Путешествие в мир бумаги.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Закирова Лилия Махмудовна

Занятие для детей подготовительной к школе группы детского сада направлено на расширение представлений детей о бумаге, её качествах и свойствах;

развивать умение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента познакомить детей со способом производства бумаги;

развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности;

развивать координацию движений, мелкую моторику руки;

развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение;

воспитывать в детях интерес к познанию окружающего мира, любознательность;

воспитывать в детях взаимопомощь и умение выслушивать товарищей, воспитателей;

Ведущая образовательная область: познание;

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, физическая культура.

Предметно-развивающая среда образовательной деятельности:

разные виды бумаги( салфетки, цветная бумага, цветной картон, калька, открытка, книги, билеты…), материал для опытов, карточки с цифрами, со значками, клеенки, изопринадлежности, образцы, заготовки для поделок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_bumagi_3.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в мир бумаги.      

Цель: расширение представлений детей о бумаге, её качествах и свойствах.

Задачи: Образовательные:

развивать умение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента познакомить детей со способом производства бумаги.

Развивающие:

развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности.

развивать координацию движений, мелкую моторику руки.

развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение.

Воспитательные:

воспитывать в детях интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

воспитывать в детях взаимопомощь и умение выслушивать товарищей, воспитателей.

Ведущая образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, физическая культура.

Предметно-развивающая среда образовательной деятельности:

разные виды бумаги( салфетки, цветная бумага, цветной картон, калька, открытка, книги, билеты…), материал для опытов, карточки с цифрами, со значками, клеенки, изопринадлежности, образцы, заготовки для поделок.

Раздаточный материал: разные листы бумаги, бумага разного качества, готовые цветные формы из картона.

Предварительная работа: беседы, изготовление поделок из бумаги, из картона, изодеятельность, рассматривание и чтение книг и т.п.

Содержание непосредственной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Загадка:(дети стоят полукругом)

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями! (Приветствие детей).

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Можно, я загадаю вам загадку? Тогда слушайте.

  • Я белая как снег. Дружу с карандашом

Где он пройдёт – заметочку кладёт. (Бумага)

А как вы догадались, что это бумага? Какие слова подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей).

  • Листаю книгу. Будто птицы, порхают белые…(страницы).
  • Нарисую лето, маму и себя. На мне – панаму. Море, радугу и дом. Всё хранит в себе…(альбом).
  • Будем весь урок писать, пригодится нам…(тетрадь).
  • Склеена, сшита, без дверей, а закрыта. Кто её открывает – Многое знает…(книга).

Значит: страницы, книги, альбомы, тетради изготавливают из чего?(из бумаги).

Правильно ребята. Все эти предметы изготавливают из бумаги.

Что же такое бумага? Из чего её делают? Как она появилась?

Презентация по теме занятия. Вопросы детям по увиденной презентации.

- Ребята, я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем с вами проводить работу с бумагой, увидим, что с ней можно сделать.

Вы, хотите там побывать? Ребята, давайте оденем волшебные фартуки и окажемся в чудесной мастерской. Теперь проходите за интересные столы.

- Ребята, на каждом столе у вас лежат листы разной бумаги. Возьмите каждый по одному листу бумаги. Внимательно рассмотрите, тщательно потрогайте, погладьте свой лист бумаги.

- А какая бывает бумага?(Ответы детей)

Значит, бумага бывает: матовая, глянцевая, прозрачная, гладкая, шершавая, тонкая, толстая, цветная, бумага одного цвета, плотная, рыхлая, светлая, темная, мягкая бумага. Правильно, ребята. Как хорошо, что есть так много разной бумаги. Можно использовать её для изготовления разных поделок.

А теперь ребята, давайте проведём работу с бумагой. Начнём работу с 1стола. А помогут нам в этом Иннокентий и Диана. На столе у каждого из вас лист разной бумаги, емкость с водой, салфетки для рук по необходимости.  Иннокентий, что у тебя за бумага?(ответ ребенка), Диана, что у тебя за бумага(ответ ребенка)ребята, вы правильно определили  название бумаги. А теперь опустите свои листы бумаги в емкость с водой.

