Развлекательно - познавательная игра - соревнование для старших дошкольников.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сорока Ирина Николаевна

Цель игры - уточнить представление детей о насекомых; развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, уважения к партнерам и соперникам по игре, учить выполнять правила игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlekatelno_poznavatelnaya_igra_sorevnovanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развлекательно – познавательная игра – соревнование для старших дошкольников.

Цель: расширять представления детей о представителях живой природы – насекомых;

- воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде.

Задачи:

- уточнить представления о насекомых;

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление;

- развивать речь;

- воспитывать уважение к партнёрам и соперникам по игре;

- учить выполнять правила игры.

Предварительная работа:

- чтение познавательной и художественной литературы о насекомых;

- загадки о насекомых;

- экологические игры;

- решение проблемных задач;

- ИЗО – деятельность по теме: «Насекомые»;

- зарисовка природоохранных знаков.

Примечание. В игре принимают участие две команды; роль судьи выполняет второй старший воспитатель.

Их очень много на планете,

Об этом знают все на свете,

На обед их любят птицы,

Ты не можешь ошибиться –

Они ползают, летают.

Скажите, как их называют?

Сегодня темой нашей игры будут насекомые, самые многочисленные обитатели планеты Земля.

Ход игры.

Воспитатель уточняет с участниками правила игры.

1. В процессе игры нельзя подсказывать игрокам другой команды.

2. Тот, кто знает ответ, должен поднять карточку (с красным кругом). Карточки есть у всех игроков.

3. Если ответ на вопрос неверен, то отвечают участники другой команды.

4. Если карточки подняты одновременно участниками обеих команд, то на вопрос отвечает та команда, в которой большее количество участников знает ответ (по количеству поднятых карточек); возможную спорную ситуацию разрешает судья.

5. В конкурсе заданий, которые выполняют обе команды, выигрывает та, которая больше наберёт очков.

6. За каждый правильный ответ вручается фишка. В конце фишки подсчитываются.

Разминка.

Цель. Закрепить правила игры.

Черный, да не ворон,

Рогатый, да не бык,

Шесть ног без копыт

Летит воет

Сядет – землю роет.

Жук.

На ромашку у ворот опустился вертолёт

Золотистые глаза,

Кто же это?..... Стрекоза.

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Пчела.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Бабочка.

Целый день он спать не прочь,

Но едва настанет ночь –

Запоёт его смычок,

Музыканта звать … Сверчок.

Не зверь, не птица,

А нос – как спица.

Комар.

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

Кузнечик.

Гудит мохнатенький

Летит за сладеньким.

Шмель.

На полянке возле елок дом построен из иголок

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион

Угадайте кто они, ну конечно… Муравьи.

Модница крылатая.

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит будет плохо.

Оса.

Правила игры вы запомнили.

Первый тур.

Когда мы готовились к игре, узнали много интересного из жизни насекомых. Итак, вопросы для любознаек.

1. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются?

(Хрущи – майский).

2. Чем стрекочет кузнечик?

(На ногах у кузнечиков – зазубринки, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло)

3. Сколько крыльев у жука?

(Две пары крыльев. Верхняя – жесткая, толстая, служит больше для защиты нижней пары – летательной).

4. У кого уши на ногах?

(У кузнечика органы слуха не на голове, а в голенях передней пары ног).

5. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

(Бабочка: яичко, гусеница, куколка).

6. Как готовятся к зиме муравьи?

(Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы, собираются в кучку).

7. Куда осенью деваются бабочки?

(Большинство гибнет, некоторые зимуют в щелях, подвалах, на чердаках).

8. Какие насекомые живут только большими семьями?

(Муравьи, пчелы, осы, шмели).

Второй тур.

«Умный карандаш»

(Второй тур выполняют обе команды одновременно. Командам дается набор картинок и карандаши).

С помощью стрелочек укажите:

- кто для кого является едой?

- кто в каком домике живёт?

Третий тур.

О новостях в мире природы можно узнать из Лесной газеты. Сегодня вашему вниманию предлагается рубрика «Объявления». Решите, кто мог бы дать такое объявление:

1. Срочно сниму квартиру. Желательно с уживчивыми хозяевами, которые не любят убирать.

(Таракан).

2. Если у вас на огороде есть лишняя капуста – пригласите, нечем кормить детей.

(Бабочка – капустница).

3. Тружусь с утра до ночи. Добываю мёд. С удовольствием поделюсь.

(Пчела).

4. Даю уроки игры на скрипке за городом.

(Кузнечик).

