь отрывки. Найдите необычные слова или выражения в них. Подумайте, в чем заключается их необычность (здесь следует подчеркнуть своеобразие сравнений).

Жил-был кот,

Ростом он был с комод,

Усищи — с аршин,

Глазищи — с кувшин,

Хвост трубой,

Сам рябой,

А да кот!..                Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

б)        Прочитайте детям еще один текст. Вместе с ними отметьте умение героя произведения увидеть необычное в обычном.

Да, что ты ни говори, батюшка, а я картошку люблю. Потому что в картошке смыслу много.

Да какой там особенный-то смысл? Картошка и   картошка. Э-э... не говори, батюшка, не говори. Наваришь с полведерочки — тут и жизнь вроде повеселей становится. Вот такой и смысл... Картофельный.                Ю. Коваль  «Картофельный смысл.» Рассказ из цикла «Чистый Двор»

в) При чтении отрывка из «Аз-бу-ки» В.Лунина обратите внимание детей на умение поэта пользоваться звуком, с помощью одного звука создавать сюжет, рисовать словесные картины.

Кот

Копеечку накопил

Кошке

Козочку

Купил,

А козе

Капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка

Крепка,

Кошке даст

Молока.

г) Ответьте вместе с детьми на вопрос: каким образом в народной песне передана  любовь хозяина к коню. Обратите их внимание на определения, свойственные народным песням, красивые и звучные (вороной конь, зеленый бережок, черная гривушка, золотая узда, золотые колечушки), на то, как ласково, любовно звучат слова (бережок, головушка, гривушка, колечушки), как напевна интонация произведения.  

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому,

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает.
Все колечушки – то – бряк! бряк! бряк!

Золотые они – звяк! звяк! звяк!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга

Рабочая программа  дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга...

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Для детей старшей группы По теме: «За окошком осень»

Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.Все наши великие писатели, поэты, ко...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДНЫМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ФРУКТЫ»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о фруктах.Программное содержание:Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с фруктами, расширять представления о них, уточнять и активизироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Знаменитые люди Крыма. Художник - маринист Иван Константинович Айвазовский»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  в подготовительной  группе                    ...