- Что произошло? (Бумага намокла)

- Салфетка намокла быстрее или картон? (Салфетка)

- Почему салфетка намокла быстрее? (Салфетка тонкая и рыхлая)

- Правильно. Давайте достанем салфетку из воды. Что с ней произошло? (Она намокла и распалась).

- Почему салфетка распалась? (Она тонкая и рыхлая)

- Правильно. Теперь достанем картон из воды. Что произошло с картоном? (Он намок, но не распался для этого нужно больше времени).

- Почему картону нужно больше времени? (Картон плотный и потолще чем салфетка).

- Правильно. Сделаем вывод: «Бумага мокнет и распадается». Прикрепим значок.

Проведем работу с бумагой за 2-м столом. А помогут нам в этом Аделя, Инзиля и Марат. Перед вами на столе лежат листы разной бумаги. Аделя, что у тебя за бумага? (Цветная бумага), а у тебя Инзиля? (Цветная салфетка), а у тебя Марат? (Картон). Правильно. Возьмите в руки свои листы бумаги и хорошенько сомните .

- У всех бумага смялась? (Да)

- А всем её было легко смять? (Нет).

- Почему у одних бумага смялась легко, а у других нет?

- Аделя, почему тебе легко было смять свою бумагу? (Она тонкая, мягкая, гладкая)

- Инзиля, почему тебе легко было смять свою бумагу? (Она тонкая, рыхлая)

- Марат, почему тебе трудно было смять свою бумагу? (Она плотная и толстая).

- Правильно. Значит бумага мнется легче, если она тонкая, мягкая, рыхлая, а если она плотная, толстая, тем её труднее смять.

- Ребята, а в каких случаях можно мять бумагу? (Для поделки можно, а книги нельзя). Вот посмотрите, ребята, какую поделку можно сделать из смятой бумаги.

 Сделаем вывод и прикрепим значок: «Бумага мнется».

Проведём работу за 3-м столом, а помогут нам в этом Амир А., и Амир Н..

У вас на столе также разные листы бумаги и ножницы.

- Амир А.- скажи, что у тебя за бумага? (Гафрированная бумага).

- Амир Н.- скажи, что у тебя за бумага? (Цветной картон).

- Ребята, попробуйте порвать бумагу, а теперь попробуйте разрезать её ножницами.(Дети отрывают небольшие кусочки бумаги и отрезают её ножницами).

- Ребята, всем ли удалось порвать, разрезать бумагу? (Да).

- Какую бумагу легче и быстрее порвать и разрезать ножницами? (Тонкую)

- А почему? (Она рыхлая, тонкая, мягкая).

Значит, чем толще и плотнее бумага, тем труднее и дольше её разорвать и разрезать  ножницами.

Сделаем вывод и прикрепим значок на доске: «Бумага рвется, режется».

Ребята, бумага материал прочный или нет ? (Нет). Поэтому, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.

А теперь проведём работу с бумагой за четвёртым столом, а помогут нам в этом Адель и  Шамиль. Перед вами также лежат листы разной бумаги, ватные палочки, емкости с растительным маслом, салфетки для рук по мере необходимости. Адель, что у тебя за бумага? (Картон), а у тебя Шамиль, что за бумага? (Салфетка)

Инструктаж перед началом работы.

Возьмите каждый в руки ватную палочку и опустите её в ёмкость с растительным маслом

И оставьте, пропитанной маслом, ватной палочкой след на своём листе бумаги.

Что произошло? (Бумага  пропиталась маслом)

У кого из вас, бумага  пропиталась маслом быстрее?(У Шамиля)

Почему? (Салфетка тонкая, рыхлая)

- А что произошло с картоном? (Он пропитывался маслом дольше)

- Почему? (Картон плотный и толще чем салфетка)

Какой сделаем вывод: масло пропитывает бумагу. Закрепим значок на доске.

А теперь проведем работу за 5-м столом, а помогут нам в этом Амина и Эльвина.

Амина,что у тебя за бумага? (Салфетка)

Эльвина, что у тебя за бумага? (Специальная бумага).

Амина – если взять небольшую часть салфетки и начать скручивать её сверху вниз или снизу вверх, то получиться скрученная трубочка.

А легко ли  скрутить салфетку в трубочку? (Да).

- Почему? (Тонкая, мягкая, рыхлая). А картон? ( тяжелее)

- Почему? (плотный, толстый).

Эльвина – если взять полоску специальной бумаги и скрутить, свернуть её в спираль, нанеся на конец полоски клей, то получится заготовка для будущей поделки. Этот метод скручивания в спираль полосок, из специальной бумаги, называется - «Квиллинг». Где используют специальную бумагу и инструмент для скручивания.

Значит бумагу можно скрутить, свернуть в трубочку, в спираль.

Прикрепим значок на доске.

- Ребята, следующую работу с бумагой мы проводить не будем. Я вам покажу значок.

- Что означает этот значок, эта карточка? (Бумага горит).

- Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар)

Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь!

- Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит.

«Спички детям не игрушка».

Вывод: «Бумага горит». Прикрепим значок.

Сейчас, ребята, мы с вами повторим, что:

  1. Бумага мокнет и распадается.
  2. Бумага мнется.
  3. Бумага рвется и режется.
  4. Бумага пропитывается маслом.
  5. Бумага скручивается в трубочку, в спираль.
  6. Бумага горит.  

А теперь ребята проведем физкультминутку: «С неба падают снежинки».

- Ребята, сегодня мы говорили с вами о том, какая бывает бумага и что с ней можно сделать, провели работу с бумагой. Узнали, что такое «Квиллинг», а теперь давайте попробуем с вами применить полученные знания при изготовлении поделок,  украшений для новогодней ёлки.

- Ребята, присаживаемся за стол и начнём работу. Перед вами готовые формы из цветного картона, заготовки из цветных салфеток, цветной бумаги и бумаги для квиллинга, клей, салфетки для рук по необходимости.

Инструктаж перед началом занятия, работы.

Пальчиковая игра: «Новый год».

- Ребята, какие замечательные у вас получились новогодние украшения и все это из такой замечательной бумаги. А где ещё используют бумагу? (Книги, тетради, журналы, для обёртывания чего-либо и т. д.).

Бумага бывает: гладкая, шершавая, плотная, рыхлая,тонкая,толстая,матовая,глянцевая, прозрачная, мягкая, темная, светлая, цветная, бумага одного цвета или однотонная.

Бумага: 1.Мокнет и распадается.

              2.Мнётся.

              3.Рвётся и режется.

              4.Пропитывается маслом.

              5.Скручивается в трубочку, в спираль.

              6.Горит.

А сколько ещё интересного можно узнать о прекрасной бумаге, которая делает нашу жизнь интересней и ярче, но об этом мы уже узнаем на следующем занятии.

- Ребята, давайте повесим ваши новогодние украшения на ёлку, ведь скоро Новый год.

А сейчас, я хочу прочитать вам стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги»

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Нет, ждёт тебя удел иной!

Однажды карандаш цветной

Пройдётся по всему листу,

Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,

И красным будет пароход.

И чёрным будет в небе дым

И солнце будет золотым!

А теперь, ребята, давайте попрощаемся с нашими замечательными гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...

«Путешествие в прошлое бумаги»

Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательной области «Познание». Форма работы – рассказ воспитателя. Пр...

Путешествие в мир бумаги

Программное содержание:1.  Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.2.  Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...

Выступление "Ознакомление воспитанников шестого года жизни с бумагой через проект "Путешествие в прошлое бумаги"

Выступление раскрывает систему работы по ознакомлению воспитанников шестого года жизни с бумагой через проектную деятельность....