5. Создаю радостное настроение своими нарядами. Устроим показ мод.

(Бабочка).

6. Мохнатые сладкоежки просят пригласить на мёд.

(Шмели).

7. Строим бумажные дома – гнезда. Обращайтесь!

(Осы).

8. Работаем с отходами в домах и на улице. Двукрылые подлизы.

(Мухи).

Динамическая разминка «Мак».

На пригорке вырос мак,

Поднять руки вверх, соединить круглые руки

Он склонил головку так.

Опустить кулачки вниз

Бабочка над ним порхает,

Быстро крыльями мелькает

Машут «крылышками» - руками. Кружатся вокруг себя.

По тугому стебельку

Жук ползет, что там вверху?

Присесть и, медленно поднимаясь, поднять руки вверх, соединив пальцы

Внутрь забрался, поворчал

Сложить пальчики в кулак

Круглый домик увидал

Лапкой в стенку постучал,

Постучать пальцами по кулачку

Но ответ никто не дал.

Облетели лепестки

Опустить руки вниз «фонарики»

Высох домик от жары

Сжать кулачки

Стал греметь, как погремушка

Потрясти кулачками

Вот так славная игрушка!

Шагают на месте, хлопают в ладоши.

Четвертый тур.

«Волшебные картинки»

Ребята, пока мы с вами делали разминку, появились две необыкновенные картины. Я предлагаю каждой команде найти на картине насекомых и назвать их. Чья команда найдёт большее количество насекомых, та команда и победит.

Пятый тур.

«Внимание, розыск!»

Ребята, какое-то насекомое потерялось. Представьте, что вы его родственники и должны дать точное описание для того, чтобы найти потерявшегося.

Каждая команда описывает по одному насекомому. Команда соперница отгадывает и подбирает портрет.

Начинает команда…

Шестой тур.

«Оживи картину»

Ребята, для каждой команды приготовлена картина, но, кажется, на них чего-то не хватает. НО, чтобы она ожила, её нужно заселить насекомыми. Игроки обеих команд по очереди должны найти место для каждого насекомого на картине. Победит та команда, которая быстрее и точнее оживит свою картину.

Седьмой тур.

Наши друзья насекомые, к сожалению, часто страдают от неправильных действий человека, который, не зная правил общения с природой, или, нарушая их, обижает насекомых.

Вы должны были выбрать любое насекомое и подготовить обращение к людям от его имени. Команда соперников должна догадаться от чьего имени вы говорите.

Начинает команда…

Восьмой тур.

Меня радует то, что вы смогли рассказать обо всех бедах и опасностях, которые подстерегают насекомых. К сожалению, не все понимают, как нам необходимы насекомые, как без них станет беден наш мир. Но есть люди, профессия которых охраняет природу – экологи, энтомологи, биологи. Они придумывают  природоохранные знаки. Со многими из них мы уже знакомились. Сегодня я предложу вам новые знаки. Посоветуйтесь командами и расшифруйте эти знаки.

Знаки расшифровали, а теперь слово судье.

Вы, дети, любознательные, с интересом и вниманием относитесь к проблемам мира природы. Игра закончилась и пора подвести итоги.

Ничтожных в мире нет существ, коль труд познанья сладок.

Везде и всюду волшебство и тайный скрыт порядок.

От еле видной тли до звёзд исполнен мир загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно-познавательной игры «Вопрос на засыпку». (старший дошкольный возраст)

Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Развивать внимание, любознательность.Закреплять представления о явлениях окружающ...

ВЫРУЛИМ ВМЕСТЕ! -Сценарий развлекательно-познавательной игры для детей и родителей

Цель:  повысить продуктивность профилактической работы по   предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма  ДОУ с родителями посредством организации совместного ме...

Игра соревнование для старших дошкольников «Дорожные знаки».

Развлечение – игра соревнование « Дорожные знаки». ...

Сценарий познавательной игры - соревнования "Счастливый случай"

Приветствуем сегодня всех,Мы рады встрече с вами....

Конспект развлекательно – познавательной игры в старшей группе «Моя Родина - РОССИЯ»

Формировать патриотические чувства любви к своей Родине – России...

Познавательная игра – соревнование «Дорога без опасностей» по правилам дорожного движения в старшей группе

Познавательная игра - соревнование по правилам дорожного движения, которая развивает у детей способность самостоятельно проявлять инициативу, решать поставленные задачи, умение анализировать, предпола...

Познавательная игра – соревнование «Счастливый случай» для детей и родителей средней группы.

Познавательная игра – соревнование «Счастливый случай»  для детей и родителей средней группы....