«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми»
статья по окружающему миру на тему

В материале отражены задачи познавательно -, исследовательской деятельности  для младшего и старшего дошкольного возраста, какие бывают эксперименты по форме и по характеру, формы и методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми»

Цель:  Освоение педагогами организации   опытно-экспериментальной деятельности с детьми и ее последующее активное применение в практической деятельности.

        Китайская пословица гласит  «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».                                                                                       Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.

Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. (Н.Н. Подьяков)

*Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

*Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

ФГОС      Интегративное качество «Любознательный, активный»

  •  …интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире  предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
  • в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Задачи познавательно-исследовательской          деятельности:

                                            Младший дошкольный возраст:

  •  способствовать  вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию   (ведущая роль педагога);
  •  активизировать  желание искать пути разрешения проблемной ситуации   (вместе с педагогом);
  •  развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
  •  формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности  (практические опыты)

Старший  дошкольный возраст:

  •  формировать  предпосылки  поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  •  развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью   взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  •  развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  •  развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать  выводы.

Экспериментальная деятельность для развития  личности ребенка дает:

  • Сформированность интереса к элементарному экспериментированию;
  • Умение видеть и выделять проблему;
  • Целеустремленность , целенаправленность,  целеполагание;
  • Умение планировать деятельность;
  • Обращение с элементарными приборами;
  • Умение анализировать и делать выводы , умозаключения;
  • Повышение познавательной активности, любознательность;
  • Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение);
  • Инициативность, самостоятельность,   саморегуляция деятельности;
  • Осознанность  деятельности;
  • Воля  (упорство в достижении цели,  настойчивость, доведение дела до конца);
  • Развитие речи  (связность,  логичность,  доказательность, грамматическая правильность  речи)

Обучение в рамках исследовательского подхода происходит по средством:

  • опоры на непосредственный опыт ребенка;
  • расширения опыта в ходе поисково-исследовательской деятельности;
  • активного освоения мира;
  • самостоятельного добывания детьми знаний и выбора ими способов действия;
  • создания проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в  нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо  развивать умения:

1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.

2. Выдвигать гипотезы, строить предположения 

3.Задавать вопросы.

4.Оперировать понятиями: «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.

5.Классифицировать.

6.Наблюдать.

7. Делать выводы и умозаключения.

Роль педагога в повышении активности ребенка  в  познавательно-исследовательской деятельности:

1. Стимулирует интерес

2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка

3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

4. Помогает в составлении алгоритма, правил, ограничений

5.Использует приемы РТВ

Эксперименты бывают

По форме организации:  

1. индивидуальные или групповые,

2. однократные или циклические                   (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По характеру мыслительных операций:  

Констатирующие  (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление)

Сравнительные  (позволяющие увидеть динамику процесса);

Обобщающие  (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Принципы построения  опытно-экспериментальной деятельности

в работе с детьми:

  • Принцип научности;
  • Принцип целостности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
  • Принцип доступности;
  • Принцип активного обучения;
  • Принцип креативности;
  • Принцип результативности.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

1. Специально – организованное обучение в форме занятий;

2. Совместная деятельность взрослого с детьми;

3. Свободная самостоятельная деятельность.

Формы работы:

Занятия, плановые эксперименты, дидактические игры, беседы, наблюдение и труд, работа в лаборатории. Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в «Уголке природы». Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка, ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину.

 В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

- осознание того, что хочешь узнать;

- формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

- выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов; - фиксирование результатов, анализ полученных данных;

- словесный отчет об увиденном и формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно – экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В блоке организованного обучения проводятся занятия обобщающего характера (итоговое занятие проводится 1 раз в месяц).

 Цель: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно – экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

В блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в «лаборатории» и в «уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности.

Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы 

(условно их можно разделить на четыре  группы)

1. Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются: причинно – следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа,

4. Проблемно – поисковый метод, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

                                                                                                                      Последовательность детского экспериментирования                                     (по Н.Н. Поддъякову)                                                                                                      1. Постановка проблемы;

2. Поиск путей решения проблемы;

 Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3. Проведение наблюдения;

4. Обсуждение увиденных результатов;

5. Формулировка выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.

Ведущими задачами являются: -  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;    ...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...