НОД "Воздух невидимка" (познавательно-исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Захаревич Екатерин@ Алексеевна

Познавательно - исследовательская деятельность в подготовительной группе с проведением опытов по теме: "Воздух".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelkaya.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательно - исследовательская

Вид деятельности: непосредственно – образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Воздух-невидимка»

Дата и место проведения: 21.11.2014г., МАДОУ ДС КВ №30

Педагог: Захаревич Екатерина Алексеевна

Программное содержание:

Цель: учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Задачи:

Образовательные:

 - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

 - дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

 - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

 - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

 - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

 - развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

 - развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

 - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

 - воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

 - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная  работа:

 - наблюдения за ветром;

 - проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;

 - изготовление корабликов с парусами, вееров.

Материалы и оборудование:

 - полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

 - стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

 - спасательный круг, жилет, нарукавники.

 - тазик с водой.

 - мячи: надутые и раздутые.

 - листы бумаги, пустые пластиковые бутылки.

 - бассейны - «море» для корабликов;

 - кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

 - салфетки бумажные (по количеству детей);

 - веера (по количеству детей);

 - вентилятор.

 - духовые музыкальные инструменты.

 - апельсин;

 - воздушные шары (по количеству детей);

 - игрушка котенок Гав.

Ход образовательной деятельности

Педагог: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Ой, а кто это к нам еще в гости пришел?

Котенок Гав: Это я котенок Гав. Здравствуйте, ребята.

Педагог: Добро пожаловать в наш детский сад, Гав. А почему ты такой грустный?

Котенок Гав: У меня неприятности, я никак не могу найти воздух. Может быть он где- то спрятался?

Педагог: Ребята, поможем котенку поймать воздух?

Игра « Ловим воздух». 

Беремся за края ткани, взмахиваем и опускаем на пол.

Педагог: Ну, что получилось у нас ребята поймать воздух?

Дети: Нет

Котенок Гав: Зря, наверное, я к вам пришел. Не можете вы мне помочь найти воздух.

Педагог: Не переживай, Гав, мы поможем с ребятами найти воздух-невидимку. Отправляйся ты лучше с нами в нашу волшебную лабораторию. Но только, чтобы туда попасть мы должны сначала произнести заклинание:

Вокруг себя мы обернемся

Раз, два, три

Немножко ножками пройдем

Раз, два, три

И в волшебную лабораторию придем.

Педагог: Ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет, мы не видим воздух.

Педагог: Почему не получается увидеть воздух?

Дети: Потому что он бесцветный, прозрачный.

Педагог: Правильно, ребята. Как же нам доказать котенку Гаву, что воздух все-таки есть! И находится он вокруг нас! Мы ведь с вами оказались здесь не зря, попробуем еще раз поймать воздух?

Дети: да

Опыт 1: С полиэтиленовыми пакетами.

Педагог: Предлагаю подойти к столу. Для каждого из вас приготовлены пакеты, возьмите его в руки, что в нем?

Дети: Он пуст.

Педагог: Да и его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, а теперь встряхнем его и закрутим. Пакет стал полный, похож на подушку. Что у нас внутри пакета?

 Ребенок: Внутри пакета находится воздух.

Педагог: А теперь развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: Потому что из пакета выпустили воздух.

Педагог: А почему мы не смогли вначале тканью поймать воздух?

Ребенок: Потому что не завязали ткань.

Педагог: Правильно, ребята. А еще посмотрите, что мы можем увидеть на ткани, какая она?

Дети: на ней есть дырочки, оттуда воздух выходит.

Педагог: А пакет, у нас какой?

Дети: Пакет плотный.

Педагог: Ребята, а в чем мы еще можем спрятать воздух?

Дети: надувной круг, нарукавники, спасательный жилет, спасательный круг.

Педагог: Плавая с кругом или в нарукавниках, мы можем чувствовать себя в безопасности.

Педагог: Итак, как вы думаете, воздух можно поймать?

Дети: Да, воздух можно поймать.

Педагог: А что нужно сделать, чтобы он от нас не убежал?

Дети: Завязать пакет, закрыть клапан.

Педагог: Правильно, ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух?

Ответы детей.

Педагог: Проведем опыт и проверим. Для этого нам надо подойти к другому столу.

Опыт 2: Воздух легче воды.

Педагог: Сейчас я вам покажу фокус. Беру в руки стакан, посмотрите он пустой?

Дети: Да, стакан пустой.

Педагог: У каждого фокуса есть отгадка, попробуем ее найти вместе. Переворачиваю стакан и медленно опускаю в таз с водой.

Педагог: Почему стакан не наполняется водой? Что ему мешает?

Дети: Воздух не дает стакану заполниться водой.

