Тематический план по организации поисково-опытнической деятельности дошкольников старшей группы.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Соломина Елена Николаевна

Материал предназначен для организации познавательно- ииследовательской деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план по организации поисково-опытнической деятельности дошкольников

старшей группы.

Воспитатели:

Соломина Е.Н

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Живая природа

  1. Проращивание корнеплодов.

  1. «Оживление растений».

Неживая природа

  1. «Этот удивительный воздух».
  2. «Упрямый воздух».
  3. «В погони за светом».

Человек

  1. «Проверим слух».

Предметный мир

  1. В мире бумаги.

Показать, что в корнеплодах есть запас питательных веществ.

Определить потребность растений в воде.

Знакомить со способами обнаружения воздуха.

Воздух занимает всё пространство.

Проследить за освещённостью разных помещений группы в дневное время суток.

Показать, как человек слышит.

Познакомить с различными видами бумаги; формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Октябрь

Неживая природа

  1. Знакомство со свойствами почвы.
  2. Песчаный конус.
  3. Первые заморозки.

  1. Вдох – выдох.

Человек

  1. Наши помощники глаза.

Предметный мир

  1. Мир ткани.

Закрепить свойства песка и глины.

Помочь определить может ли песок двигаться.

Изменение свойств воды на морозе. Превращение лужиц в стеклянные оконца.

Расширять представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Помочь определить зачем человеку нужны глаза.

Знакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Ноябрь

Неживая природа

  1. Состав почвы.

Живая природа

  1. Земля – наша кормилица.

  1. Может ли растение дышать?

Человек

  1. Большой - маленький.

  1. Помогает ли слюна ощущать вкус пищи.

Формировать представления о взаимодействии песка с водой, глины с водой, земли с водой.

Закрепить изученное о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости

от освещенности.

Учить различать пищу на вкус, не глядя на неё.

Декабрь

Январь

Неживая природа

  1. Что быстрее растает?(Вносим в группу снег и лёд. В одном ведре рыхлим снег, в другом – утрамбовываем, в третьем – лёд).
  2. Где вода быстрее замерзнет? (Поднос с водой или ведро).

  1. Защитные свойства снега.

  1. Куда делась вода?

  1. Определить t воздуха на улице с помощью термометра.

Живая природа

  1. Разная потребность растения во влаге.
  2. Нужен ли корням воздух?

  1. Могут ли животные жить в земле?

Человек

  1. Проверка зрения.

Предметный мир

  1. Легкая пластмасса.

  1. Как достать скрепку не намочив руки?

Неживая природа

  1. Измерение с помощью термометра t воздуха на солнечной стороне улицы и в тени.
  2. Со снегом и льдом.

  1. Что тяжелее: снег в воде или земля в воде.

  1. Переливание воды в сосуды разной формы.

Живая природа

  1. Что выделяют растения?

Предметный мир

  1. Полюса магнита.

  1. Путешествие в мир стеклянных вещей.

Определять факторы быстрого таяния родных агрегатных состояний воды.

Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Сформировать представления об опасности, подстерегающей при выходе на лёд водоёма.

Проводя наблюдения делать выводы, почему снег защищает корни растений от вымерзания.

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (t воздуха, открытая и закрытая поверхность воды, бельё на морозе).

Знакомить с измерением t воздуха в зависимости от состояния погоды.

Установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, пушение) и потребность их в воде.

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. Выявить причину потребности растений в дыхании.

Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органический остаток).

Выяснить, что можно увидеть одним глазом.

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая).

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Определять изменение активности солнца.

Определять изменение состояния под воздействием низкой температуры.

Наблюдать таяние снега, увеличение объемов снега и земли.

Познакомить с тем, что вода не имеет своей формы.

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растения.

Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита  сильнее притягивает металлические предметы.

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления; активизировать познавательную деятельность.

 

Февраль

Март

Живая природа

  1. Наблюдение за срезанными ветками  берёзы, ивы, тополя и вишни, в группе , на солнце и в тени.
  2. Опыты с луковицами.

  1. Проращивание семян в двух блюдцах при наличии влаги и без неё.

  1. Выращивание двух одинаковых растений в темном и светлом месте.

  1. Распускание веток на окнах и на подоконнике.

Неживая природа

  1. Измерение тени разных предметов.

  1. Измерение тени одного предмета в разное время суток.

  1. Солнечные зайчики в тени и на свету.

  1. Солнечные зайчики в помещении.

  1. Таяние и замерзание воды.

  1. У воды нет запаха.

Человек

  1. Помощники глаз.

Неживая природа

  1. Опыты с водой с использованием моделей ТРИЗ.

  1. Сухой из воды.

  1. Измерение t воздуха на улице в разное время суток.

Живая природа

  1. Посев овса.
  2. Удобрение растений.

Установить влияние солнечного света на набухание почек.

Определять значение влаги, тепла, света дня роста, растений.

Формировать представления о необходимости влаги для роста растений.

Формировать представления о необходимости света для роста растений.

Дать знания о необходимости тепла для роста растений.

Дать представления о существовании света и тени.

Формировать представление о скорости таяния в зависимости от t.

Дать представления о том, что вода не имеет запаха.

Помочь определить помощников глаз.

Формировать представления о зависимости состояния воды от температуры.

Помочь определить, что воздух занимает место

Рост посевов в зависимости от освещенности.

Сравнение роста удобренных и не удобренных растений. Подводить к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений.

Апрель

        Неживая природа.

  1. Пускание лодочек в ручейках.
  2. Песочный конус.

Живая природа

  1. Проращивание фасоли и гороха (Вершки – корешки).
  2. Есть ли у растения органы дыхания.

  1. Как пчёлки переносят пыльцу.

Предметный мир

  1. Родственники стекла.

  1. Опыт с металлом и пластмассой.

Знакомить с силой ветра и воды.

Помочь определить сможет ли песок двигаться.

Выясни что раньше появится из семени.

Помочь определить, что все части растений участвуют в дыхании.

 

Выяснить, как происходит процесс опыления у растений.

Узнать предметы, изготовленные из стекла, фарфора. Сравнить их качественные характеристики, свойства.

Сравнивать способность тонуть металлическим и пластмассовым предметам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Материал содержит планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет по темам и месяцам...

Тематический план по организации поисково - исследовательской деятельности детей первой младшей группы

Организация поисково - исследовательской деятельности детей первой младшей группы...

План – конспект организации и управления деятельностью детей средней группы в процессе группового сбора

Развитие ключевых компетентностей дошкольного возраста (формирование и проявления). Реализация детьми  компетенций в практике организации жизни в ДОО....

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Мир природы»

Данный конспект поможет вам познакомить детей с таким животным как черепахой, через игру и позитивный, праздничный настрой....

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе.

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе....