Наблюдения за березами
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Прокопова Светлана Петровна

Учить детей замечать изменения, происходящие с деревьями осенью. Показать красоту берез. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдения за березами

     Задача.  Учить детей замечать изменения, происходящие с деревьями на участке группы.

Наблюдение 1

     Цель.  Закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке. Показать красоту берез. Учить детей бережно относится к деревьям.

     Педагог.  Ребята, недавно вы с воспитателем посадили молоденькое деревце? Назовите его.  (Береза.)

     - Сколько берез растет сейчас на нашем участке? (Три березы.)

     - Чтобы различать березы, назовем их по-разному. Как назовем самую молоденькую березу, которую недавно посадили? (Березонька.)

     - Как назовем березу, растущую за песочницей?  (Березка.)

     - А кудрявую березу сбоку от веранды мы назовем?  (Береза.)

     - Повторите названия наших берез и покажите, где какая растет. (Березонька, березка, береза.)

     - Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой. Послушайте стихотворение Т.А. Шорыгиной «Береза»:

                              Березка белый

                              Сарафан надела,

                              Кудри завила,

                              Косы заплела.

                              До чего же хороша,

                              Словно девица-душа!

     - На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

    - Поэт А.Прокофьев написал стихотворение:

                             Люблю березку русскую,

                             То светлую, то грустную,

                             В белом сарафанчике,

                             С платочками в карманчиках,

                             С красивыми застежками,

                             С зелеными сережками.

     - Ребята, какие еще деревья растут на нашем участке? (Дикая яблоня. Липы. Маленькая сосна. Маленький каштан.)

     - Вспомните, что еще посадили мы в начале осени?  (Иву. Две рябины. Три елочки.)  Посмотрим, как эти деревья перезимуют.

     - Смотрите, как много деревьев у нас растет. Как мы будем заботиться о них? (Окапывать. Рыхлить землю. Поливать.)  

     - По какому характерному признаку можно отличить березу от остальных деревьев? (Кора у березы белая с черными черточками.)

     - Правильно. Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными полосками, ажурной кроной, многими целебными свойствами. Белая кора березы называется береста. У молоденьких берез она гладкая. Потрогайте ее рукой. Через эти черные точки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

     - Какие листья у берез? (Зеленые. Похожи на сердечки. С зазубринами по краям.)

     - Какое сейчас время года? (Осень.)  Какие изменения происходят в жизни растений осенью? (Они готовятся к зиме. Сбрасывают листья.)

     - Есть такая народная примета:  если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. Теперь на прогулках будем наблюдать эту примету.

                                                                         

Наблюдение 2

(через 3 дня)

     Цель.  Учить детей замечать изменения, которые произошли с березами, отражать их в своей речи, связывать это с погодными условиями.

     Педагог.  Внимательно посмотрите на березы.

     - Какие изменения произошли с ними. (У березоньки пожелтели листья. У березы начинают желтеть листья. А береза стоит зеленая.)

     - Как вы думаете, ребята, почему сразу пожелтели все листья у березоньки? (Потому что березонька маленькая. Ее только посадили. У нее маленький корешок. Она плохо приживается на новом месте. Стало холодно, идут дожди.)

     - Почему у двух березок листья пожелтели, а у березы еще зеленые? (Она выше. Она давно растет.)

     - Наша береза растет уже четвертый год. Она окрепла. Растет на свету, просторно ей. Вообще дерево береза растет быстро, недаром люди ее называют гонким (быстрорастущим) деревом. Наша береза получает много света, даже редкие солнечные лучи осенью на нее попадают, ей хорошо. Поэтому она пока не собирается сбрасывать листья.

     - Ребята, что означает слово «береза»?  

     - Оно означает «Белый» – дерево назвали так по цвету коры. Береза красивое дерево в любое время года. Я вам прочту стихотворение И.Семеновой «Березка».

                                                Это модница лесная

                                                Часто свой наряд меняет:

                                                В шубке белой – зимой,

                                                Вся в сережках – весной,

                                                Сарафан зеленый – летом,

                                                В день осенний – в плащ одета.

                                                Если ветер налетит,

                                                Золотистый плащ шуршит.

     

Наблюдение 3

(через 3 дня)

     Цель.  Расширять знания о растительном мире. Развивать наблюдательность – отметить изменения у берез на участке. Развивать речь, память, внимание.

     Педагог.

     - Внимательно посмотрите на березы. Вспомните, какими они были три дня назад? (У березоньки листья совсем облетели. У березки осталось очень мало желтых листочков. А большая береза еще зеленая.)

     - Почему березонька уже без листьев? (У березоньки было мало листьев. Они быстро пожелтели. Был дождь и сильный ветер. Он сорвал все листья.)

     - Верно. Осенью порывистый ветер налетает на деревья, гнет их, треплет ветки и срывает листья.

     - У березки мало листьев осталось. Почему? (Она растет в тени. Ей мало света и тепла. Поэтому она и сбрасывает листья.)

     - Ребята, обратите внимание на другие деревья. Они изменились? (Каштан сбросил листья. Липы тоже стоят без листьев. Старая ива еще с зелеными листьями.)

     - Видите, у каждого дерева свой календарь сбрасывания листьев. Каждое дерево по-своему готовится к зиме. Но все деревья зимой находятся в состоянии покоя, кроме хвойных деревьев. У нас есть такие на участке? (Сосна и три елочки.)

     - Вспомните нашу примету. (Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.)

     - Вы наблюдали за березками. Где начинают желтеть листья на березках? (На березке посередине.)

     - Обычно листья на березе начинают желтеть, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Но бывает и по-другому. Посмотрим, где пожелтеют листья у последней березы.

Наблюдение 4

(через 3 дня)

     Цель.  Расширять знания о растениях. Продолжать наблюдать за березами на участке, связывать изменения с погодными условиями. Развивать внимание, речь.

     Педагог. Посмотрите, ребята, на березку и березу? Есть ли изменения в их облике? (Березка стоит без листьев. А береза вся пожелтела. На земле много желтых листочков.)

     - Почему береза сразу вся пожелтела, а не постепенно? (На улице идут дожди. Очень холодно. Дует сильный ветер.)

     - Действительно, стояла наша кудрявая зеленая береза дольше всех деревьев на участке. Все красовалась. Хорошее у нее место за верандой. Но и до нее добрались холодные осенние ночи, порывистый ветер. Решила береза поскорее сбросить листья и отдохнуть зимой, набраться сил до весны. За выходные дни береза пожелтела. Возможно, через два – три дня ветер сорвет все листья.

     - Помните народную примету: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. И какая же будет весна? Как желтели березы? (С середины. Весна будет хорошей, средней.) Посмотрим!

     - Что останется на ветках березы? (Маленькие почки.)

     - А зачем березе почки? (Из почек вырастут листочки.)  Когда? (Весной.)

     - Ребята, а у других деревьев есть сейчас почки? Посмотрите. Если дерево осенью без листьев, но есть почки на ветках – значит, оно живое и весной опять будет радовать нас, давать нам прохладу в жаркий день.

     - Чем еще полезны наши деревья? (Очищают воздух. Делают его чистым.)

     - Какое еще дерево стоит с пожелтевшими листьями? (Большая ива.) Остальные деревья стоят голые, без листьев.

     - Пожелаем деревьям спокойной зимы, хорошо им отдохнуть зимой и порадовать нас весной своими листочками.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка на детской площадке "наблюдение за березой"

Прогулка на детском участке " Наблюдение за березой"Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи межд...

Наблюдения за березой в средней и подготовительной группах

Представлены наблюдения за деревом "береза" в средней и подготовительной к школе группе по сезонам; и все возможные проводимые эксперементы по теме....

Наблюдение за березой весной.

Прогулка в средней группе...

наблюдение за березой

ознакомление с окружающим...

Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»

В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас...


 

Комментарии

Уважаемая, Светлана Петровна. Мне понравился цикл наблюдений за деревьями. Очень интересный подход в визуальном сравнении березок. Учит детей анализировать, сближает с природой. Признаюсь честно сама для себя открыла новое в вашем конспекте - приметы пожелтения листвы (сверху, снизу ствола). Спасибо за опыт! Возьму себе в работу ваш подход к изучению деревьев с детьми.