Предлагаю детям по очереди повторить опыт.

Педагог: А теперь наклоним стакан, Что появляется в воде?

Дети: В воде появляются пузырьки воздуха.

Педагог: Откуда они взялись?

Дети: Воздух вышел из стакана, а его место заняла вода.

Педагог: Правильно. Воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх. Почему?

Дети: Воздух выходит из стакана, потому что он легче воды.

Педагог: Что может произойти, если из спасательного жилета или нарукавников выйдет воздух и попадет вода.

Дети: Если из спасательных жилетов и нарукавников выйдет воздух, то можно утонуть.

Педагог: Поэтому, нужно обязательно следить, чтобы клапаны были закрыты, чтобы ваши спасательные круги не пропускали воздух. И обязательно плавать вместе с родителями.

Педагог: Итак, что же легче вода или воздух?

Дети: Легче воздух.

Педагог: А как вы это поняли?

Дети: Воздух в виде пузырьков выходит наружу.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, внутри человека есть воздух? Проверим?

Опыт 3: Дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой

Педагог: Подуйте в трубочку, что вы видите?

Дети: Видим пузырьки воздуха

Педагог: Что это значит?

Дети: Воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.

Педагог: А мы с вами и из прошлого опыта знаем, что если на воде появляются пузырьки, то это означает, что воздух выходит наружу.

Дыхательная гимнастика:

 Воздух сильно мы вдыхаем

 При наклонах выдох дружный

 Но колени гнуть не нужно.

 Чтобы руки не устали,

 Мы на пояс их поставим.

 Прыгаем как мячики

 Девочки и мальчики.

Опыт 4: Воздух упругий.

(Детям предлагается потрогать и постучать раздутым мячом).

Педагог: Ребята в этом мяче много воздуха или мало?

Дети: В этом мяче мало воздуха.

Педагог: А как вы это поняли?

Дети: Мяч раздут.

Педагог: Такой раздутый мяч может прыгать? Попробуйте, постучите им о пол. Ну, что получилось?

Дети: Раздутый мяч не может прыгать.

Педагог: Почему не может высоко прыгать раздутый мяч?

Ребенок: Потому что в нем мало воздуха.

(Педагог предлагает детям потрогать надутый мяч, постучать им о пол).

Педагог: Есть разница? Почему один мяч легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Дети: Один мяч хорошо наполнен воздухом, а в другом мяче воздуха мало.

Педагог: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт 5: Воздух имеет вес.

Педагог: Ребята, как вы думаете, воздух можно взвесить? Он имеет вес?

(Ответы детей).

Педагог: Предлагаю проверить.

Палка, на ее середине веревка, к обоим концам привязываем надутые шарики.

Педагог: Что вы замечаете? В какую сторону наклоняется палка?

Дети: Ни в какую, шарики висят ровно.

Педагог: А теперь я лопну один шарик, что теперь можно сказать?

Дети: Палка наклоняется больше в ту сторону, где шарик надут.

Педагог: Значит, воздух имеет вес?

Дети: Да, воздух можно взвесить.

Опыт 6: Движение воздуха.

Педагог: Ребята, вдохните глубоко и подставьте ладошку и выдыхайте, что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем ветер.

Педагог: Значит, воздух можно ощущать?

Дети: Да, можно ощущать воздух.

Педагог: А теперь возьмите салфетку и подуйте на нее. Как вы думаете, от чего колышется салфетка?

Дети: Салфетка колышется от ветра.

Педагог: Что же такое ветер?

Дети: Ветер - это движение воздуха.

Педагог: Как мы можем использовать движение воздуха летом в жару?

Дети: Обдувать себя веером.

(Педагог предлагает детям помахать веером, затем показывает ребятам вентилятор).

Педагог: Лопасти вентилятора крутятся, создают колебание воздуха, и образуется ветер. Попробуем ручками создать движение воздуха и образовать ветер.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо (машем руками)

Закачалось деревцо (качаемся из стороны в сторону)

Ветерок все тише, тише (приседаем)

Деревцо все выше, выше (поднимаемся и тянемся к верху).

Педагог: Итак, воздух можно почувствовать?

Дети: Да, воздух можно почувствовать при его движении.

Опыт 7: услышать воздух.

Педагог: Ребята, как вы думаете, воздух можно услышать?

(Ответы детей).

Педагог: Оказывается, воздух можно услышать, и звучать он может по - разному. Попробуем послушать воздух. Приложите к губам край бумаги и подуйте очень сильно. А теперь, подуйте в горлышко бутылки, приложа ее к нижней губе. Получилось услышать?

Дети: Да получилось услышать.

Педагог: Когда мы приводим воздух в движение, мы его слышим. Познакомившись с этим свойством воздуха, люди научились изготавливать музыкальные инструменты - духовые: дудочка, труба, губная гармошка. Попробуем на них поиграть?

Педагог: что же нужно сделать, чтобы услышать воздух?

Дети: Чтобы услышать воздух, нужно привести его в движение.

Опыт 8: сила ветра.

Педагог: Посмотрите на воду. Что можно заметить? Какая вода?

Дети: Вода спокойная

Педагог: Когда нет ветра, вода в море спокойная и это явление называется - штиль.

А теперь слегка подуйте на водичку, что замечаете?

Дети: Появляются небольшие волны.

Педагог: А теперь дуем сильнее, что видим?

Дети: Мы видим большие волны.

Педагог: Такое явление, когда на море сильные волны называется - штормом. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и отгадайте, какой силы ветер в этом стихотворении:

 Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет

 Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах.

Дети: Сильный, ураган.

Педагог: Штиль или шторм?

Дети: Шторм.

Педагог: Предлагаю вам ребята запустить в наше море кораблики и посмотреть. Как разная сила ветра влияет на них.

(Дети запускают кораблики и дуют на них с разной силой).

Педагог: от чего зависит скорость корабликов.

Дети: скорость корабликов зависит от силы ветра.

Педагог: Если сильный ветер дует, что будет на воде?

Ребенок: Если сильный ветер, то будет шторм.

Педагог: А если ветра нет совсем?

Ребенок: Штиль.

Педагог: Почему кораблики плавают по воде и не тонут? Посмотрите на них, какие они?

Дети: пористые там воздух.

Педагог: Да, конечно, в тех предметах, в которых есть воздух - будут плавать, а в которых нет воздуха - утонут.

Предлагаю вам проверить, в каких предметах есть воздух, а в каких нет.

(Дети бросают в воду шарики, камешки, маленькие мячики, монетки, ложки, пробки и т.д. Смотрят и распределяют на два подноса, объясняя свой выбор).

Педагог: Что вы заметили, ребята?

Дети: В тех предметах, в которых есть воздух - плавают на воде, которых нет воздуха - тонут.

Опыт 9: Воздух имеет запах и вкус?

Педагог: Мы уже знаем, что воздух находится вокруг нас. Предлагаю вдохнуть воздух ртом и попробовать, какой он на вкус?

Дети: Воздух безвкусный.

Педагог: Все верно. Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Попробуем понюхать.

Дети: нет, не имеет запаха.

Педагог: Предлагаю проверить?

(Проводит эксперимент с разрезанным апельсином, дети закрывают глаза).

Педагог: Что вы чувствуете?

Дети: Чувствуем апельсин.

Педагог: Чистый воздух не имеет запаха, но он имеет свойство переносить запахи от других предметов или вещей. Вы же чувствуете, как мама дома готовит вам еду, хотя в это время вы можете находиться в другой комнате?

Дети: Чувствуем по запаху, что она готовит.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, где вам легче и приятней будет дышать: в лесу или в городе, где кругом машины?

Дети: Легче дышится в лесу.

Педагог: А почему вам кажется, что в лесу?

(Ответы детей).

Педагог: Наши зеленые друзья – это деревья и растения, которые очищают воздух, чтобы нам было легче дышать.

Педагог: Итак, чем же мы дышим?

Дети: Мы дышим воздухом.

Педагог: Чистый воздух имеет запах?

Дети: Нет, чистый воздух не имеет запаха.

Педагог: А если мы почувствовали запах, что это может означать?

Дети: Что воздух может переносить запахи.

Рефлексия:

Педагог: Ну что, вам понравилось в нашей волшебной лаборатории?

 что это за невидимка, без которого мы не смогли бы жить?

 где он находится? Какими свойствами он обладает?

 воздух можно поймать? Что нужно сделать, чтобы он от нас не убежал?

 что легче вода или воздух? Почему?

 воздух можно ощутить? Как? Что такое ветер?

 воздух можно услышать? Как?

 что такое штиль и шторм?

 почему некоторые предметы плавают, а другие тонут?

 воздух имеет запах и вкус?

Педагог: Молодцы, ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание:

 Вокруг себя мы обернемся

 Раз, два, три

 Немножко ножками пройдемся

 Раз, два, три

 И в детский сад

 Опять вернемся!

Котенок Гав: Вот спасибо, вам ребята. Теперь я понял, что воздух - он везде: он окружает нас, он находится внутри нас, внутри предметов. За то, что вы мне все рассказали и показали в своей волшебной лаборатории, я хочу подарить вам воздушные шарики, которые я наполнил воздухом.

 Дарит шарики детям, прощается и уходит.

Педагог: И нам с вами, ребята, пора выходить на прогулку, подышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...